Маранафа Медиа - Россия

Бог не убивает: Вопль Содома и Гоморры

Опубликовано Авг 05, 2022 от Дейан Делчев в Вечное Евангелие
Переведено Алексей Герасимов
126 Отметки

Господь пролил с неба огонь и серу

При первом чтении смысл сказанного представляется однозначным и предельно ясным – Господь буквально излил огонь с неба на Содом и Гоморру:

Бытие 19:24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба…

Вдруг, неожиданно, как гром среди ясного неба, разразилась буря. Огонь и серу Бог обрушил на города и плодородную долину: дворцы и храмы, богатые жилища, сады и виноградники, беспечная толпа, которая только прошлой ночью издевалась над небесными посланниками, — все было уничтожено огнем. {Патриархи и пророки, 162.2}

Насколько легко, одним ударом Бог превратил райское место в неприглядное пепелище! {Христос побеждающий, 80.3}

Однако мы должны следовать правилам толкования Библии Уильяма Миллера, которые Бог дал адвентистскому движению, чтобы поставить верующих на твёрдую основу:

Чтобы понять учение, соберите вместе все места Писания по теме, который вы исследуете; тогда пусть каждое слово имеет своё надлежащее влияние, и если вы можете составить свою теорию без противоречий, вы не ошибётесь. Правило 4

Те, кто занимается провозглашением вести о третьем ангеле, исследуют Писание по тому же плану, который принял старейшина Миллер. {Ревью энд Геральд, 25 ноября 1884 г., пар. 23}

Прежде чем мы углубимся в детали этой истории, позвольте задать следующий вопрос: есть ли в Библии случаи, когда говорится, что Бог непосредственно поразил кого-то, но затем было показано, что удар исходил не напрямую от Него?

Иов 1:9-12 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? (10) Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; (11) но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? (12) И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошёл сатана от лица Господня.

Иов 1:16 Ещё он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Иов 2:3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе твёрд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

В этом случае не только слуга Иова думал, что огонь пришёл непосредственно от Бога, но и Сам Бог говорит так, как будто Он непосредственно поразил Иова. Это потому, что вся власть на самом деле принадлежит Ему, и ничего не может произойти без Его разрешения.

Псалом 61:12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога.

Значение слова «истребление» («ниспровержение»)

Действительно, ничего не может произойти без попущения Божия, но это не значит, что наказание или удар исходят непосредственно от Него. Давайте теперь более внимательно посмотрим на то, что произошло в истории Содома и Гоморры:

Второзаконие 29:23 «Сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении מהפּכה [номер Стронга 4114] Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг הפך [H2015] Господь во гневе Своём и в ярости Своей».

Когда Моисей описывает судьбу этих городов, он использует два глагола, которые переведены здесь как истребление и ниспровержение. В то время как первый [4114] имеет смысловой акцент на разрушении, второй означает нечто иное:

Номер Стронга: 2015

הפך – hâphak, haw-vak’


1. поворачивать, переворачивать, обращать, оборачивать;
2. менять.
обращаться, быть перевёрнутым, быть обращённым.
быть повёрнутым (на).
1. вращаться;
2. превращаться.

Поскольку это не могло быть просто излишним выражением со стороны Писания, второе слово проливает свет на метод уничтожения, который почему-то был связан с каким-то опрокидыванием. Чаще всего это слово используется для обозначения поворота. Например, в следующем отрывке то же слово используется, чтобы показать, как Бог превращает проклятие в благословение:

Нееммя 13:2 …Потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил [H2015] проклятие в благословение».

Это же слово используется для описания обращения Савла к Богу.

1 Царств 10:9 Когда Саул повернулся, чтобы уйти от Самуила, Бог изменил [H2015]  его сердце, и все знамения в тот день сбылись. (Новый русский перевод)

Это же слово используется для описания того, как египтяне восстали против израильтян.

Псалом 104:23-25 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову. (24) И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его. (25) Возбудил [H2015] в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.

Как Бог настроил египтян против израильтян? Он послал к ним Иосифа, чтобы тот благословил их, и через Иосифа сделал их богатым и сильным народом.

