Маранафа Медиа - Россия

Единородный Сын: Обученный ребёнок или великий архитектор?

Опубликовано Янв 29, 2022 от Адриан Ибенс в Отец и сын
489 Отметки

Адриан Ибенс

БОЖЕСТВЕННЫЙ РИСК

Глава 5

ОБУЧЕННЫЙ РЕБЁНОК ИЛИ ВЕЛИКИЙ АРХИТЕКТОР

Важно осознавать это различие между рождённым Сыном и «Богом Сыном» с точки зрения того, как мы приближаемся к Богу, и что мы понимаем о Нём. Интересное для изучения место находится в книге Притч.

Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Притчи 8:12-16

Что за личность говорит в этом отрывке? Ранее в этой главе мудрость, кажется, представлена как женщина.

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери. Притчи 8:1-3

Но далее в этой же главе мудрость описывается в мужском роде.                                 

Тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время… Притчи 8:30

Слово художница (на иврите – художник, искусный мастер, а в английском переводе – master craftsman) в оригинале имеет мужской род и, следовательно, указывает на мужчину, а не на женщину. Было много споров о том, существует ли связь между этой личностью, называемой мудростью, и Иисусом Христом. Те, кто отвергает такую связь, говорят, что мудрость – это просто представление отвлечённого понятия в человеческом образе, то есть случай персонификации.[1] Те же, кто принимают,[2] ссылаются, например, на такие места в Библии:

Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость… От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. 1 Коринфянам 24:30

Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Колоссянам 2:2-3

Если мы позволим Библии быть её собственным толкователем, разве не очевидно, что существует прямая связь между Христом и мудростью? Одна из причин нежелания устанавливать эту связь заключается в том, что стихи, которые мы цитировали в предыдущей главе, представляют мудрость как рождённую.

В статье, которую я процитировал выше в сноске номер 1, один из аргументов, выдвинутых для отрицания связи между мудростью и Христом, заключается в том, что Свидетели Иеговы используют эти стихи, чтобы доказать, что Сын Божий является сотворённым существом (сотворённым, а не рождённым – единородным от Отца,     на этом акцент). Поскольку христианство отвергает, что Христос является сотворённым существом, то и автор статьи в Википедии желает разорвать связь между мудростью и Христом в умах читателей. Но должны ли мы отвергать что-то просто потому, что у какой-то религиозной группа есть свой взгляд на сей счёт? Рождённый Сын не является сотворённым существом. Использование взглядов другого сообщества на библейский текст с целью побудить мыслительный процесс человека двигаться в определённом направлении – это очень сомнительно, не та ли? Но как мы уже говорили в предыдущей главе, рамки Троицы и её предположения обладают способностью загонять человеческий разум в угол, заставляя его мыслить в определенном направлении, при этом самые очевидные связи могут быть просто отброшены.

Как же тогда быть с упоминаниями о мудрости в женском роде? Не умоляет ли это обстоятельство взаимосвязи?

Я обернулся на голос, который говорил со мной, и увидел семь золотых светильников. Среди светильников стоял Некто, «как бы Сын Человеческий». Он был одет в длинное одеяние, а грудь Его была опоясана золотым поясом. Откровение 1:12,13 (Новый русский перевод)

Описание одеяний Христа в данном отрывке содержит указание на грудь, по-гречески – мастос (mastos). Это слово используется для обозначения женской груди. Также у нас есть слово мастит, которое означает воспаление молочной железы. Почему Иисус упомянут здесь в связи с термином, обозначающим женскую грудь? Это подводит нас к таким библейским текстам.

Как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. 1 Петра 2:2

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Иоанна 1:1

Мы также видим, как Иисус говорит о Себе, используя женские качества, например, в этом тексте:

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Матфея 23:37

Поэтому описание мудрости в женском роде имеет абсолютный смысл. Ведь Христос ясно проявляет как мужские, так и женские качества, ибо и мужчина, и женщина созданы по образу Божьему.

Имея это в виду, давайте немного углубимся в текст, в котором говорится об искусном мастере или опытном зодчем.                                  

Тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время… Притчи 8:30

Дословный перевод читается так: «Когда я был рядом с Ним, один воспитывался». Почему Библейская Версия Короля Иакова переводит это слово как воспитывался, а не искусный мастер?

Транслитерация на иврите - 'âmôn [H525]. Корневым словом для этого является 'âman [H539], что означает «укреплять или поддерживать; воспитывать в качестве родителя или кормилицы». Ещё одно похожее слово, которое несёт в себе значение искусного мастера, – это 'âmân.[H542]. Таким образом, перевод слова 'âmôn как опытный архитектор или квалифицированный мастер является правильным переводом, потому что это включено в значение... В других переводах мы также видим сдвиг значения от глубоко личного интимного – вскармливание и ухаживание – до особого ударения на значении опытный и квалифицированный архитектор. Если мы откроем перевод короля Иакова, Женевский или голландский, то увидим описание того, как родитель с любовью воспитывал, лелеял и окружал заботой своё дитя. Слово, переведённое в Biblia Hebraica как обласканный, в оригинале является существительным. Староанглийское значение этого слова как существительного – это тот, кого очень любят.[3]

Нам представлена картина нежного Отца, Который очень любит Своё дитя. Также явлен процесс обучения этого ребёнка и его подготовки. Это значение находит отражение в словах, которые Отец сказал Своему Сыну при Его крещении.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Матфея 3:17

Это прекрасно сочетается с Притчами 8:30, где в версии короля Иакова говорится: «Я ежедневно был его радостью».

