5. Любите врагов своих
Когда Иоанн Креститель возвестил об Иисусе как о Мессии, вновь пробудилась надежда на национальное величие. Мечты об освободителях, подобных Иуде Маккавею, которые некогда сбросили иго империи Селевкидов, воспламенили энергию еврейского национализма, скопившуюся в ситуации, когда страна находилась в железных тисках Рима. Вокруг этого нового учителя стали собираться толпы, а свидетельство Его силы, явленное при исцелении больных, только подстёгивало рост ожиданий.
И прошёл Иисус по всей Галилее, проповедуя в синагогах и возвещая благую весть о Царстве, исцеляя людей от всяких болезней и недугов. (24) И разнеслась молва о Нём повсюду, даже до Сирии, и стали приводить к Нему всех страдающих от различных болезней, измученных недугами и припадками, бесноватых и параличных, и Он исцелял их. (25) И следовало за Ним множество людей из Галилеи, из Десятиградия, из Иерусалима и из-за Иордана. Матфея 4:23-25
После избрания двенадцать учеников Иисус направился с ними к берегу озера. Собирался народ – некоторые слушали, другие исцелялись. Когда толпа стала больше, Иисус повёл их на горную возвышенность и там обратился к ним с наставлением. Благословения, которые исходили из Его уст, были непохожи на всё, что когда-либо слышало человечество. Он начал свою проповедь с таких утверждений:
Блаженны кроткие, блаженны милостивые и блаженны миротворцы. Матфея 5:5,7,9. Вместо того, чтобы восхвалять человека, умело орудующего мечом ради истины, Он благословляет тех, кого преследуют за правду, кого оскорбляют и гонят ради Него. Матфея 5:10,11. Он не говорил как беспощадный генерал, собравший своё войско для сражения, но возвеличил смирение, кротость и любовь Своего Отца, образ Которого Он хотел видеть в Своих последователях.
Слова, сказанные Христом, были не просто высказаны Им как учение, но они воплощались в каждом моменте и в каждой стороне Его земной жизни. Его сострадание, милосердие и терпение ко всем людям невозможно было не заметить. В конце Своего служения Он смиренно вынес насмешки, издевательства, побои и принял смерть, не высказав даже намёка на угрозу, месть или расплату. То, чему Он учил в тот день, показало – Кем Он был, а как представитель Своего Отца, Он открыл нам – каков Бог. Важно понять, что Иисус не говорил нам делать того, чего Он не делает Сам. Он не говорил, что, поскольку Он божественный, Он использует для нас другие правила, чем для Себя. Нет. Но именно потому, что Он является божественным, Он Сам живёт точно так, как и проповедовал нам с той горы.
Слова Иисуса задели за живое еврейскую гордыню и честолюбие, и поскольку это послание обращено ко всему человечеству, оно столь же глубоко проникает во всякую человеческую гордыню и самомнение. Мы постигаем истину о том, что милосердие Бога, воспринятое грешным человеком, ведёт его к покаянию и открывает ему смысл слов Иисуса в Нагорной проповеди – блаженны нищие духом и блаженны те, кто скорбит из-за своего себялюбия, гордости и тщеславия.
Сын Божий всё глубже и глубже погружается в суть человеческого бедствия, когда продолжает Свою проповедь:
Вы знаете, что людям ещё в древности было сказано: «Не убивай», и что каждый убийца будет судим. (22) Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством, тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовёт своего брата глупцом, – ждёт огонь ада. Матфея 5:21,22 (Новый русский перевод)
Иисус расширяет понимание слов, сказанных Моисею за несколько столетий до этого. Он не удаляет ни одной буквы и ни одной чёрточки из закона, а скорее увеличивает и усиливает его, делая его источником чудесного просвещения.
Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него греха.(18) Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь. Левит 19:17,18
Кто из нас не сердится на своих обидчиков? К кому не приходила даже мысль поквитаться с теми, кто, возможно, оскорбил или унизил нас? Кто вообще подолгу может жить без обид? Позже апостол Иоанн придаёт новую силу словам Иисуса, говоря:
Всякий, кто ненавидит своего брата, тот человекоубийца, а вы знаете, что ни в каком человекоубийце не может быть вечной жизни. 1 Иоанна 3:15
О каком царстве говорит Иисус? И если вы чувствуете ненависть к кому-то, значит ли это, что вы убийца и достойны смерти? Что такое «огонь ада» в Матфея 5:22, о котором Иисус говорит в этой связи? Спросите Каина, вопиющего от боли: моё беззаконие больше, нежели можно простить! – Бытие 4:13 (перевод Уиклифа). Спросите Иисуса, висящего на кресте и испытывающего вину за всю человеческую ненависть, злопамятство и эгоизм – спросите Его об «огне ада», который сходит на тех, кто живёт таким образом.
Кто-то из ваших близких действительно причинил вам боль? Вы разгневались на него? Вы изо всех сил пытаетесь перестать думать о том, как сильно он ранил вас? Вас не отпускают жажда мщения и помыслы о карающем возмездии? Разве это не ад? Разве подобные переживания не обжигают наши сердца? Как же иначе откликается сердце на подобные мысли в наших головах, когда мы действительно желаем смерти другому человеку? Что чувствует Дух Иисуса, который ближе к нам, чем брат, когда мы предвкушаем чью-то смерть в своём уме? Может быть, мы и понимаем, что нехорошо желать смерти другим, поэтому мы просто не хотим больше видеть и встречать этого человека? Но разве это не плоды с одного и того же дерева, только разного цвета? Какова мера страданий Иисуса в этом адском огне, когда мы позволяем подобным мыслям овладевать нами?
Слова Христа атакуют и наносят прямой удар по устоявшимся правилам человеческих взаимоотношений. Призыв к кротости, смирению и терпению перед лицом произвола и жестокости требует от слушателя гораздо большего, чем тот может проявить, и это сделано намеренно. Как говорит Иисус:
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. Марка 2:17
С хирургической точностью Иисус продолжает операцию на человеческом сердце, готовя его к принятию благодати Христовой. Всего в одном предложении Своей царской речи Он разоблачает эгоизм каждого мужчины:
Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». (28) А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Матфея 5:27,28
Любой честный с самим собой человек признает, что эти слова обличают его целиком и полностью, потому что направлены в самую сердцевину проблемы. Христос объясняет, что суть конфликта – в человеческом себялюбии, в нашем я; сердце человека должно быть изменено. Бог стремится укоренить в человеке новый принцип – принцип, которого он не имеет и не может иметь сам по себе. Бог предлагает нам веру Иисуса, «Царство Божье внутри нас»; получив это однажды, всё становится новым – «теперь всё новое». Жизнь и поступки верующего человека – это просто выражение данного принципа: благословение начинается внутри, а затем течёт к окружающим, независимо от того, в какой стране или культуре он живет. Мир думает, что Бог действует сначала извне, а затем внутри. Человек предполагает, что Бог сначала исправит мир, свергнув нечестивых, и тем самым установит нацию или общество верных. Но такой план, когда начинают снаружи, а потом пытаться действовать внутри, всегда терпел неудачу и всегда потерпит неудачу. Ещё раз – то, к чему призывает Иисус, невозможно для человека, но с Богом и Его благодатью во Христе всё возможно.
Если бы мог найтись кто-то, кто убеждён от всего сердце, что он никогда не совершал ничего плохого, то это предположение напрочь опровергается следующими словами Иисуса:
Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». (39) А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (40) и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; (41) и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (42) Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.(43) Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». (44) А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (45) да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (46) Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (47) И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (48) Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Матфея 5:38-48
Случалось ли вам попадать в такую ситуацию, когда кто-то без всякой причины набрасывался на вас и избивал? Иисус говорит: «Подставь ему и другую щёку». Список повелений, о которых упоминает здесь Иисус, полностью выходит за рамки человеческих возможностей осуществлять это в жизни, но Иисус представляет нам данные требования как необходимый навык и пропуск для входа в Его Царство. Любить тех, кто хочет вас убить? Любите тех, кто причиняет вам страдание и постоянно пытается причинить вам боль? Иисус просит нас любить таких людей? Но почему и с какой целью?
