Маранафа Медиа - Россия

Деяния нашего нежного Бога: главы 7-15

Опубликовано Фев 22, 2020 от Джей А. Шульберг в Вечное Евангелие
Переведено Алексей Герасимов
278 Отметки

8

Уничтожающий Змей

Язвы, которые Бог послал на египтян, обычно воспринимаются как одно из самых преднамеренных разрушительных действий Бога. При поверхностном прочтении может показаться, что нет другого способа истолковать эти события с помощью Библии. Но давайте вспомним стих, который мы читали ранее: "Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь". Исаия 55:8

Бог поручил Моисею вывести детей Израиля из египетского рабства на свободу. Также ему было поручено предстать перед взором фараона, чтобы заранее предупредить о наступающих на его страну бедствиях. Когда Бог встретил Моисея в пустыне, то дал ему наглядный урок, который Моисей и Аарон позже продемонстрируют фараону, чтобы показать правителю, какова будет роль Бога в грядущих катастрофических событиях:

И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простёр руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. (Исход 4:2-4)

И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем… И будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения. (Исход 4:14,16-17)

Моисей должен был явиться перед фараоном как представитель Бога. Цель этого Божьего свидетельства состояла не просто в проявлении силы; оно было дано как наглядное изображение, чтобы помочь выявить и указать на истинного разрушителя. Когда Моисей в качестве Божьего представителя держал жезл в руке, он символизировал силы природы под контролем Бога. Никакие бедствия не обрушатся на Египет, пока Божья рука защищает и сдерживает разрушительные силы природы. Когда Моисей бросил жезл, посох превратился в змея и стал символом зла и разрушения. Это знамение изображало силы природы, вышедшие из-под контроля Бога и находящиеся теперь под контролем Сатаны–разрушителя.

За сотни лет до времён Моисея Иосиф (проданный в рабство своими братьями)истолковал тревожные сны фараона, и благодаря этому жизненное положение израильтян стало намного лучше. Фараон возвысил Иосифа, позволив занять ему самое почётное место, для толкования пророческих снов и для подготовки нацию к семилетнему голоду, о котором предупреждалось в Божьем предсказании. Семья Иосифа была тепло встречена. Египтяне выразили благодарность Иосифу и Богу, Которому он поклонялся. Бог смог обильно благословить нацию. Однако много лет спустя после смерти Иосифа, когда израильтяне размножились и стали процветать, египтяне забыли о нём и его Боге, обратив соплеменников Иосифа в рабство. Своими действиями египтяне давали понять, что они не нуждаются больше в Божьем присутствии. У них были свои боги, и они не хотели признавать Бога своих рабов. И Бог больше не мог одновременно передавать египтянам полную меру Своего благословения и защиты, позволяя им в то же время свободно отдаляться от Него.

Если бы в какой-то момент после начала язв фараон изменил бы свою богопротивную линию поведения и отпустил израильтян, Бог снова взял бы под контроль силы природы, и язвы прекратились бы. Упрямый правитель так и не решился поменять своего отношения, и Египет оказался в руинах. Божья роль в египетских казнях становится понятной, когда мы рассматриваем символическое сообщение, данное Богом через жезл, превратившийся в змея.

Дополнительная аргументация, освобождающая Бога от обвинений в уничтожении природными элементами, находится в третьей книге Царств. В самой низкой точке своего служения пророк Илия прячется в пещере от царицы Иезавель, которая угрожала его жизни. Бог явился к Своему пророку-беглецу:

И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.(3 Царств 19:9-12, курсив добавлен)

Наш нежный Бог всё ещё обращается к нам тихим голосом – мягким шёпотом.

 

9

Плен Иова

Книга Иова прямо указывает на Сатану и на его роль в причинах страданий и разрушений. Это убедительное свидетельство также даёт нам закулисный взгляд на духовную битву между Богом и силами зла. Иов, "непорочный и справедливый" (Иов 1:8), оказался под сильным перекрёстным огнем в один из критических моментов этой битвы:

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него,– благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошёл сатана от лица Господня. (Иов 1:6-12)

Сатана тотчас ринулся уничтожать всё, что имел Иов, включая его сыновей и дочерей. Как видно из самих сцен разрушения, Сатана использует для агрессивного нападения "Савеян" (ст.15) и "халдеев" (ст.17), "огонь Божий… с неба" (ст.16) и "большой ветер от пустыни" (ст.19).

Хотя очевидно, кто является разрушителем в книге Иова, многих читателей не покидает беспокойство, потому что они неправильно полагают, что Бог позволил Сатане жестоко преследовать Иова.