Но время шло, и великий муж, которому столь многим был обязан египетский народ, а также поколения, получившие благословения от его трудов, сошли в могилу. «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Дело не в том, что он не знал об услугах, оказанных Иосифом его народу, но в том, что он не хотел больше считаться с этим и стремился по возможности предать их забвению. {ПП 241.2-3}

Провидение Божье, предназначенное обратить сердца египтян к истинному Богу, привело к тому, что они повернулись против Него. Вместо того, чтобы чувствовать себя в долгу перед Богом Неба, они предпочли подозревать, что Израиль будет стремиться свергнуть их и взять под контроль нацию.

Самое удивительное в этом древнееврейском слове, обозначающем поворот и обращение, заключается в том, что оно используется для описания работы четвёртого ангела по обращению народов к истине.

Исаия 60:1-5 Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. (2) Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. (3) И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. (4) Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. (5) Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится [H2015] к тебе, достояние народов придёт к тебе.

Мы знаем, что в последние дни, хотя многие и обратятся или повернутся к истине, сердца большинства людей в мире обратятся против истины и Божьего народа, и они будут стремиться уничтожить его.

И с наступлением времени скорби мы исполнились Святым Духом и с ещё большей силой возвестили о субботе. Остальные церкви и номинальные адвентисты [сердца обратились] не смогли опровергнуть истину о субботе, и это привело их в ярость. И тогда всем избранным Божьим стало ясно, что нам принадлежит истина, и они вышли [сердца обратились] из мира и переносили гонения вместе с нами. Я видела войны, глады, моры и великое смятение среди народов. Нечестивые решили, что это мы навлекли на них суды Божьи, и восстали, и совещались, как стереть нас с лица земли, думая таким образом избавиться от постигшего их бедствия. {Ранние произведения 33.2}

Гнев Божий означает сокрытие  Его лица

В тексте Второзакония 29:23 также говорится, что Господь совершил это ниспровержение «во гневе Своём и в ярости Своей». Однако Господь не подобен нам, Его мысли и Его гнев не такие, какими они нам видятся. Когда Библия говорит о Божьем гневе и Его ярости, она говорит это человеческими словами:

Римлянам 3:5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).

Если Божий гнев – это не прямое действие со стороны Бога, то что на самом деле происходит, когда используются эти слова?

Иеремия 33:5 …Пришедшими воевать с Халдеями, чтобы наполнить дома трупами людей, которых Я поражу во гневе Моем и в ярости Моей и за все беззакония которых Я сокрыл лицо Моё от города сего.

Божий гнев равнозначен сокрытию Его лица. Вот как прогневался Господь на Адаму и Севоиму – два других города, которые были разрушены вместе с Содомом и Гоморрой.

Осия 11:8 Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя!

Суть этого примера показывает, что Господь оставил их на произвол последствий их собственного выбора – чего-то очень болезненного для Него как для их Отца:

Исаия 3:9 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

Галатам 6:7-8 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: (8) сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Крест открывает тайну

Естественный человек не верит, что грех имеет свойство саморазрушения, и поэтому он думает, что Бог должен лично вмешаться, чтобы наказать преступников. Поскольку они не верят, что возмездием за грех является смерть, они думают, что именно Бог должен напрямую наказать нечестивых. Однако Исаия ясно говорит нам, что жители Содома сами навлекли на себя зло. Вопрос: как это происходит? Как нам раскрыть тайну этого процесса, когда зло этих 5 городов вернулось к ним?

Тайна креста объясняет и все другие тайны. В свете, струящемся с Голгофы, свойства Господа, которые раньше наполняли нас страхом и трепетом, предстают во всей своей красоте и привлекательности. Милость, нежность и Отеческая любовь естественно сливаются со святостью, правосудием и силой. Взирая на величие Его трона, высокого и превознесенного, мы видим, как милостиво проявляется сущность Господа, и тогда нам наконец-то откроется подлинный смысл обращения: «ОТЧЕ НАШ». {Великая борьба 652.1}

Сын Божий не был убит Своим Отцом за наши беззакония, но Он взял на Себя эти беззакония, и они сокрушили Его душу до смерти. Тем не менее, плотской человек решил, «что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом». Исаия 53:4. Переживание страданий за наши грехи заставило Сына Божия почувствовать, что Он покинут Богом – как если бы Отец отвернулся или скрыл от Него Свой лик, тогда как Бог был рядом, и Он страдал со Своим Сыном.

«Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Осии 11:8). Мог ли Он оставить народ, для которого так много было сделано и ради которого даже был отдан Его единородный Сын, образ Его Самого? Бог допустил, чтобы Его Сын был предан за грехи наши. Он Сам становится Судьей по отношению к Сыну, понесшему грехи, и временно перестает быть для Него любящим Отцом. {СП 245.2}

Этой непроницаемой мглой, словно покрывалом, Господь скрыл Своё присутствие и Свою славу от человеческих глаз. Вместе со святыми ангелами Он сошёл ко кресту. Отец не покинул Своего Сына, но Его присутствие было незримо. Если бы Его слава воссияла из облака, все люди, увидевшие этот свет, погибли бы. В тот ужасный час Христос не должен был получать утешение от Отца. Он топтал точило Один, и никого из людей не было с Ним. {ЖВ 753.4}

Как Носитель Греха, Христос больше не видит кроткого лика Своего Отца, а скорее видит в Нём судью, лишённого милостивых отцовских качеств. Причиной такого восприятия является грех, и только Христос был способен разорвать это непроницаемое тёмное облако, чтобы с верой ухватиться за невидимую реальность истинного характера Своего Отца. Плотской человек не имеет такой веры, и когда гнев Божий проявляется в том, что ощущается как отвращение лица Божьего, он не может ухватиться за Божью милость. Поскольку Христос страдает от всего, от чего страдает человек, Христос переживает крест в страданиях и смерти – как те, кто погибает в своих грехах.

Исаия 63:9 Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.

Откровение 11:8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.

Откровение этой тайны креста в Содоме и Гоморре поможет нам объяснить точный процесс их разрушения. Жители Содома и Гоморры не были уничтожены лично нашим Отцом, но скопление их грехов создало настоящую огненную бурю, которая могла бушевать только тогда, когда Отец болезненно и скрепя сердце отворачивает Свой лик от этих городов. Обратите внимание на процесс:

В разрушении Содома и Гоморры мы видим, что Господь вмешается; огонь сошёл с неба и уничтожил эти нечестивые города. Время от времени Господь открывал способ Своей работы. Он помнит о том, что происходит на земле. И когда наступил кризис, Он открыл Себя и вмешался, чтобы воспрепятствовать осуществлению планов сатаны. Он часто допускал, чтобы отношения с народами, семьями и отдельными людьми доходили до кризиса, чтобы Его вмешательство могло стать заметным... {TSA 52, 53}

Обратите внимание, что Господь помнит о том, что происходит на земле. Он точно знает, какое давление земля содержит в своих недрах в результате человеческой греховности. Когда Иисус говорит о наказании Содома и Гоморры, Он не упоминает ни Своего Отца, ни Себя как инициатора:

Луки 17:26-30 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: (27) ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех. (28) Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; (29) но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; (30) так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

Дух пророчества открывает, что вызвало смятение этих стихий:

Из-за потворства греху мир становится таким же испорченным, каким он был во дни Содома и Гоморры, и каким он был во дни, которые были до потопа. Иисус сказал, что такое состояние общества будет знамением Его прихода. Он сказал: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого. Они ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех. Так же, как это было во дни Лота; ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в тот день, когда Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь из огня и серы и истребил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится». Те же самые грехи, которые навлекли на Содом огонь разрушения, совершаются сегодня и быстро готовят мир ко дню окончательной гибели. Потворство опьяняющим напиткам и распущенность распространены во всех наших городах и деревнях, и последний великий день приближается к миру. {RH 1 мая 1894 г., пар. 3}

Грехи людей влияют на Землю

Здесь говорится, что именно эти грехи навлекли разрушение на Содом и Гоморру, а также на допотопный мир. Отметим также, что там говорится, что сами грехи Содома принесли огонь разрушения; это сделал не какой-то другой элемент. Но как возможен такой процесс?

Исаия 24:4-9 Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. (5) И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. (6) За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. (7) Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все, веселившиеся сердцем. (8) Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей; (9) уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих её.

Это говорит нам о том, что сама земля оскверняется под её обитателями, когда они совершают такие грехи, как употребление вина и крепких напитков. Эллен Уайт применяет это осквернение земли непосредственно к Содому и Гоморре.

