3. Смерть на кресте
Главное дело Сына Божьего на земле состояло в том, чтобы раскрыть характер Своего Отца. Как волнительно читать о любящем и нежном Спасителе, Который взял на Себя наши немощи, желая исцелить больных и прикоснуться к сердцам мужчин, женщин и детей. Матери искренне стремились привести к Нему детей, чтобы Он мог благословить их. Никогда прежде мир не был свидетелем такой бескорыстной и чуткой любви. С каждым часом образ Его Отца возрождался в сознании людей, восстанавливая красоту Эдема. Для многих лицо Иисуса было первым, которое они видели в своей жизни, ведь Он помогал им прозреть, а Его голос был первым голосом, который они когда-либо слышали – радующими слух словами Сына Божьего, полного благодати и истины.
Убедительная картина, которую Иисус нарисовал перед нами Своей жизнью, была идеальным воплощением божественного изречения, обращённого к Моисею примерно за полторы тысяч лет до рождения Христа:
И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. (6) И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… Исход 34: 5-6
Но жизнь Иисуса была написана на холсте, пропитанном кровью. Когда двенадцатилетний Иисус стоял в храме и наблюдал за принесением в жертву ягнёнка, Он знал, что это будет Его судьба. Иоанн Креститель свидетельствует о Нём миру, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1, 29). Возмездие за грех должно быть совершено, а добыча греха – сполна оплачена, справедливость должна быть приведена в исполнение, как говорится в Писании.
Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, (25) Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,(26) во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Римлянам 3:24-26
Неужели Бог требовал креста? Является ли крест Его наказанием за нарушителя Его закона? Эти вопросы имеют решающее значение. Если Божий гнев был удовлетворён смертью Его Сына, и эта смерть была чем-то, что Сам Бог установил, тогда в конечном итоге прекрасный образ Отца, явленный Иисусом, окрашивается кровью невинного ребёнка. Тогда последнее восклицание Христа «Совершилось!» вовсе не завершает откровение о добром Отце, но, скорее, навсегда закрепляет веру в то, что Бог потребовал смерти, чтобы удовлетворить Свой гнев против греха. Это сделало бы Его автором смерти и основателем насильственного возмездия.
Пророк Исайя говорил о кресте за 700 лет до рождения Христа и описал ответ человека на это.
Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (2) Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. (3) Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (4) Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.(5) Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Исаия 53:1-5
Когда Христос пришёл, чтобы спасти человечество, наш естественный коллективный ответ заключался в том, чтобы отвергнуть Его. Он пришёл, чтобы предложить нам вечную жизнь, но этот дар люди встретили с презрением, которое, как оказалось, так свойственно нам.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. (5) И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Иоанна 1:4,5
Сын Божий взял на Себя наши грехи, но наш ответ заключался в том, что мы верили, что Он был поражён Богом. Слова поражён и наказан означают быть избитым и жестоко убитым. Но это был не Бог, это не Он безжалостно убил Своего Сына на кресте; хотя это то, во что люди верят, но это не правда. Так что же привело к смерти Сына Божьего на кресте? Образец того, как нам свойственно воспринимать характер Бога, представлен в самом начале, когда Адама спросили, ел ли он плоды от дерева познания добра и зла.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (10) Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. (11) И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (12) Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Бытие 3:9-12
Адам не просил о помиловании или прощении. Содеянный грех настолько ослепил его восприятие, что ему даже не приходило это в голову. Вместо того, чтобы признать свою вину и просить о прощении, он обвинил Бога в том, что Он создал Еву, которая соблазнила его. Он представлял себе Бога суровым и карающим по натуре, и эта роковая ошибка заслоняла от него истинный характер Бога. В истории Каина мы видим действие этой же закономерности:
И сказал Каин Господу: моё наказание слишком велико, чтобы быть прощённым. Бытие 4:13 Библия в переводе Уиклифа (Каин не верит, что он может быть прощён Богом за столь чудовищное преступление – эта идея ясно выражена также в переводе Лютера. – Прим. переводчика)
Каин отказался от покаяния, потому что считал, что Бог не простит его. В этом проявляется власть греха над человечеством. Грех – это вера в то, что Бог не может нас простить. Даже блудный сын не просил прощения, но вместо этого пытался искупить вину за собственные поступки своей работой.
Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою (19) и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Луки 15:18,19
Единственный способ для человека покаяться – это принять Дух Христа как подарок, позволяющий нам протянуть руку, просить и получить прощение.
Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. (31) Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Деяния 5:30,31
Когда Адам согрешил, он стал враждебно относиться к Богу, и его сердце было в состоянии войны с Ним, ибо мы читаем:
Мысли, исходящие от греховной природы, ведут к смерти, а мысли, исходящие от Духа, – к жизни и миру. (7) Греховный образ мыслей враждебен Богу. Он не подчиняется Божьему Закону, да и не может подчиняться. Римлянам 8:6,7 (Новый русский перевод )
Чтобы дать Адаму возможность покаяться и просить прощения, Бог послал Духа Своего Сына в сердце Адама, чтобы он мог воскликнуть: «Авва, Отче!» Только Дух Иисуса в Адаме мог дать ему благодать для такого покаянного возгласа.
А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «авва, Отче!» Галатам 4:6
Когда Он приблизился к Адаму, пребывающему во вражде с Ним, Христос был вынужден терпеть эту враждебность, исходящую от Адама, чтобы Он мог дать ему милость. Эта вражда пронзила сердце Христа и причинила Ему ужасную боль.
Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. (9) Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Исаия 63:8,9
В этом смысле Христос – Агнец, закланный от основания мира (Откровение 13: 8). Чтобы дать человеку желание и волю просить о помиловании и прощении, Иисусу пришлось страдать от боли человеческого отвержения и ненависти. Он презираем и отвергнут людьми – «муж скорбей и изведавший болезни». Каждый раз, когда мужчины и женщины сопротивляются призыву Христа к своим сердцам, это отвержение пронзает Его так глубоко, как глубока Его любовь к этим душам. Каждое злое проявление человеческого сердца вызывает у Христа неописуемую муку. Он испытывает страдания – Его ранят и действия обидчика, и переживания жертвы. Тогда можно сказать, что Христос действительно был презираем и отвергнут людьми ещё во времена Исайи, за 700 лет до того, как Он появился на Земле. Поэтому Он сегодня терпит такую же скорбь, как крест на Его плечах, поэтому Он может дать человечеству больше времени, чтобы отвернуться от жестоких и кровавых путей и узнать правду о Своем Отце.
Когда люди решили не верить, что Бог не может простить, это была та цена, которую Христос должен был заплатить, чтобы искупить человеческий род. Чтобы занять наше место, Он должен был умереть, как умирают люди. В этой смерти грешник полагает, что Бог не простит его. Но именно эту ложь Бог не может простить, что даёт сатане власть над смертью. Вот почему Христос мог победить сатану только через смерть.
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола… Евреям 2:14
Смерть на кресте – это смерть, которую требует грех, а не Бог. Как только кто-то пересекает линию греха, он не может вернуться, поскольку истинное восприятие милосердия и благодати полностью исчезло, и единственным возможным следствием является смерть. Когда человек смотрит в совершенный закон Бога, как в зеркало, и пытается приписать смерть Богу, отражение немедленно возвращается к человеку и уничтожает его.
Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале… Иакова 1:23
Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Матфея 7:2
Когда Адам съел плод от дерева, он решил поверить, что Бог не имеет сердечной заинтересованности в нём. Он выбрал поверить змею, что Бог является самолюбивым лжецом. Эти мысли, направленные на зеркальную поверхность закона, сразу же вернулись к нему и осудили его в соответствии с его восприятием. Его ложная идея о Боге полностью парализовала его руку, которую он мог бы протянуть, чтобы искать милости и сострадания. Ему было совершенно невозможно выбраться из этого состояния, и смерть должна была наступить как следствие, потому что таков приговор, который он сам себе вынес.
С намерением показать миру эти закономерности и в надежде, что мы сможем понять истинную природу греха, Христос пришёл открыть нам крест. Иисус изрёк слова человека, обременённого грехом:
А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: «Боже Мой, Боже Мой! — для чего Ты Меня оставил?» Матфея 27:46
Бог вовсе не оставил Своего Сына. Но поскольку Христос взял на Себя наши грехи, то Сам Он умер как человек, которого нельзя простить – таково решение и воля самого человека; когда грехи давят на человека, а сам он в это время думает, что ему нет прощения, он уже не может придти к уверенности в прощении и чувствует себя оставленным Богом. В приведённых выше словах Христа мы видим проклятье греха на Нём, то проклятье, что было высказано Каином.
Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня. Бытие 4:14
Слово изгнанник также может означать – трястись, колебаться и дрожать. Христос показал, что Он нёс проклятие Каина. Он чувствовал, что лицо Бога скрыто от Него, и содрогался от сознания нашей вины. Писание говорит нам, что скрывает лицо Отца.