Это беспокойство порождено следующей идеей: поскольку Бог всемогущ, Он должен был оградить преданного Ему человека от неприятностей и предотвратить нападение Сатаны на Иова. Но сила Божья и Его могущество никогда не являлись главной проблемой. Центральный вопрос всегда был и всегда будет касаться Божьих принципов управления, а именно: действительно ли Бог последователен в предоставлении свободы Своим разумным творениям? Или нет? Свобода, чтобы быть свободой, должна быть дана навсегда, то есть быть безвозвратной. Это означает, что данный принцип не меняется в зависимости от обстоятельств и не может быть отозван.

В случае Иова, кроме репутации Бога, на карту было поставлено ещё кое-что – наша планета. Стратегия Сатаны заключалась в том, чтобы не только захватить наш мир (наша планета – оккупированная врагом территория), но и сделать его своим суверенным царством: "И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её". (Иов 1:7)

Если мы внимательно прочитаем, то увидим, что Сатана, по сути, говорит Богу: "Я ходил по всей земле и, похоже, люди единодушно поддерживают моё дело. Я заявляю о своём праве на абсолютное правление землёй". На протяжении всей последующей драмы Бог (к счастью) был на шаг впереди Сатаны. Бог знал глубину доверия Своего слуги. Иов остался верен Богу, хотя он продолжал страдать от второй и самой жестокой сатанинской атаки, как повествуется в Библии. В итоге Бог сохранил жизнь Иову, и "возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих" (Иов 42:10).Друзья Иова находились даже в более опасном положении, чем сам Иов, ведь они не познали Бога. Книга Иова даёт нам понимание о духовной битве, которая продолжается сегодня между Богом и силами тьмы. Когда нам дана возможность созерцать хотя бы часть непостижимо сложного взаимодействия воли нескольких свободных существ, а Бог видит это совершенно отчётливо, то мы начнем понимать масштаб проблемы, которая стоит перед Ним.

Мы, как разумные существа, не одиноки в нашем мире. Множество духовных существ – "целое облако свидетелей" – окружает нас, соседствуя с нами в жизненном пространстве. В том числе – Сатана и его легион падших ангелов. Учитывая нашу индивидуальную эгоистичную природу и природу демонов, наша земля является ареной, где ежедневно происходит вереница столкновений эгоистичных желаний, череда противоборств и конфликтов, которые вызваны свободным волеизъявлением. Нам особенно трудно понять, каким образом Сатана и его демоническая армия оказываются в состоянии препятствовать и противостоять Богу.

Тревожно осознавать, что Бог не имеет абсолютного контроля и власти над всем, что есть на нашей планете. У Бога нет желания контролировать нашу индивидуальную жизнь, это не в Его природе. Он создал нас, чтобы мы были свободными разумными существами, а не марионетками.

В начале книги Иова представлены три главных персонажа: Бог, Сатана и Иов. В конце книги Сатана не упоминается по имени. Почему он отсутствует в критически важном заключении этой монументальной встречи с Богом?

Вся сорок первая глава Иова посвящена таинственному существу, которое Бог назвал «левиафаном». Что или кто такой левиафан? Даёт ли Библия какие-либо подсказки, чтобы помочь нам опознать это существо? "В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея, прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское". (Исаия 27:1) Кто этот "змей изгибающийся" и " чудовище морское"?

"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". (Откровение 12:9)

Давайте внимательно посмотрим на сорок первую главу Иова, чтобы увидеть сатанинские атрибуты в описании этого существа:

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь... Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицом? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (Иов 40:20-27; 41:1-26, курсив добавлен).

Бог использует символический язык в этом отрывке и дать нам представление о враге невероятно грозном и лишённом сочувствия в такой степени, что мы бессильны бороться с этим противником самостоятельно. Бог втянут в напряжённое столкновение с самым могущественным врагом, которого можно только себе вообразить. Но Бог абсолютно посвящает Себя ведению этой битвы от нашего имени, не прибегая к применению силы в любое время или при любых обстоятельствах.

Сатана сделал Бога похожим на себя: злой, мстительный, неумолимый, осуждающий и требовательный, в то же время Сатана предстаёт перед нами как "ангел света" (2 Коринфянам 11:14).Но Бог ясно видит то, что мы не можем видеть – насколько искусен обманщик в своём ремесле.