Глядя на запустение города Вильямспорта, мы думали о том времени, когда мир был затоплен потопом. В нашем воображении мы могли смутно созерцать сцены ужасного разрушения во дни Ноя. Мы думали о сожжении нечестивого Содома, когда земля осквернилась под его обитателями, и мы помнили, что живем во время, подобное времени, предшествовавшему судам, обрушившимся на ветхий мир. Дух Божий теперь удаляется от людей земли. {RH 13 августа 1889 г., пар. 8}

Господь сообщает нам, что земля также осквернена половыми извращениями, которыми изобиловали Содом и Гоморра. В разрушении этих двух городов мы видим результат и следствие осквернения земли. Мы также видим тот же причинно-следственный процесс в отношении извращений народов Ханаана.

Левит 18:25-29 И осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие её, и свергнула с себя земля живущих на ней. (26) А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришелец, живущий между вами, (27) ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; (28) чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять её, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; (29) ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.

Сама земля пропитана беззакониями её обитателей и таит в себе их мятеж. Законы, управляющие землёй, которые Господь дал во благо, таким образом   превращаются в орудия разрушения преступников.

В соответствии с предполагаемой мудростью людей, природа оказывается там, где она становится разрушительной силой. Блага, которые были даны человеку только для того, чтобы благословить его, превращаются в проклятие. Употребляя вино и спиртные напитки, люди становятся рабами аппетита. Бог не вмешивается и не совершает чуда, чтобы обратить зло в добро; ибо Он подчинил всю природу Своим вечным законам. "Да не будет мира нечестивым", - говорит Он. Пусть всё будет в состоянии войны с ним. И природа отвечает: “Их не будет”. Если человек берёт себя в руки, чтобы поступать с собой, как ему заблагорассудится, если он действует против Бога и природы, его потворство своим слабостям станет для него орудием смерти. {3MR 344.2}

Под рукой Бога природа служит против нарушителей Божьего закона. Она держит свои разрушительные элементы в своем лоне до тех пор, пока они не вырвутся наружу, чтобы уничтожить человека и очистить землю. Когда фараон бросил вызов Богу через Моисея и Аарона, сказав: «Кто такой Господь, чтобы мне слушаться голоса Его? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» [Исход 5:2], природа выразила своё сочувствие своему раненому Создателю и сотрудничала с Богом, чтобы отомстить Иегове за оскорбление. Весь Египет был опустошён из-за упорного сопротивления фараона. {Lt209- 1899.23}

Бог чувствовал вибрации осквернённой земли, и это объясняет, почему Он услышал вопль, идущий из земли Содомской и Гоморрской и окрестных городов:

Бытие 18:20,21 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; (21) сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

Вибрации, исходившие от прегрешений Содома и Гоморры, превратились в оглушительный вопль. По резко изменившимся вибрациям земли под этими городами Бог чувствовал, что происходит что-то очень тревожное, и что эти люди вот-вот навлекут на себя погибель своим беззаконием, даже не подозревая об этом. Резонанс этого крика сильно ранил сердце нашего Отца:

Задача сатаны — вселить сомнение в человеческие сердца. Он побуждает людей смотреть на Бога как на неумолимого Судью. Он толкает их на грех, а затем внушает им, что они слишком порочны и недостойны приблизиться к Небесному Отцу или вызвать Его сострадание. Для Господа все это очевидно. Иисус заверяет Своих учеников, что Бог сочувствует их слабостям и нуждам. Любой тяжкий вздох, любая душевная рана, любая печаль отзываются болью в сердце Отца. {ЖВ 356.2}

Каким ужасным должен был быть этот вопль о развращенности и беззаконии Содома и Гоморры для нежного сердца нашего Отца, поскольку убийство одного праведника, Авеля, вызвавшее стенание земли, привело к таким словам Бога, обращённым к Каину:

Бытие 4:10-12 И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; (11) и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; (12) когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Можем ли мы почувствовать в этих словах страдания Отца и Его Сына? Если колебания, вызванные беззаконием одного человека, болезненно доходили до их сердец, то какую же бурю могут вызвать накопленные и концентрированные беззакония многочисленных обитателей городов? Через близкую связь между человеком и землёй буря могла быть вызвана даже несколькими беспокойными мыслями и чувствами людей. Ученики Иисуса были разочарованы, потому что Он не согласился, чтобы Его сделали царём. Вот что получилось чуть позже:

Их мысли были хаотичными и мятежными как шторм. Господь подверг их ещё одному испытанию, чтобы через скорбь привести к прозрению. Бог часто поступает так, когда люди сами себе создают трудности. Ученикам не следовало навлекать на себя беду: опасность и так быстро приближалась. Вот-вот на них могла обрушиться страшная буря, а они не были готовы к этому. Неожиданно погода резко изменилась; день стоял тихий, и вдруг налетел такой сильный ветер, что они испугались. {ЖВ 380.2}

Бурные мысли и чувства учеников привели к зримому выражению в окружающей природе, и Господь позволил развиваться этому процессу, чтобы преподать им урок упования на Него. Тогда какую бурю могли вызвать беззакония тысяч жителей этих развращённых городов, когда Бог, наконец, перестал сдерживать естественные последствия их греха?

Снова прозвучало торжественное повеление торопиться, ибо огненная буря была готова вот-вот разразиться.  {ПП 161.2}

Буря божественного суда ждала только того, чтобы эти несчастные беглецы смогли спастись. {ПП 160.2}

И происходило это по той причине, что Христос был полностью распят через грехи тех людей; Дух Христов оказался отвергнутым, но лишь Христос – Слово Божье – может удержать буйство стихии. И теперь уже не было ничего, что могло бы воспрепятствовать разрушительной власти того хаоса, который они создали. В конечном итоге, Христос позволил огню их насмешливых и развращенных страстей проявиться через стихии природы:

Это была большая компания людей разного возраста, охваченных огнём самых низменных страстей… Но его слова только подлили масла в огонь. Их ярость бушевала, как разъяренная стихия. {ПП 159.2}

2-ое Петра 3:3-7 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям (4) и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же». (5) Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: (6) потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. (7) А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

Следующая археологическая информация может дать нам больше информации о том, как эти города были разрушены из-за их собственных беззаконий, а не напрямую от Господа.

Библия дает подробное описание бедствия, постигшего города Равнины. В этом описании есть две фразы на иврите и одно еврейское слово, которое необходимо изучить, чтобы понять событие: гоприт. ва эс, материал, упавший на города (Бытие 19:24), хапак, что случилось с городами (Бытие 19:25), и ккитор hakkibsan , то, что наблюдал Авраам (Бытие 19:28). Слово гоприт является иностранным заимствованием, скорее всего, происходит от аккадского языка. ki / ubritu, что означает сернистое масло (чёрная сера) (Gentry 1999). Слово, сопровождающее гоприт, ва es, просто означает «и огонь». Другими словами, материал, выпавший на Содом, Гоморру и города равнины (кроме Сигора), был горящим нефтепродуктом. Термин хапак означает опрокидывать или свергать. Когда Авраам взглянул вниз на место опустошения, он увидел дым, поднимающийся над землей равнины, кекитор. Хаккибсан,  «как дым из печи». Кибсан — это гончарная печь (Wood 1992). Воздух, проходящий через гончарную печь, делает это за счёт принудительной тяги, возникающей в результате нагревания воздуха. Дым, выходящий из печи, вытесняется из выходного дымохода и выталкивается вверх в воздух. Именно это и наблюдал Авраам – дым с земли равнины поднимался вверх. Слово, используемое для обозначения дыма, qitor, не является словом, используемым для обозначения дыма от обычного огня. Скорее, это густой дым, дым от жертвоприношений. Понятно, что здесь зафиксировано что-то неестественное или экстраординарное. - https://biblearchaeology.org/research/chronological-categories/patriarchal-era/2364-the-discovery-of-the-sin-cities-of-sodom-and-gomorrah

Это объясняет, почему пророк Амос и  апостол Пётр сказали, что Господь ниспроверг Содом и Гоморру.

Амос 4:11 Производил Я среди вас разрушения, как перевернул Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь. (дословный перевод)

2 Петра 2:6 И если города Содомские и Гоморрские, осудив на ниспровержение, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам… (дословный перевод)

Ниспровержение произошло, когда Сын Божий больше не мог стонать в муках под бременем, возложенным на творение жителями Содома.

Римлянам 8:22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.

То, что случилось с Содомом, не было сделано ни силой, ни чьей-либо рукой.

Плач Иеремии 4:6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.

Два ангела, посланные разрушить город

Сама земля была разрушена вырвавшейся из её недр смолой. Но как понять то, что ангелы сказали Лоту?

Бытие 19:13 Ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

(продолжение следует...)