АГАПЭ. Глава 20 - Змей разоблачён на кресте
Переведено Алексей Герасимов, Виктор и Оксана Мороз
Сатана является автором страданий, болезней и смерти. Мы уже установили тот факт, что Христос даёт жизнь каждому человеку и близок к каждому человеку, который живёт на этой земле. Каждый акт насилия, который человек совершает против самого себя или против других, вызывает у Христа тяжкие страдания. Сатана мастерски скрыл своё насилие над Христом в уничтожении людей, убедив человечество в том, что Бог является преследователем и агрессором, и Он несёт ответственность за все суды, истории о которых описаны в Библии.
Во время вечернего разговора с Никодимом Иисус объясняет одну из самых глубоких истин, которая когда-либо произносилась. Это захватывающее дух откровение о кресте, и всё же это истина, и по сей день почти повсеместно сокрытая.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому: Иоанна 3:14
История, на которую ссылался Иисус, находится в 21 главе книги Чисел. Дети Израиля роптал и жаловался на Бога и Моисея. Дух возмущения вызвал прорыв в защитной ограде.
Кто копает яму, тот упадёт в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Екклесиаст 10:8
Этот прорыв в изгороди открыли брешь для угроз и опасностей пустыни, от проявления которых Бог ранее защищал. Вскоре ядовитые змеи начали жалить людей, и они, испытав на себе смертоносное действие жгучего яда, умоляли Моисея о помощи.
И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. (6) И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. (7) И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. (8) И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. (9) И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. Числа 21:5-9
Когда вы читаете эту историю, пожалуйста, помните о зеркале, когда, в частности, говорится:
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. Числа 21:6
Слово «послал» также может означать «отпускать» или «освобождать». Когда люди обвиняли Бога, они оттесняли и отталкивали Его, и Он был лишён возможности продолжать защищать их. Библия указывает нам, как змеи получили доступ к стану народа:
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. (10) Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 1 Коринфянам 10:9-10
Слово «истребитель» в стихе 10 на иврите имеет значение «разрушитель» или «злой змей». Апостол Павел связывает слово «змей» в стихе 9 со словом «истребитель» в стихе 10. Сатана – истребитель или разрушитель.
Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по‐еврейски Аваддон, а по‐гречески Аполлион (буквально – Разрушитель) Откровение 9:11
Когда ропщущие люди пробили брешь в защитной ограде, сатана получил возможность войти и немедленно начать убивать израильтян. Тот факт, что переводчики Библии использовали слово «послал» для описания высвобождения змея, создаёт идеальное божественное зеркало для читателей этого рассказа. Идея о том, что Бог посылает змей убивать людей – это отражение того, что о Нём думают люди. Те, кто смотрит на жизнь Иисуса как на точное изображение Отца, тотчас начнут искать ответ, чтобы объяснить этот шокирующий случай. Послал ли Бог бы ядовитых змей, чтобы убить людей за их ворчание и ропот? Как это отличается от характера Иисуса. Мои поиски в Библии привели меня к первому посланию к Коринфянам 10:9,10, где говорится об этой истории и отмечается, что восставшие были убиты истребителем (разрушителем). Откровение 9: 11 объясняет нам, что разрушитель – это ангел бездны. Когда мы понимаем, что слова могут иметь несколько значений, с учётом которых и при усердном исследовании текст приводится в гармонию.
Самый загадочный вопрос в этой истории – почему Бог повелел Моисею сделай сверкающего медного змея, прикрепить его к шесту и сказать людям, чтобы они смотрели на него для исцеления? Это кажется весьма странным. Змей в Библии является символом сатаны.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Откровение 12:9
Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. 2 Коринфянам 11:3
Как это возможно, что созерцание змея, поднятого на древке, может принести исцеление ужаленному человеку? Чему Бог хотел научить израильтян через это послание? Это возвращает нас к ночному разговору Иисуса и Никодима. Сравнил ли Себя Христос со змеем?
И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому. Иоанна 3:14
Иисус сравнивает поднятие змея со Своим поднятием (вознесением) на крест. Большинство христиан понимают процесс исцеления таким образом, что им необходимо взирать на Иисуса, Который умер за них на кресте.
Когда грешник, находящийся под тяжестью греха, взирает на Христа и видит, что Христос взял на Себя проклятие греха, это создает глубокое чувство благодарности, которое преобразует сердце и характер. Это исцеляет от проклятие греха, вызванного искушениями сатаны, которые подобны укусам змей, приносящим болезнь и смерть.
Почему поднятый на древке змей используется как символ исцеления? Разве не имело бы больше смысла в том, чтобы поднимать на шесте образ агнца? Как можно отождествить Христа с символом сатаны?