С помощью этого символического описания Божьего противника мы может получить некоторое представление о ежедневной битве, которую Бог ведёт за каждого из нас. Бог вмешивается, чтобы удалить Своих детей от зла, когда Сатана отчаянно пытается переступить через свои границы, чтобы помешать или уничтожить тех, кто отзывается на влияние Святого Духа. Некоторые из этих вмешательств очевидны для нас, а большинство нет. Следовательно, именно Бога будут вновь и вновь обвинять за страдания, которые мы видим в нашем мире. Но есть надежда, что опыт Иова открывает глаза на то, что Бог не может предотвратить каждую случайность, каждую катастрофу, каждую болезнь или каждую смерть, в то же время признавая и почитая свободу Своих разумных творений.

Есть что-то ещё, что Бог видит отчётливо. Только Он – Сущий и безначальный, но Сатана не таков. Сатана – это сотворённое существо, выбравшее зло, а зло абсолютно зависит от добра в своём существовании. Когда все разумные творения во Вселенной поймут эту истину в контексте откровения Божьей верности, Он позволит Сатане, создателю зла, самоуничтожиться. Что может быть справедливее этого?

Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся,

ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.

–Исаия 41:10

 

10

Почему мы неправильно читаем Библию

Текст Библии был записан не под диктовку Бога,"но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". (2-ое Петра 1:21) Библия написана людьми, использовавшими свои собственные слова и в контексте культуры, исторического фона и личных особенностей каждого отдельного автора. Почему в Библии часто говорится, что Бог является разрушителем? Чтобы ответить на этот вопрос, будет полезно сначала рассмотреть религиозную культуру древних библейских стран. Очевидно следующее: израильтяне, главные герои библейского повествования, находились под сильным влиянием идолопоклонства. Несмотря на чёткие предупреждения избегать идолопоклонства, они постоянно испытывали воздействие соседей, практиковавших язычество. Поэтому восприятие Бога в израильском народе было извращено господствовавшей тогда культурой.

Бог стремился открыть Себя людям. Однако полное раскрытие славы Его характера заставило бы их ещё больше отдалиться от Него. Бог снизошёл до уровня людей, которых Он хотел достичь, проявляя готовность общаться с ними на их языке. Чтобы спасти израильский народ от уничтожения, Он также был готов к тому, что Его неправильно поймут или ложно истолкуют.

Кроме того, в древних библейских странах под демоническим влиянием люди сотворили себе крайне жестоких богов, которым было свойственно гневаться и злиться. Они верили, что испытываемые ими бедствия исходили от этих разгневанных божеств. Поэтому люди приносили им жертвы, чтобы успокоить их гнев, и поклонялись им в своих религиозных церемониях.

В Ветхом Завете относительно мало упоминается о Сатане, существе, которое действительно виновно в страданиях и смерти в нашем мире. Если бы Сатана был изобличён как ответственный за бедствия, которые обрушились на людей, их внимание было бы направлено на него, а не на Бога. Израильтяне считали бы Сатану ещё одним богом, который обладает огромной властью над силами природы. Это привело бы их к жертвоприношениям в его адрес, и при этом они поклонялись бы Сатане вместо Бога.

Бог стремился предотвратить это, позволив воспринимать Себя в качестве источника не только того хорошего, что получают люди, но и плохого. Бог больше беспокоился за людей и переживал за влияние, которое может оказать на израильский народ преждевременное раскрытие личности реального разрушителя, чем заботился о Своей собственной репутации. Вопреки даже такой самоотверженной доброте со стороны Бога, люди по-прежнему отдают дань уважения демоническим сущностями посредством идолопоклонства: "Они приносили жертвы бесам, а не Богу". (Второзаконие 32:17)

Древние израильтяне не были готовы к ясному откровению нежного и любящего характера Бога. Они бы полностью отвергли Бога, если бы Он явился им таким, какой Он есть на самом деле – бескорыстной любовью. Они хотели бога, который будет сражаться за них и использовать насилие против Своих врагов. Израильтяне хотел бога, похожего на себя. Вместо того, чтобы принять истину о том, что "Бог создал человека по образу Своему"(Быие.1:27), они были полны решимости создать Бога по своему образу. Это даёт нам (если мы хотим увидеть это) понимание, как человечество в большинстве случаев воспринимало Бога на протяжении веков и до сего дня.

 

11

Почему мы неправильно понимаем Бога

Когда Бог ходил среди нас, Его не признавали и не приветствовали религиозные авторитеты:

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. (Матфея 9:32-35, курсив добавлен)

Следующие слова пророка Исаии вполне применимы к тем, кто обвинял Иисуса в союзе с Сатаной: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах" (Исаия 5:20-21).