«Да будете сынами Отца вашего Небесного».
Вам это понятно? Если вы кротки, милосердны, нежны и терпеливы, и вы любите своих врагов, тогда открывается, что вы – дитя вашего Небесного Отца. Что это значит? Это значит, что таков Отец! Если Он повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми, то и мы – Его дети – будем освящать нашей любовью злых и добрых, потому что в этом заключается наше подобие Небесному Отцу. Это величайшая из когда-либо сказанных проповедей, потому что в ней говорится о величайшем и самом прекрасном существе во Вселенной – о нашем Небесном Отце. Он был открыт нам через драгоценного Искупителя, через Сына Живого Бога, Который точно знает, какой Отец. Нет другого существа во всей Вселенной, которое знает, каков Отец, и в Нагорной проповеди мы видим, как раскрывается характер Отца.
Кульминационная идея, которая запечатлевает эту реальность, находится в последних словах пятой главы Евангелия от Матфея
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Матфея 5:48
Это подтверждает, что всё сказанное Иисусом об Отце является откровением Его любвеобильного характера. Эти слова объясняют, каким образом наш Отец разрешает те или иные конфликты. В Евангелии от Луки слово «совершенны», которое использует Матфей, обретает окончательный смысл:
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Луки 6:36
Итак, совершенство обитает в милосердии. Вопрос, который необходимо задать: если Бог любит Своих врагов и открыл нам через Своего Сына, что Он готов отдать Свою жизнь за тех, кто Его ненавидит, то почему Библия якобы учит, что Бог ненавидит Своих врагов той же совершенной ненавистью, а в пылу Своего гнева Он готов ради спасения праведников уничтожить нечестивых, послав на них огонь и серу, чтобы потом невозмутимо наблюдать, как они вопиют и умирают в ужасной агонии?
Это вопрос, который мы будем исследовать далее, потому что есть несколько историй в Ветхом Завете, которые, кажется, дают понять, что Бог любит Своих врагов лишь до определённого момента, а затем Он высвобождает весь накопившийся гнев в огненном взрыве, который стирает их с лица земли.
Возможно, некоторые полагают, что существует необходимость в напоминании – не стоит шутить с Богом, ведь даже Он имеет пределы, пересекая которые, мы обязательно поплатимся жизнью, причём самым страшным образом. Как же мы примирим совершенство Отца, о котором говорил Иисус в Нагорной проповеди, с рассказами из Ветхого Завета? Ответ на этот вопрос и является целью дальнейшей части нашего повествования. Для большинства людей существует гигантская пропасть между Иисусом в Евангелии и Богом в Ветхом Завете, но, как ни странно, именно Моисею было поручено записать такие слова в книге Левит: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя».
Та же пропасть была и перед теми, кто слушал Иисуса 2000 лет назад. Для одних – кто считал, что описанное Иисусом царство представляет Бога и открывает Его характер – слова и служение Иисуса были запахом от жизни к жизни. Другие же, в ответ на проповедь Иисуса, посеяли в себе семена ненависти к Нему, потому что они не хотели расставаться со своими мирскими влечениями и считали, что Иисус не точно раскрыл характер Бога и то, как устроено Царство Божье – в их глазах Он был самозванец и мошенник. Они никогда не знали Бога, Которого описал Иисус. Поэтому они не могли принять Иисуса как Сына того Бога, Которому они поклонялись. Если сказанное Иисусом было правдой, то либо они никогда не знали истинного Бога, либо их Бог изменил Свои пути.
Верен ли Бог Своему Слову, когда говорит:
Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Малахия 3:6
Является ли Бог Евангелия таким же, как Бог Моисея, Авраама и Ноя? Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же? Евреям 13:8 Эти вопросы требуют обоснованного решения. А сейчас давайте возрадуемся откровению от Отца, которое Иисус дал нам с той горы, и вдохновимся, что со Христом мы можем любить не только наших друзей, но и наших врагов.