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2 Коринфянам 5:21
Распятие Иисуса полностью раскрыло характер сатаны. Крест Христов показывает конечный саморазрушительный итог, к которому придут нераскаявшиеся грешники, одновременно раскрывая подлинный характер сатаны как жестокого убийцы. Чтобы каждый мог увидеть, как cатана проявляет свою злой дух, ему было позволено использовать власть, принадлежащую Христу, для контроля над людьми, которые пытали и убивали Христа. То, что Бог позволил, чтобы Его Сын был предан таким жестоким пыткам и смерти, открывает любовь-агапэ, находящуюся за пределами человеческого понимания. Крест приносит ясность и выявляет конечный результат греха в грешнике и истинный характер сатаны.
На кресте Иисус воскликнул: «Боже мой, почему Ты оставил Меня?» Это состояние грешника, который чувствует всю тяжесть вины за свой грех. В этой агонии ума грешник, изобличённый в своих грехах, переживает ужасное чувство осуждение в своей душу. Грешнику кажется, что Бог дышит огнём на него, но на самом деле это переживание вызывают чувство вины и самоосуждение в присутствии чистой самоотверженной любви.
Такова трудность креста. Он раскрывает жестокий характер сатаны и естественные последствия греховной жизни, но при этом кажется, что именно Бог в ужасном гневе причиняет грешнику мучительная боль. Любящее лицо Бога скрыто во тьме чувства вины, и всё, что осознаёт грешник – это неописуемый ужас всепоглощающего стыда за грех. Мы можем увидеть двустороннюю природу креста в жизни Каина. Вот как эти два аспекта выражены в переводе Уиклифа.
И сказал Каин Господу: преступление моё больше, нежели можно простить;(14) вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и я буду сокрыт от лица Твоего… Бытие 4:13,14 (перевод Уиклифа)
Каин демонстрирует в своём восклицании чувство самоосуждения, которое является естественным следствием его греха. Он чувствует, что его грех настолько велик, что его нельзя простить. Но одновременно мы видим в его словах, что он возлагает ответственность на Бога и обвиняет Его за эти последствия. Таковы две стороны суждения и, следовательно, две стороны креста.
1. Вина и самоосуждение без надежды на прощение
2. Перенос (проецирование) вины на Бога и представление Его как обвинителя (агрессора) в суде
Когда мы встречаемся с актами насилия в Библии, мы понимаем, что они действительно раскрывают характер сатаны, и всё же кажется, что это Бог изливает свой яростный гнев на грешников. С точки зрения грешника, суд всегда ощущается как проявление Бога – деспотичного преследователя.
Вид же славы [характера] Господа на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Исход 24:17
Как указывалось в предыдущей главе, чтобы сатана мог проявить свою смертоносную силу, Христос должен отречься от Себя и нести крест страдания, видя, как Его дети страдают. Это страдание раскрывает характер сатаны. Проблема в том, что люди думают, что это Бог уничтожает их, потому что их нечистая совесть убеждает их в том, что они достойны смерти.
Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Римлянам 1:32
Тем не менее, когда мы видим Христа вознесённым в правильном контексте креста, мы видим змея разоблачённым и осознаём, что уничтожает не Бог, а сатана. Это исцеляет человеческое сердце от сопротивления Отцу – сопротивления, вызванного идеей о том, будто Он является Тем, Кто совершает разрушение и убийство. Этот символизм очень глубокий, и нужно время, чтобы действительно понять его, но правда состоит в том, что мы можем исцелиться от нашего восстания против Бога, увидев работу змея в кровавых судах Библии. Вы можете действительно примириться с Ним и изгнать свой страх.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 1 Иоанна 4:18
Держа в уме эти принципы, мы теперь готовы рассмотреть вопрос об использовании жезла, который превратился в змею во время десяти казней.
И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.(3)Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.(4) И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его.(5) Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Исход 4:2-5
Жезл или посох – это символ власти. В царских терминах он называется скипетром. У Христа, Сына Божьего, есть скипетр.
А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Евреям 1:8
Сам Христос также упоминается как этот скипетр:
Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Числа 24:17
Христос – сила Божья (1 Коринфянам 1:24) и восседает по правую руку от Бога (Евреям 1:3). Он упоминается как правая рука Бога или, как говорится, «Его правая рука».
Правая рука Твоя, Господи, мощью прославилась. Правая рука Твоя, Господи, сокрушила врага. Исход 15:6 (Новый русский перевод)
Бог дал указание Моисею, что он будет представлять Бога, и Аарон станет его глашатаем. Исход 4:16. Когда Моисей бросил посох, и тот упал на землю, сила, которая во Христе, стала змееподобной. Христос есть сила Бога. Когда Бог сказал сатане: «вот, всё, что у него, в руке твоей» (Иов 1:12), Бог бросил Свой жезл на землю. Жезл Христа, чья сила в человечестве и в творении, передан сатане, чтобы служить его целям; сатана мог даже побудить римских солдат заставь Христа нести крест на Голгофу.