В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. (Иоанна 1:10-11)

Этот отрывок относится не только к древней истории. Бог продолжает оставаться непознанным, неправильно понятым и неизвестным. Мы неправильно понимаем Бога из-за нашей склонности ошибочно предполагать, что Он подобен нам, то есть эгоистичен:

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (1 Коринфянам 2:14)

Человеческую расу привлекает внешняя религия. Вместо этого, нам нужно заменить наш эгоизм Божьей любовью. Сама мысль об отказе от эгоизма очень пугает "душевного" или "естественного человека". Внешняя религия кажется гораздо безопасней, но такая безопасность – коварная иллюзия. Внешняя религия часто используется для бегства и сокрытия от Бога.

И приступили к Нему [Иисусу] фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. (Матфея 19:3-8)

Большая часть Ветхого Завета отражает Божьи усилия, направленные на приближение к людям с ожесточёнными сердцами. Бог неправильно понят в тех местах Священных Писаний, где Он берёт в расчёт волеизъявление людей, учитывает их желания и решения, но при этом не оставляет их в безвыходной ситуации. Это нам не хватает сострадания, а не Богу. И всё же мы обычно неправильно истолковываем взаимодействие Бога с беспощадными людьми в Ветхом Завете. В результате мы обвиняем Бога в потворстве рабству и многоженству, в поощрении завоевательных войн, в совершении геноцида и вынесении суровых приговоров для нарушителей закона.

Мы выдвигаем подобные обвинения в Его адрес, потому что не понимаем размах и глубину проблемы, связанной с огрубевшим и крайне жестоким человеческим сердцем. Именно с этим пороком Бог постоянно сталкивался, общаясь и взаимодействия с древним Израилем.

В Нагорной проповеди Иисус усилил и возвеличил закон, дав ему практическое применение на основе закона любви:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матфея 5:38-42)

Здесь Иисус представил совершенную волю Бога, при этом Он избежал какого-либо приспособления Божьей воли к воле скупых и чёрствых людей.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? (Иоанна 8:42-48, курсив добавлен)

Иисус заявил религиозным лидерам: "Ваш отец диавол". Их отцом был дьявол, потому что они унаследовали от дьявола искаженное представление о Боге и выступали против любых изменений в этом своём понимании Божьего характера.

И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: СЕЙ ЕСТЬ ИИСУС, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. (Матфея 27:37-43, курсив добавлен)

Те, кто издевался над Иисусом в часы Его крестных мук, использовали точно такие же домыслы и насмешки, которые Сатана использовал в пустыне, когда искушал Христа: "Если Ты Сын Божий" (Матфея 4:3).

И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. (Луки 5:37-38)

В этом иносказании Иисус сравнивает Своё новое радикальное учение с "новым вином", которое разрывает "старые мехи". Своей проповедью и живым примером Иисус нарисовал выразительную картину Божьей любви, резко отличавшуюся от искаженного изображения Бога ("старое вино"), твёрдо поддерживаемого религиозными учителями ("старые мехи"), с которыми Он столкнулся. Два этих взгляда столь противоположны, что их невозможно совместить или смешать. Но это несовместимо и по сей день. Образ жестокого Бога должен быть удалён, чтобы в человеческом сознании освободилось место для нашего нежного Бога.

 

12

Как Бог разрушает

Один из самых ярких примеров того, как Бог уничтожает, можно найти в первой книге Паралипоменон. Царь Израиля Саул проигнорировал совет Бога, данный ему через пророка Самуила, – изменить разрушительную линию своего поведения. Саул сделал несколько попыток убить своего верного слугу Давида. Он был также виновен в убийстве священников города Номва, а также в том, что воспользовался услугами волшебницы, вызывавшей злых духов. Саул был ранен в битве с филистимлянами и был в ужасе от одной мысли, что сделают с ним враги, если схватят его. В отчаянии "Саул взял меч и пал на него" (1 Паралипоменон 10:4). Обратите внимание, как Библия заканчивает этот трагический рассказ о смерти Саула:

Так умер Саул за своё беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву. (1 Паралипоменон 10:13,14)

Очевидно, что единственное действие со стороны Бога, которое мы наблюдаем в рассказе о смерти Саула, – это то, что Бог вынужден был позволить Саулу идти своим путём и испытать последствия своих действий. Причиной смерти Саула было самоубийство, а не убийство, и всё же Библия утверждает, что Бог "умертвил" его. Слово, использованное здесь для описания того, что сделал Бог, сильно отличается от определения, данного в словарях. И это не единичный пример.