В бесконечной мудрости Божьей древнееврейский текст даёт читателю возможность перевести выражение как опытный архитектор или возлюбленное дитя, которого обучает Его Отец. Что вы видите? Выбор, который вы делаете, определённо говорит нечто об Отце. Это нежный Отец, заботящийся о Своём драгоценном Сыне и радующийся Ему? Или это хвастливое заявление Христа о том, что Он гениальный зодчий, чьё мастерство даёт повод Отцу восхищаться Им?[4]

В конце главы 3 мы заявили следующее:

Приход к Отцу через Сына – таков контекст данного заявления Иисуса о том, что Он является путём, истиной и жизнью. Иисус – это истина об Отце, и поэтому Он – единственный путь к Отцу. Значение этих слов гораздо глубже, чем просто умение обращаться к Отцу в молитве. Это охватывает всё, что мы можем знать о Боге, включая тему всеведения.

Когда Иисус пришёл на эту землю, Он сделал видимым то, что было невидимым. Это ключевое звено работы Иисуса.                         

Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Колоссянам 1:15

Внимательно рассмотрите следующие стихи в свете того факта, что Христос – это тот, кто делает невидимое видимым.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём. Луки 2:40

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. Луки 2:52

Говорят ли эти стихи только о жизни Христа на земле, или они раскрывают то, что было скрыто от основания мира?

…А ныне явлена через писания пророков и, по велению вечного Бога, стала известна всем народам, чтобы все покорились вере. Римлянам 16:25

Земная жизнь Иисуса отодвинула завесу вечности, и нам открылось то долгожданное, что было скрыто в веках. В детстве Христа на земле мы открываем для себя нежное Отцовство нашего Бога, Который с любовью воспитывал Своего Сына в царстве вечности. Это проливает гораздо больший свет на следующие высказывания Иисуса:

На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает [G1166] Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Иоанна 5:19-20

Греческий словарь Тайера даёт следующее значение для слова показывает:

1) показывать, выставлять на обозрение;

2) метафорически:

2а) давать показания или доказательства чего-либо;

2b) показывать словами или учить.

Иисус ясно говорит нам, что Его Отец научил Его всему. Эта мысль расширена в Псалмах. Разве Христос не указывал Своим ученикам на Псалмы, которые пророчествуют о Мессии? (Луки 24:44)

Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.  Псалом 39:8-9

Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. Псалом 24:4-5

Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. Псалом 26:11-12

Возлюбленный Сын Божий открывает нам нежную отеческую любовь Отца, который вскармливает и наставляет Своего Сына. Это полностью преображает для нас смысл и важность знания. В рамках Троицы знание (сила всеведения) является признаком вашей внутренней ценности или достоинства, а раз так, то сами критерии такого достоинства подталкивают и вынуждают вас знать абсолютно всё. Рождённый Сын, Который научился всему у Своего Отца, переопределяет привычное значение знания. Очевидно, что Сын Божий не только не знал всего, но на самом деле Он ничего не знал, и это Отец научил Его всему.

В Троице нет чёткой картины послушания, обучения и роста внутри божественного. Сама суть понятий «Отец» и «Сын» говорит нам о любви, руководстве и о том, к кому можно обратиться за наставлениями. Если Сын Божий, Которому вы поклоняетесь, не обладает этой способностью в Своей сущности, тогда вас больше привлекает идея необходимости знать вещи и всегда иметь ответ. Это также предполагает, что просить руководства – это слабость, потому что «Бог-Сын» не делает этого, потому что Он уже всё знает. Стоит ли удивляться, что наши личные отношения с Небесным Отцом столь сложны, когда мы идеализируем Сына, Которому не нужен совет и пример Отца?

В этом месте я хотел бы с любовью поделиться с вами одни ощущением, почти зримой картиной. Размышляя о единородном Сыне, я слышу звук больших цепей, с грохотом падающих и разбивающихся вдребезги. Словно камень спадает с моих плеч, и я всеми фибрами души чувствую, что наконец-то свободен – свободен от порабощающего поклонения всезнанию и всеведению. Именно это побуждает людей быть всезнайками, потому что они поклоняются «Богу-Сыну», чья божественность определяется тем, что Он Сам абсолютно всё знает и Ему не нужно учиться чему-либо у Своего Отца.

Если Сын Божий – всеведущий всезнайка, то Он не может продемонстрировать нам образец ученика, кроме как пример Своей жизни на земле. Это противоречие скрывается в более широкой картине «Бога-Сына», который знает всё и которого никто никогда ничему не учил.

В единородном Сыне нам дано увидеть драгоценную реальность ученичества, дано узреть верного ученика, которого ведёт и защищает рука Его Отца. Разве вы не слышите голос свободы в этих словах?

Продолжение следует...

[1] https://www.equip.org/article/who-is-wisdom-in-proverbs-8/

[2] https://www.reformation21.org/articles/does-proverbs-speak-of-jesus.php

[3] https://en.wiktionary.org/wiki/fondling

[4] For an expansion of this contrast please see the book Identity Wars available at fatheroflove.info