Умы римских солдат контролировались сатаной, но дыхание жизни, благодаря которому они существовали, происходило от света, который просвещает каждого человека, приходящего в этот мир. Сила Христа в душах людей использовалась сатаной, чтобы прибить Его ко кресту. Просто остановитесь на мгновение и подумайте об этом. Сам образ римского солдата, который поднимает молот и вбивает острие гвоздей в драгоценные руки Спасителя, содержит ключ к пониманию египетских казней и всей разрушительной силы, проявленной на земле. Вот жезл, который падает на землю:
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. Марка 14:35
Там, где люди падают на землю под разрушительной силой, обнаруживается жезл, который падает на землю и становится змеем.
И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. Марка 9:20
Поэтому мы можем понять, что везде, где мы наблюдаем страдания людей, мы видим:
Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Исаия 63:9
Правда в том, что если бы Бог мог использовать насилие, он мог бы просто прекратить жизнь тех, кто решил следовать за сатаной, чтобы сила Божья во Христе не могла использоваться сатаной для его разрушительных действий. Однако, чтобы предоставить каждому человеку свободу выбора, Христос должен позволить Своей силе в людях быть использованной сатаной, когда люди решают восстать против Бога и Его заповедей. Как сатана использует эту силу? Все люди, которые не находятся под контролем Бога, находятся под контролем сатаны. Как только они полностью попадают под его контроль, он заставляет людей уничтожать друг друга. Когда ум людей подпадает под контроль сатаны, сила жизни, данная им Христом, используется с искажением для целей сатаны. Поэтому сила Божья превращается в змея, как только она удаляется из Его руки.
В великих войнах мировой истории миллионы людей гибли в мучениях, потому что сатана использовал силу Христа, данную человеку, чтобы выполнить свою работу истребителя. Во всех этих кровопролитных побоищах Бог показывает Свою любовь, отдавая Своего Сына, чтобы открыть жестокие принципы змея. Можем ли мы постичь страдания Христа в то время, когда дыхание жизни, которое Он давал людям, так порочно использовалось, например, во времена Рима? Легионы юнцов, наполненные дыханием Сына, готовы к битве с себе подобными. Две армии, наполненные жизнью Христа, движимы сатаной, чтобы столкнуться, поражая друг друга мечами, копьями, ножами и стрелами. И вот, когда каждый из молодых людей делает последний вздох, Христос чувствует глубокую печаль за те души, что умирают, обагрённые кровью и с жаждой мести в своих сердцах. Сила Христа превращается в змея, когда человек желает вырваться из рук Божьих. Но для того, чтобы зверское царство сатаны было разоблачено, Христос должен унизить и смирить Себя и позволить Себе быть пронзённым печалью, видя, как Его дыхание жизни используется для совершения столь тяжких злодеяний. В каждом акте насилия Христос пронзается, потому что Он должен смирить Себя, взять крест и дать людям свободу выбирать ту судьбу, которую они себе желают.
Взвесьте тщательно вышесказанное, потому что в этой точке решается, сможем ли мы распознать целительную силу змея, поднятого на древке. Самоотречение Христа позволяет сатане использовать Его силу и разоблачает истинный характер сатаны. Когда Христос позволил сатане использовать Свою силу, чтобы он мог убить Его, явилась подлинная жестокость змея. Истинный крест открывает дверь, чтобы люди увидели, что всякое насилие имеет свой источник в сатане. Истинный крест открывает человеку возможность узреть, что Бог действительно любит Своих врагов. Во Христе Бог примиряет мир с Собой, Он являет Свою любовь и бескорыстный характер. Но для того, чтобы змей был окончательно уничтожен, власть Христа должна быть восстановлена в жезле.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его. Исход 4:4
Что представляет собой хвост?
Старец и знатный, - это голова; а пророк - лжеучитель есть хвост. Исаия 9:15
Хвост змея – это ложь, с помощью которой он обманывал мир в отношении характера Бога. Сатана убедил мир в том, что Бог убил Своего Сына в яростном гневе.
Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Исаия 53:4
Для того, чтобы власть змея была сокрушена, необходимо было раскрыть ту ложь, которой сатана оклеветал характер Бога. Когда Иисус воскликнул: «Свершилось», – то что же Он закончил?
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. Иоанна 17:4
Говоря: «Я прославил Тебя на земле», Иисус тем самым утверждает: «Я открыл Твой истинный характер на земле». Исход 33:18; Исход 34: 5-7. Когда Иисус воскликнул: «Свершилось!» - Христос схватил змея за хвост, потому что Он раскрыл ложь, которую сатана распространял о характере Отца, выставляя Его жестоким тираном. Иисус показал, что именно сатана является подлинным убийцей и разрушителем.