В следующей главе нами будут изучены библейские слова "гнев", "ярость" и "ревность". Писание придаёт этим словам совершенно другое значение, чем при их общепринятом употреблении, когда речь идёт о путях Божьих и Его мыслях.

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Исаия 55:6-9)

 

13 

Что такое гнев Божий?

Вопрос о Божьем гневе ставит в тупик многих из нас, когда мы читаем Ветхий Завет. Есть много ссылок на Божий гнев, но каков Его гнев? Чтобы ответить на это вопрос, будет полезно взглянуть на некоторые примеры из Библии. Первое упоминание о Божьем гневе встречается, когда Он поручает Моисею вывести детей Израиля из Египетского рабства на свободу. Каковы обстоятельства, заставившие Бога проявить Свой гнев в тот момент?

И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь? Итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. (Исход 4:10-13)

Моисей боялся идти к фараону один и просил оратора или глашатая. Как Бог ответил?

И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем… (Исход 4:14)

Как Бог выразил Свой гнев? Бог даёт Моисею то, что он хочет. Давайте посмотрим на некоторые другие отрывки из Библии со ссылкой на Божий гнев:

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. (Числа 11:4, 10, 31–32)

В этом случае мы снова находим упоминание гнева Божьего. Что Он сделал? Он дал людям то, что они хотели.

Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… (1 Царств 8:1-7)

Бог предупредил людей через Своего пророка Самуила и привёл веские причины, почему это не лучшее решение для них, если будет удовлетворена их просьба о царе. Послушались ли они Самуила?

Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. (1 Царств 8:19,20)

Как Бог ответил на настойчивые просьбы людей? "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя" (стих 22). Откуда мы знаем, что Бог дал им царя в гневе? Пророк Осия, оглядываясь на это историческое событие, даёт нам взгляд Бога на роль, которую Он играл в удовлетворении просьбы народа:

Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Где царь твой теперь? Пусть он спасает тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: "дай нам царя и начальников"? И Я дал тебе царя во гневе Моём и отнял в негодовании Моем. (Осия 13:9-11, курсив добавлен)

Эти три стиха из Священных Писаний ясно показывают, что Божий гнев является синонимом следующего: Он даёт израильтянам именно то, чего они так желают, хотя это и не в интересах людей, если подобное будет сделано для них. Приведённых примеров вполне достаточно, по крайней мере, чтобы предположить, что гнев Божий можно понять с помощью Библии как нечто совершенно отличающееся от определения, найденного в словаре. Но есть ещё нечто, гораздо весомее… Что случилось, когда Иисус разгневался?

И пришёл опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. (Марка 3:1-6)

Иисус встретился с фарисеями. Их законодательные ограничения запрещали исцеление в субботний день. Иисус, читая их сердца, "воззрел на них с гневом". Каков же гнев Иисуса? Этот такой вид гнева, который описывается как "скорбь об ожесточении сердец их". Иисус испытывал горечь или глубокую печаль из-за отсутствия любви и сочувствия у этих безжалостных религиозных лидеров по отношению к человеку с иссохшей рукой. Что ещё мы можем узнать из Библии о Божьем гневе и ярости?

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. (Римлянам 1:18, курсив добавлен)

Как открывается гнев Божий?

Поэтому Бог отдал их на произвол низменных желаний их сердец, и они сами оскверняли свои тела нечистотой. (Римлянам 1:24, Новый русский перевод, курсив добавлен)

Итак, Бог оставил их на произвол их постыдных страстей, и в результате женщины заменили естественные сношения на противоестественные: друг с другом. (Римлянам 1:26, Новый русский перевод, курсив добавлен)

А поскольку они посчитали ненужным познавать Бога, то Бог оставил их на произвол их испорченных умов, допустив делать то, чего делать не должно. (Римлянам 1:28, Новый русский перевод, курсив добавлен)

Божий гнев определяется здесь таким образом: Бог отдаёт их или оставляет их. Другими словами, Бог даёт людям свободу отделиться от Него. Это, конечно же, не похоже на разрушительный и мстительный гнев, но мы часто приписываем именно такой гнев Богу. Давайте рассмотрим ещё несколько мест из Ветхого Завета.

И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо ещё было в зубах их и не было ещё съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. (Числа 11:32,33)

Мы возвращаемся здесь к рассказу о перепелах, которых Бог дал людям в гневе. Естественное последствие обжорства не заставило себя долго ждать: "поразил Господь народ весьма великою язвою".