Ведь ради Тебя сношу я упреки, и позор покрыл мое лицо. Псалтирь 68:8
Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать. Исаия 59:2
Христос, обременённый грехами, восклицает:
Ведь беды окружили меня, и нет им числа; грехи мои мной овладели, и не могу я видеть. Их больше, чем волос на моей голове; храбрость меня оставила. Псалтирь 39:13
Что касается Отца, мы читаем:
Ибо Он не презрел и не пренебрёг скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. Псалтирь 21:25
Позор наших грехов покрыл лицо Иисуса, поэтому Он не мог видеть лицо Отца. Он столкнулся со смертью так, как каждый грешник столкнётся со смертью в конце великой
борьбы. Христос чувствовал горящие угли в Своей душе:
Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. (7) В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. (8) Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог; (9) поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Псалтирь 17:6-9
Христос перенёс смерть нечестивых. Огонь вышел изнутри Христа и поглотил Его. Наши грехи, понесённые Христом, заставили Его страдать так, как сатана и все нечестивые будут страдать в конце.
Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Иезекииль 28:18
Святилище – или храм тела Христа как нашего заместителя – было осквернено множеством наших грехов. Он был изранен за наши злодеяния и мучим за наши беззакония. Страшная смерть, которой умрёт сатана, уже испытана Христом на кресте. Сердце Христа разорвалось от огня, что вышел из среды Его, и вытекли вода и кровь. Христос умер в огне живого ада, и именно так будут умирать грешники. Я делаю паузу и размышляю с изумлением, что так же, как Отец никогда не оставлял Сына, но страдал вместе с Ним во время Его крёстной смерти, так и наш Отец и Спаситель будут однажды страдать вместе с грешниками, погибающими в пламени ада. Библия говорит нам:
Во всякой скорби их Он не оставлял их… Исаия 63:9
Ни один отец не может радоваться потере ребёнка. Это агония для него. Также наш Отец и Его Сын вновь испытают крёстные муки вместе с нечестивыми в момент их смерти. В то время, когда праведники будут стоять на стенах Сиона и видеть объятых пламенем грешников, в том числе тех, кого они любили, Спасителю придётся провести их через этот крест, и потребуется тысяча лет, чтобы подготовить их к этому событию. Подобно Марии и ученикам, взирающим на крест с распятым Сыном Божьим и рыдающим в агонии, праведники будут пронзены вечной потерей своих близких, отказавшихся от благодати Божьей. Только после этого нам обещано, что Бог отрёт с наших глаз все слёзы.
И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Откровение 21:4
Это происходит после смерти нечестивых в Откровении 20:
Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (14) И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. (15) И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Откровение 20:13-15
Как Христос был воскрешён из могилы Своих страданий 2000 лет назад, так Он будет воскрешён из Своей агония от потери миллиардов Своих детей, которые отвергли Его, презирали Его и отказались принять Его сочувствие и благодать. И как Христос воскрес по благословению Отца, мы также воскреснем вместе с Ним, чтобы войти в Новую Землю, где не осталось ни тени печали.
Возвращаясь к страданиям Христа на кресте, важно отметить следующее. Мы наблюдаем, что, хотя Христос был в самых глубинах отчаяния и чувствовал Себя совершенно одиноким и оставленным, Он с верою молил Отца о прощении для тех, кто Его убивает.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают… Луки 23:34
Смерть Креста разоблачает ложь сатаны о том, что Бог не может простить нас. Мы видим, чтобы Бог добровольно отдал Своего Сына во власть наших человеческих представлений о справедливости и о суде. Отец позволил Ему умереть без надежды на воскресение, чтобы мы были способны поверить, что на самом деле мы можем быть прощены за наши грехи и получить благословенную надежду на новую жизнь. Дух Сына Божьего входит в наши сердца и поднимает наши духовно иссохшие руки, чтобы нам ухватиться за милость Божью. Как замечательно знать, что Бог не требовал смерти! Он не подходит к грешнику как исполнитель смертной казни. Наш Отец добровольно позволил Сыну показать нам конечный результат тех, кто отказывается верить в милость Божью. Он не убил Своего Сына, чтобы удовлетворить Свой гнев, скорее, Он отдал Своего Сына нашему гневу, чтобы через эту смерть мы могли увидеть любовь Божью.
Предупреждение, которое Бог дал в саду, что в тот день, когда Адам отведает плод с дерева познания, он действительно умрёт, вовсе не было угрозой убить его; это было предупреждение о суде, который человек навлечёт на себя, выбрав верить, что Бог эгоистичный, и, следовательно, Он не будет прощать. Сколь прекрасна истина о том, что только Христос один достоверно знал широту и долготу, и глубину и высоту любви Божьей, знал, что это возможно – просить у Бога милости и прощения. От Матфея 11:27. Из этого видно, что Сын Божий – это Тот, Кто проникает в сердца людей, чтобы дать им мужество поверить, что их можно простить.
Как чудесно откровение Креста! Давайте перестанем превратно думать о Христе, что Он был «поражаем, наказуем и уничижён Богом», ведь Он «был презрен и отвергнут людьми» – поражённый и страдающий от искажённого понимание характера Бога. Бог не требовал смерти в качестве наказание за грех; смерть – довольно закономерный результат веры в то, что Бог не прощает.