Именно в свете этой истины Евангелие было проповедано по всему миру за столь короткое время, фактически - в течение жизни апостолов.
Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем. Колоссянам 1:23
Затруднение в том, что вид креста в естественном человеке вызывает впечатление, что Бог наказывает Своего Сына, чтобы удовлетворить Свой гнев по отношению к нам. Это позволяет сатане легко изобретать больше лжи, особенно со стремительным увеличением человеческой греховности, чтобы скрыть истинную силу креста, и позволяет змею спуститься с креста и снова прятаться в темноте, чтобы жалить людей, убеждая их в том, что Бог является жестоким и карающим.
У египтян было много возможностей узнать об истинном Боге через Иосифа. Бог дал Иосифу мудрость благословить египтян, подготовив их к голоду, который пришёл в Египет и все соседние страны.
И наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. Бытие 41:54
Фараон был предупрежден во сне о семи грядущих годах голода. Божье Провидение поместило Иосифа туда, где он мог помочь подготовить людей к тяготам надвигающейся засухи. Бытие 41:25-36. Почему такая страшная засуха обрушилась на все эти страны?
Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я ГОСПОДЬ Бог ваш. (2) Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я ГОСПОДЬ. (3) Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, (4) Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой. Левит 26:1-4
Мы помним из главы 13, что Бог создал законы природы, чтобы благословлять человека.
«Причинно-следственная связь между человеком и природой означает, что по мере восстания человечества катастрофически усиливается ветер, нарастает опустошение от огня и наводнений. И так как люди с большим усердием нарушают заповеди Божии, то и земля будет нарушать законы природы и являть людям их собственное восстание». Агапэ, глава 13.
Египтяне, как и окружающие их народы, поклонялись разнообразным идолам. Они не соблюдали заповедь о субботе и не почитали святилище Господа. Когда Моисей пришел к фараону и передал своё прошение от имени Господа, фараон высокомерно спросил: «Кто такой Господь?» – и вызывающе сказал: «Я не знаю Господа». Фараон не забыл об Иосифе. Египет разбогател благодаря Иосифу. Итак, это был отказ признать Бога.
Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; (22) называя себя мудрыми,обезумели, (23) и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Римлянам 1:21-23
Они не соблюдали уставов и постановлений, поскольку со времён Нимрода многие из развивающихся стран уже бросили вызов Богу небесному и решили восстать и творить то, что им вздумается. Земля Египта и Ханаана была известна как земля Хамова.
Тогда пришёл Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову. Псалом 104:23
Хам оставил своим потомкам ужасное наследие по причине гнусного преступления, совершённого против своего отца Ноя.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. (23) Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (24) Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, (25) и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Бытие 9:22-25
Тот факт, что Ной, проснувшись, знал, что его сын что-то сделал с ним, указывает на то, что Хам не просто смотрел на отца. Когда Израиль вышел из Египта, Господь сказал им не следовать обычаям хананеев и египтяне.
По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите. Левит 18:23
Что именно Господь повелел Израилю не делать из того, что практиковали эти народы?
1. Инцест (половая связь между близкими родственниками) Левит 18:6-18
2. Сексуальные отношения во время менструации Левит 18:19
3. Супружеская измена Левит 18:20
4. Посвящение своих детей идолам Левит 18:21
5. Гомосексуализм Левит 18:22
6. Сексуальные отношения с животными Левит 18:23
Все эти грехи - это наследие сыновей Хама. Эти нарушения закона Божьего отрицательно влияют на природу, поскольку они противоречат природе.
То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. (25) Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. (26) Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным. Римлянам 1:24-26
Эти грехи, наряду с употреблением в пищу нечистой пищи, крови и многое другое, о чём идёт речь в книге Левит, оскверняют землю, заставляя её ветшать, чахнуть и засыхать.
Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. (5) И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. (6) За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Исаия 24:4-6
Ханаан и Египет нарушали Божьи заповеди. Семь лет голода были предупреждением для этих стран о том, что мерзости, которые они практикуют, приведут к ещё более серьёзным катаклизмам в природе. Господь по Своей милости позволил переселить Иосифа в Египет, чтобы познакомить их с истинным Богом, чтобы египтяне могли покаяться в своих мерзостях и избавиться от разрушительных реакций природы. Что касается сексуальных извращений, то соответствующее предупреждение дано в законе.
И осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. Левит 18:25
Мерзости Египта и Ханаана готовили землю к тому, чтобы извергнуть её обитателей. Восстание людей против Бога грозило отразиться, вернувшись к человеку через природу. Сатана подталкивал эти народы к таким грехам, чтобы вызвать бурный разрушительный отклик природы, а затем обвинить Бога в том, что Он в Своём гневе уничтожил их. Но на самом деле Господь желал спасти Египет и другие народы, практиковавшие идолопоклонство. Он не хотел, чтобы кто-либо из них погиб, но они отказались слушать Его увещевания.