Стоит отметить, что тонны свежего перепелиного мяса не возможно долго хранить в условиях пустыни, где и находился стан израильтян. Мясо быстро бы испортилось, сделавшись непригодным для употребления человеком. Принимая во внимание этот факт, какого рода "язва", скорее всего, произошла? Учитывая действие микробов и соответствующие условия пустыни, можно сделать вывод, что смертельным недугом явилось пищевое отравление: "Поэтому то место было названо Киврот-Гаттаава: там похоронили одержимых прихотью" (стих 34). Что такое "гнев Господень"? Разве не логично предположить, что в данном случае гнев Божий выразился в Его невмешательстве в данные события и их последствия?

И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лицо Мое от них, и он истреблён будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?" И Я сокрою лицо Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам. (Второзаконие 31:17,18)

Что же это значит, когда Бог скрывает Своё лицо? "Не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?" Вновь мы видим выражение, которым описывается невмешательство Бога. Зачем Бог сказал, что Он будет скрывать Своё лицо? "За все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам". И каков будет результат? "И он истреблён будет, и постигнут его многие бедствия и скорби". Когда люди обратились к другим богам, они отвернулись от истинного Бога, и Он не смог защитить их от неизбежных последствий.

Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа, Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. (Судей 2:11-14)

Этот отрывок описывает продолжающееся отступничество людей от Господа. Здесь Бог "предал их в руки грабителей" и "предал их в руки врагов". Это опять пассивный ответ на кризис. Из-за их отступничества, Бог не смог предотвратить вторжения врагов Израиля на их земли.

Господь поразит Израиль, и тот будет как тростник, колеблемый стремительным потоком. Он искоренит Израиль из этой доброй земли, которую Он дал их отцам, и рассеет их за Рекой, потому что они разгневали Господа, делая столбы Ашеры. Он отдаст Израиль из-за грехов, которые Иеровоам совершил, и к которым он склонил израильтян. (3 Царств 14:15,16 – Новый русский перевод)

Здесь Божий гнев (и сокрушение) – это оставление отступившего Израиля.

Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. (Псалтирь 77:58-62)

Здесь определение гнева включает в себя: оставление, пленение и предание мечу.

Поэтому возгорелся гнев Господень на Его народ, и возгнушался Он Своим наследием. Он отдал их в руки чужеземцев, и ненавидящие Израиль властвовали над ними. (Псалтирь 105:40,41 – НРП)

Здесь описывается гнев Бога, Который отдаёт "их в руки чужеземцев".

В порыве гнева на миг Я скрыл от тебя лицо Мое, но в вечной любви Я помилую тебя, – говорит Господь, твой Искупитель. (Исаия 54:8 – НРП)

В этом тексте "порыв гнева" указывает на Бога, скрывающего Своё лицо на мгновение, но Божья доброта и милость к нам вечны.

И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих, к стыду своему? Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет. (Иеремия 7:15,19-20)

Бог спрашивает: "Меня ли огорчают они? (В переводе Короля Иакова: "Не меня ли они провоцируют на гнев". – Прим. переводчика) Не себя ли самих, к стыду своему?" Проблемы людей были вызваны их идолопоклонством, а не обрушились как произвольное наказание от Бога.

…Обрей свои волосы и выбрось; подними на голых вершинах плач, потому что Господь отверг и покинул поколение, которое Его разгневало". (Иеремия 7:29, курсив добавлен)

Есть много других отрывков в Библии, которые используют аналогичную терминологию, но мы должны рассмотреть их, чтобы убедительно доказать, что гнев Божий никогда не является наказанием от Него. Бог даёт нам свободу принять Его или отвергнуть Его. Божий гнев – это естественные последствия нашего неправильного выбора, когда Он вынужден позволить нам идти своим путём. Божья роль всегда пассивна и определяется так: оставил, скрыл лицо, покинул, отпустил, отдал и тому подобное.

В Своём откровении, данном Моисею, Бог не причислил гнев или ярость к чертам и атрибутам Своего характера: "И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода" (Исход 34:6-7).

И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. (Числа 21:5,6)

Этот отрывок сообщает нам, что "послал Господь на народ ядовитых змеев " в ответ на их ропот. В контексте библейских свидетельств, которые мы уже исследовали ранее, что можно сказать о Божьем ответном действии, когда Он наслал ядовитых змей? В согласии с другими библейскими текстами, которые мы изучили, можно понять, что Бог был вынужден в ответ на мятежную неблагодарностью народа дать им свободу от Его покровительства и защитного вмешательства.

Как ядовитые змеи впервые были обнаружены там? "[Господь, Бог твой], Который провёл тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной" (Второзаконие 8:15, курсив добавлен).

Змеи были там всё время, как одна из многих опасностей, от которых Бог чудесным образом защитил израильтян. Такова суровая действительность пустыни. Утверждение, что Бог якобы посылает ядовитых змей, весьма проблематично, только если бы Бог послал их вместо голодных белых медведей.

В Библии есть много рассказов о том, как Бог посылает армии вторгнуться в пределы Израиля или посылает какое-то бедствие против народа. Итак, мы можем разумно заключить, что в каждой библейской истории, где Бог посылает что-то вредное, это означает, что Бог не смог предотвратить появление бедствий, не будучи Сам лично руководителем или манипулятором причинно-следственных связей. Это не Божья цель, и это не в Его натуре – осуществлять контроль над человеческими делами.

И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. (Иоиль 2:18,19)

И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою… (Захария 1:14)

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. (2 Коринфянам 11:2,3)

Божья ревность совершенно бескорыстна. Бог усердно заботится о других, но никогда не ревнует ради Себя.

Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа. И сказал Иоав царю: Господь, Бог твой, да умножит столько народа, сколько есть, и ещё во сто раз столько, а очи господина моего, царя, да увидят это; но для чего господин мой, царь, желает этого дела? Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский. (2 Царств 24:1-4)

Когда Давид провёл перепись населения в Израиле, он продемонстрировал гордость и недоверие к Богу, обратив всё внимание на количество людей и число воинов, способных защитить страну. Это фактически исключило Бога, желавшего защищать Свой народ ненасильственным образом, оставляя их уязвимыми для нападок со стороны врагов и других угроз. Даже закалённый в боях Иоав увидел опасность в просьбе царя исчислить Израиль и с недоумением расспросил его об этом.

Бог "возбудил против них Давида". Возможно, непонимание этого утверждения также кроется в том, как оно читается? Шептал ли Бог Давиду на ухо просьбу исчислить Израиль, давая таким образом хороший повод, чтобы повернуться против них? Попробуем посмотреть на этот стих в свете того, что мы узнали о Божьих деяниях.

Бог не играет активной роли в разрушении, и Он не побуждает ко злу, но есть кто-то, кто такое делает. Возможно ли в данном случае, что когда Бог "возбуждал" Давида исчислить Израиль, Он просто не мешал ему это сделать? И не зайдём ли мы слишком далеко, когда предположим, что вовсе не Бог шептал на ухо Давида, а Сатана? Как мы можем узнать точно? Мы можем прочитать об этой переписи в первой книге Паралипоменон: "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1 Паралипоменон 21:1, курсив добавлен).

Мы можем задаться вопросом, почему же Библия не объясняет всё ясным языком, что же на самом деле происходит в каждой истории, описанной на её страницах; разве это не сделало бы изучение Библии намного проще? Да, сделало бы. Тем не менее, проблема отношений между Богом и человечеством никогда не заключалась в отсутствии понимания со стороны Бога, но крылась в нашем непонимании. Бог в Своей мудрости даёт нам выбор – принять или отклонить правду о Нём. Библия была написана с учётом этого важного принципа. Когда у нас есть возможность принять спасительную правду о Боге, а мы её отвергаем, то яркий свет будет только гнать нас ещё дальше от Него. Именно по этой причине поверхностная неясность Библии допускает противоположные смыслы или интерпретации. Это не в характере Бога, чтобы убеждать нас против нашей воли, заставляя верить в Него и Его бескомпромиссную любовь. В то же время Библия предоставляет в распоряжение всем ищущим Бога обильные доказательства Его нежности и кротости.

И взыщете Меня и найдёте,

если взыщете Меня всем сердцем вашим.

–Иеремия 29:13

 

14

Как Бог ведёт войну?

Бог ведёт войну против зла с помощью правды, любви, милости и прощения.

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего‐то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. (1 Иоанна 3:8)

Работа дьявола с самого начала его восстания состояла в том, чтобы обвинять Бога и искажать Его характер. Иисус, Божий Сын, уничтожил работу дьявола, продемонстрировав, что его обвинения против Бога лживы.