Исследуя язвы, мы должны рассмотреть очень важный текст.
Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет... Исаия 43:3
Библия говорит о язвах на языке креста. Выкуп был заплачен для того, чтобы Израиль мог быть освобожден. Существует много уровней символизма в язвах, и мы не можем обсудить их все в рамках нашего повествования. Наше внимание будет сфокусировано на откровении креста в контексте казней, которые обрушились на Египет.
Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Исход 7:10
Чудо превращения жезла в змею повторяется перед фараоном. Это был урок для Египта, что сила змея вот-вот высвободится.
Послал [освободил] на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов. Псалтирь 77:49
Описывая обстоятельства, сопровождавшие поражение от моровой язвы, книга Псалмов говорит об этом высвобождение силы злых ангелов.
И превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; (45) послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; (46) земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче; (47) виноград их побил градом и сикоморы их - льдом; (48) скот их предал граду и стада их - молниям; (49) послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, послав [освободив] злых ангелов; ( 50) Он проложил путь гневу [скорби] Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; ( 51) поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых. Псалом 77:44-51
Большинство бедствий упоминаются в этом тексте в связи с освобождением злых ангелов или ангелов разрушения. Бог предал их чуме, потому что они отказались признать Его и Его заповеди. Упоминание слова «моровая язва» указывает на нарушение вечного завета Бога.
И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага. Левит 26:25
Не уточняется, как именно были вовлечены злые ангелы или как они использовали законы природы, извергавшие обитателей земли. Но именно эти два элемента – законы природы в сочетании с разрушительной работой злых ангелов – принесли опустошение в Египет. Однако Бог пытался достичь египтян даже во время этого истребления, чтобы побудить их покаяться в своих грехах и спастись. Следует помнить, что вся сила, проявленная в этих процессах, исходила от Христа, ибо Он есть сила и мудрость Бога. Тем не менее, Христос должен был нести Свой крест страданий, позволяя этим актам уничтожения состояться.
Сила Христа обитала в душах всех египтян. Убийство любого человек связано с мученичеством Христа. Можете ли вы представить, как мать-египтянка держит своего мёртвого сына на руках и, склоняясь над его безжизненным телом, рыдает в душевном отчаянии? Христос, конечно же, сопереживает и скорбит вместе с матерью - в данном случае Христос также возведён на крест и заново распят. Когда Бог позволяет сатане использовать силу Своего Сына, Он позволяет сатане коснуться Своих зеницы ока.
Он проложил путь Своему гневу [номер Стронга 639 - нос, лицо], не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве. [Стронг 1698 - разрушение] Псалом 77:50
Этот стих описывает язвы, обрушившиеся на Египет. Здесь говорится, что Бог проложил путь к Своему лицу. Его возлюбленный Сын – радость Его жизни. Позволив египтянам умереть от рук истребителя, Он также причинил боль и страдания Своему Сыну. Поэтому Отец стоял один в этой египетской тьме и скорбел о Своём Сыне во время казней – за всё, что претерпел Его Сын.
Язвы были не случайными: они направлены на богов, которым служили египтяне. Египтяне, как и все язычники, должны были умиротворять своих богов и не гневить их, иначе их ждало наказание. Язвы отражаются на египтян в божественном зеркале. Их чувство вины от совершённых языческих мерзостей, убийств младенцев, жестокого отношения к рабам, испорченного аппетита и сексуальных извращений возвращалось к ним в этом зеркале. Нилу поклонялись как богу по имени Хапи, богу плодородия
Указ бросать еврейских мальчиков в реку, принятый восьмьюдесятью годами ранее, очевидно, вернулся, чтобы отразить их действия. В то же время законы природы, поддерживаемые Христом, окончательно рухнули под тяжестью их мерзостей. Когда Сын Божий увидел будущее Египта, Он был отягощён горем, и поэтому река даёт нам знак того, как Христу предстоит страдать в Гефсиманском саду, когда Его пот был, как капли крови, а Его тело ломилось, начав разрушаться. Тяжесть греха совершала разрушение во Христе, и это было последствие от действий египтян, которые оскверняли и уничтожали Нил и всё, что в нём.
Использование жезла принципиально важно.
И сделали Моисей и Аарон, как повелел ГОСПОДЬ. И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь. Исход 7:20
Важно найти в Писаниях применение жезла для поражения кого-либо.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. Исаия 11:4
Жезл является символом Слова Божьего и дыхания Его уст. Когда Христос висел на кресте, то вина за грехи перед лицом нарушенного Закон сжигала пламенем Его душу. Этот принцип уничтожения встречается в других местах Писания.