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи. (Иоанна 8:43,44)

Иисус утверждает, что основным оружием дьявола является использование им обмана. Бог не может лгать (Евреям 6:18); Он сражается с ложью дьявола только с помощью истины.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Ефесянам 6:11-17)

Иисус продемонстрировал нам использование Божьих доспехов: Благая весть, несущая истину о Боге (пояс истины), верное хранение завета ("броня праведности"), весть примирения с нашим Небесным Отцом ("Евангелие мира"), убеждённость в Божьей верности ("щит веры") и обещание вечной жизни тем, кто освобождён от рабства сатаны и его лжи ("шлем спасения"). Мы также призваны использовать только то оружие, которое использовал Иисус – Слово Божье ("меч Духа").

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Римлянам 12:19-21)

Что такое месть Бога? Он побеждает зло добром, и Он приглашает Своих детей делать то же самое. Лечить наших врагов с добротой, а не с жаждой возмездия, собирая им на голову горящие угли. Отомстить врагу – значит, оказаться побежденным злом. Тем не менее, есть способ эффективно победить зло – "побеждая добром". Таков Божий способ вести войну.

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Луки 23:34)

Эти слова Иисуса сказаны для нас. Отец не нуждается в каком-либо убеждении, чтобы прощать. Проблема не с Богом, а с нами. Мы думаем, что Бог похож на нас. Когда Иисус умолял: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают", – Он говорил не только от имени тех, кто распял Его на кресте – Он говорил от нашего имени также. Бог хочет, чтобы мы знали, что Он понимает наши затруднительное положение (мы не ведаем, что творим); Он всё ещё любит нас безусловной любовью и неустанно трудится, чтобы спасти нас.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22,23)

 

15

Содом и Гоморра

Разрушение Содома и Гоморры расценивается как классический пример гневающегося Бога, Который посылает смерть и разрушение на нечестивых людей. Если мы обратимся к библейскому повествованию об этом событии, без учёта более широкого контекста Писаний, то из этого рассказа мы уясним следующее: два города расположены в процветающем сельскохозяйственном и торговом регионе, и жизнь местного населения становится относительно легкой. У людей много свободного времени, и греховные занятия становятся обычным явлением. Бог смотрит с небес и негодует, видя степень их ожесточения. Некоторое время Он воздерживается от каких-либо действий, но, в конце концов, разложение стало настолько сильным, что терпение Бога оказывается исчерпанным. Он посылает предупреждение праведному Лоту и его семье покинуть Содом. Затем следует грандиозное проявлением Божьего гнева – Бог изливает огонь и серу с небес. Мужчин, женщин и детей настигает ужасная смерть. Содом и Гоморра уничтожены, а Божий гнев удовлетворён.

Теперь давайте ещё раз посмотрим на это же событие, но руководствуясь пониманием того, что Бог не играет активной роли в разрушении. Представьте себе эти два города – здесь обитают привыкшие угождать себе люди, которые беззаботно проводят время в сомнительных удовольствиях и развлечениях:

"Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала" (Иезекииль 16:49). Люди и не догадываются, что под их городами (которые построены в геологически нестабильной зоне) накапливаются вулканические силы; по трещинам поднимается вверх расплавленная минеральная масса, грозя выбросом лавы. Они также не осознают, что невидимый Бог, Которого они отвергают, – это Тот, Кто до сих пор защищал их от страданий. Но вот наступает день, когда Бог должен признать их стремление к независимости от Него. Чтобы поддерживать их свободу, Он, скрепя сердце, позволяет им идти в выбранном направлении, оставляя их без защиты от природных сил, готовых из-за их греха вырваться за пределы Его контроля. Трещины под землёй увеличиваются и разрываются, в воздух на сотни метров выбрасываются расплавленные камни, извергается "сера и огонь от Господа с неба" (Бытие 19:24), которые уничтожают Содом и Гоморру всего за несколько минут.

Божье действие по уничтожению этих двух городов состоит в том, чтобы предоставить истинную свободу их жителям, в том числе свободу делать выбор с катастрофическими последствиями: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им" (Второзаконие 30:19,20).

Болезни, несчастные и смертельные случаи, войны, стихийные бедствия и тому подобное происходят по многим причинам. Часто мы несём прямую ответственность, иногда Сатана, а иногда причины в разрушительных силах природы. Чаще всего причина кроется в сочетании разных факторов. Поскольку мы не можем ясно понять, почему произошло бедствие, мы склонны обвинять в этом Бога. Это справедливо? Это разумно? Наша тенденция сваливать вину на кого-то другого имеет давнюю историю. Когда и где начинается это уклонение от ответственности? "Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела" (Бытие 3:12,13, курсив добавлен).

Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны…

–Псалом 35:6-8

(Продолжение следует)