Теперь ополчись, дщерь полчищ; обложили нас осадою, тростью (жезлом, скипетром) будут бить по ланите судью Израилева. Михей 5:1
О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. Захария 13:7
Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. Исход 17:6
Христос – Правитель всей природы. Нечестие египтян осквернило землю и пронзило Христа терновым венцом. Язвы, поразившие воду, показывают, что египтяне делали со Христом. Христос – источник живой воды, и они истязали Его, причиняя Ему великие страдания. Бог открывает египтянам пагубные последствия их внутреннего состояния. В этом заключается работа закона – отражать обратно падшему человеку его греховное состояние. И все же весь мир считает, что разрушение водоснабжения Египта – это просто деянием Самого Бога. Да, мы думаем, что Христос поражаем и уничижён Богом. Когда Христос был пронзён копьем, из области Его сердца вытекли кровь и вода, и это то, что мы видим в Ниле.
Вторая язва была зеркалом для другой богини – Хекет.
Хекет (др. ег. ḥqt) — древнеегипетская богиня влаги и дождя, связанная с ежегодными разливами Нила, деторождения, плодородия, обозначавшаяся символом «лягушка»[1]. Считается, что от её имени происходит имя Гекаты, греческой богини колдовства. (Википедия)
Плодородие Египта было уничтожено египтянами посредством мерзостей, совершённых ими. Земля исторгла их, и жабы (лягушки) стали отражением этой рвоты. Бог позволил их поклонению отразиться в зеркале. Их страх перед богами вернулся к ним. Это не случайные события, а законы природы, отражающие мысли людей. Как говорит нам Иисус:
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Матфея 7:2
В то же время символ жабы демонстрирует принцип обмана. Как упоминалось ранее, Хекет была связана с колдовством. Сатана подделывал эти проявления природные явления через своих жрецов.
И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: (14) это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Откровение 16:13-14
И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.(14) И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. Откровение 13:13,14
Лживый дух обмана в чуде со змеёй, и первые две язвы, подделанные жрецами, помешали духу покаяния воздействовать на египтян, что в конечном счёте и предопределило их судьбу. Схожим образом лживый дух присутствовал на суде над Христом, побуждая ложно обвинить Его и тем самым гарантировать Его смерть на кресте.
Третья египетская казнь была связана с пылью земли (перстью земной). Два бога были связаны с землёй: Гор (Хор) – властелин чёрной земли, и Сет – владыка красной пустыни. Черную плодородную почву использовали для выращивания сельскохозяйственных культур. Мошки (москиты, комары или вши), выходящие из земли, являлись предупреждением, что почва истощилась и обветшала, как старая одежда.
Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её вымрут таким же образом [здесь употребляется еврейское слово «мошка» или «комар»]; а Моё спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет. Исаия 51:6
Употребление этого еврейского слова, переводимого как «вши», «мошка» или комары», в этом тексте не случайно. Это указывает, что земля крайне истощена и разрушается. Проклятие человеческого нечестия давит на сердце Христос. Как говорится в Псалмах:
Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (3) Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, (4) ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Псалом 31: 2-4
Сын Божий молчал, давая египтянам свободу, но тяготы, которые Он нёс, желая сохранить землю от загрязнения, заставляли Его стонать.
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. Римлянам 8:22
Плачь и стоны отражают страдания Христа под тяжестью греха в Гефсиманском саду. Для плотского человека эта язва была гневом Гора, который обрушился на них, но духовный человек различает распад и стенание земли под мерзостями египтян и последующие страдания Христа.
Четвертая язва состояла из различных видов мух, насекомых и, возможно, жуков, как свидетельствует буквальный перевод Янга. Писание утверждает, что земля была полностью уничтожена этой язвой.
Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала [испорчена или разрушена] земля от песьих мух. Исход 8:24
Еврейское слово, переведённая как «погибла» – это то же самое слово, что упоминается в последней казне, уничтожившей первенцев в Египте – слово «поразил». И это же самое слово используется для характеристики состояния мира до потопа.
И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. Бытие 6:12
Четвёртая казнь была проявлением осквернения, совершённого египтянами. Фараон отрицал истинного Бога Небесного, творя отвратительные мерзкие вещи, и теперь взошли семена, которые он и его предки посеяли:
Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога ". Они развратились [уничтожать, разрушать], совершили гнусные дела; нет делающего добро. Псалом 13:1
Нет разумевающего; никто не ищет Бога; (12) все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. (13) Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Римлянам 3:11-13
Господь сдерживал эти четыре ветра раздора, обращаясь к земле: «Утихни, успокойся». Но в конце концов земля извергла своих обитателей.
Пятая казнь обрушилась на крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов и ослов. У египтян не было никакой защиты от истребителя. Если бы фараон раскаялся, тогда действия уничтожающих ангелов через природу могли быть предотвращены, но этого не произошло. Господь вынужден был оставить скот на растерзание истребителя. Египтяне отказались прийти к Господу и спастись, поэтому сатана мог всё больше контролировать Египет.
Мы знаем, что сатана, получив доступ к Иову, навлёк на него язвы, и это именно то, что он сделал с египтянами во время шестой казни. Как же пришлось пострадать Христу, наблюдавшему за Своими дорогими детьми, мучавшимися в язвах и нарывах, и сколько страданий Он перенёс, решая позволить сатане творить подобное. Тот факт, что эпидемия перешла от животных к людям, и нарывы появились на их телах, указывают на то, что сатана получил ещё больший контроль, как и в случае с Иовом.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. (4) И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; (5)но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя? (6) И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. (7) И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. Иов 2:3-7
Язвы и нарывы, поразившие египтян, предвозвещают крестные страдания распятого Христа. Это были страдания человеческой плоти.
Страдания египтян были Его страданиями, их мучительные переживания глубоко тронули Его. И всё же он продолжал позволять Сатане проявлять эту силу, потому что люди отказались прислушаться к призыву обратиться, покаяться и спастись. Как Иисус сказал фарисеям: «Сколько раз хотел Я собрать вас, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!»
Сначала рыба умерла, потом лягушки, потом скот, а теперь ещё и страшные нарывы на собственных телах. Моисей предупредил египтян о каждой казне, поэтому они могли принять меры, чтобы избавиться от истребителя. Они могли избежать укусов этой жалящей змеи, взирая на змея, вознесённого на шесте. Во Христе, вознесённом через эту агонию египетских казней, древний змей был разоблачён как тот, кто является разрушителем и истребителем. Сатана пытается спрятаться в силе и власти Божьей, посылая к нам лживый дух жаб, чтобы внушить нам, что это Сам Бог непосредственно творит такие дела.
Сын Божий невообразимо страдал, видя, как Его сила используется на земле так жестоко и разрушительно. Его собственные законы в природа, призванные благословлять тех, кто любит Господа и хранит Его заповеди, были теперь превращены в оружие массового уничтожения. Сатана и его ангелы были определённым образом вовлечены в то, чтобы увеличить масштабы опустошения, потому что сатана знал, что он может заставить людей думать, что Бог делал всю эту разрушительную работу напрямую.
И простёр Моисей жезл свой к небу, и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую. Исход 9:23
Когда Моисей поднял жезл к небу, это был символ Сына Божьего, вознесённого на кресте. Христос, сила Божия, был предоставлен сатане, чтобы использовать по своей воле. Бог допустил пролом в Его защите, и злые ангелы, которые наслаждаются смертью и разрушением, обрушили на землю огненный град . Вспомним, что говорится в псалме:
Виноград их побил градом и сикоморы их - льдом; (48) скот их предал граду и стада их - молниям; (49) послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов. Псалом 77:47-49
Град также упоминается в псалме 17, где говорится о страданиях Христа на кресте.
От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Псалом 17:13
Обратите внимание, что в псалме 77 Он «скот их предал граду», и еврейское слово «предал» означает «выдавать» или «высвобождать». Мы видим, что сила Божья передана сатане и вновь подчеркиваем, что это может произойти только через мучения и агонию Христа. Каждый раз, когда Бог позволяет сатане использовать Свою силу для уничтожения, Его Сын возвышен, как это произошло на кресте, и в то же время сатана открывается как разрушитель для тех, кто смотрит в зеркало истинного Евангелия.
И мы наблюдаем это во время разрушительного града.
Лён и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лён осеменился. Исход 9:31
Ячмень использовался для жертвоприношения первых плодов. В людях, убитых градом, первые плоды также были уничтожены. Писание говорит:
Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 1-е Коринфянам 15:23
Град, побивший ячмень (первые плоды), символизирует избиение Христа («но мы думали, что Он был поражаем» – Исаия 53:4). Следующая египетская казнь – саранча, и книга Откровение рассказывает нам о возникновении нашествия саранчи:
Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. (3) И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Откровение 9:2-3
Сказанное в Откровении указывает на разрушительную силу сатанинского обмана, и именно это происходит при нашествии саранчи. Сатана будет опустошать и вырывать все зеленые ростки надежды в тех, кто пытается ухватиться за спасение. Сатана искушал Христа мыслями о том, что все Его труды и жертвы напрасны, и что никто не оценит этого. Сатана также жестоко искушал Иисуса, внушая Христу мысль, что Отец оставит Его.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. (18) Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; (19) делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Псалом 21:17-19
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими (40) и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. (41) Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: (42) других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; (43) уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. (44) Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Матфея 27:39-44
Девятая казнь – тьма – отразила египтянам гнев бога солнца Ра, но исследователю истины она прямо указывает на крестные страдания Христа, когда Он был полностью окружен демонами. Действительно, сатана знал, что он может погубить Египет – эту могущественную землю, которая так многому научилась от Израиля в прошлом и была так благословлена Богом. Эта коварная усмешка, характерная для лукавого, теперь появляется на его лице, поскольку он знает, что Египет обречён. В этом истреблении раскрываются страдания Христа на кресте и Его боль потери, когда Он видит Своих египетских детей, погубленных сатаной. Тьма напрямую отсылает нас к событиям, произошедшим на кресте.
Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Луки 22:53
От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. Матфея 27:45
Относится ли девятый час к девятой чуме? В любой случае, этот момент был самым мрачным для Иисуса и для египтян. И Христос, и жители Египта пребывали в ужасе от того, что вот-вот обрушится на них. Тьма также указывает на то, что лицо Отца было полностью скрыто.
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 1 Иоанна 1:5
В ее смерти раскрывается смерть Христа. Христос с радостью умер на своем месте! Но они выбрали разрушителя и должны встретиться с ним сейчас. Но исполненный благодати для всех верующих, которые нарисовали кровь Агнца на дверных косяках, сатане было отказано во въезде в дом.
Тьма указывает на то, что сатана взял Египет под свой полный контроль. Теперь остаётся только смерть первенцев, последняя язва или казнь, и это кульминационное деяние истребителя. В их смерти открывается смерть Самого Христа. Христос охотно умер бы вместо них. Но они выбрали разрушителя и теперь должен встретиться с ним. Однако, к счастью для всех тех верующих, кто помазал дверные косяки кровью ягнёнка, сатане не был позволено войти в их дома.
И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Исход 12:23
Давайте напомним себе: кто такой губитель (истребитель или разрушитель)?
Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион- Разрушитель. Откровение 9:11
Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя [ядовитой змеи]. 1Коринфянам 10:10
Поскольку Бог был вынужден снять Свою защиту, злые ангелы могли беспрепятственно выполнять свою работу, насколько Он позволял, и все первенцы Египта умерли, предвещая смерть Христа. В десяти египетских казнях крест Христа был высоко поднят, раскрыв, что сила Бога использовалась для уничтожения законами природы в ответ на злобу египтян, вызвавшую пролом в оборонительной стене. Это открыло вход сатане и его ангелам для уничтожения. Подобное разрушение могло произойти только через боль и страдания Христа, закланного с момента основания мира каждым действием разрушителя в отношении человека. Ненависть сатаны к образу Божьему в человеке вызывает у него наслаждение при убийстве людей всякий раз, когда он только может совершать подобное.
Как сатана ликовал при опустошении Египта, причиняя страдания Христу и Отцу! Правая рука Бога покрылась проказой, а Его скипетр превратился в змея. Если сквозь желчных жаб мы сможем увидеть ложь, которую сатана распространяет про египетские казни, тогда мы узрим страдания Бога и Его Сына. Крест Христов воздвигнут, и в этом возвышении мы различаем змея как того, кто является убийцей и лжецом с самого начала. Иоанна 8:44. Крест раскрывает злобу сатаны и долготерпение нашего Отца, поскольку Он позволяет ему реализовывать свою свободу выбора ценой огромных потерь Бога.
Разрушение приходит >>> силой Божьей >>> по законам природы >>> и через нечестие Египта, >>> вызвавшее пролом в защитной стене, >>> через который сатана-дьявол и злые ангелы входят.
Наше восприятие язв, якобы исходящих от Бога и использующего насилие, чтобы заставить фараона отпустить Израиль, показывает, насколько огрубело и ожесточилось человеческое сердце и как ничтожно понимание любвеобильного характера нашего Небесного Отца. Бог не хочет, чтобы кто-то потерялся и погиб, но чтобы все пришли к покаянию, найдя убежище и защиту в Его субботнем покое, заповедях и уставах.
Давайте отвернёмся от всех наших грехов и придём ко Христу, чтобы нам снова не распинать Его через наши греховные действия. Давайте мы сами будем ежедневно распинаться в Нём и воскресать к новой жизни через силу Его воскресения. Можем ли мы распознать в казнях, язвах и бедствиях проповедь о кресте Христа и Его великих страданиях, понимая, что сатана воспользуется выбором египтян и уничтожит их? Можем ли мы видеть любящий образ Бога, Который сделал всё, что мог, чтобы спасти их?
«Как глубока к нам любовь Отца, как непостижимо то, что Он отдал Своего единственного Сына, чтобы сделать негодяя Своим сокровищем…» (Из песни «Как глубока к нам любовь Отца» – Song by Stuart Townend, How Deep the Father’s love for us. 1990)
Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. (9) Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Исаия 55:8-9