12. Верни свой меч на место
Переведено Алексей Герасимов, Виктор и Оксана Мороз
В тишине ночи у подножия Масличной горы наш возлюбленный Спаситель молился Отцу.
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Матфея 26:39
Бремя вины всего человечества лежало на Сыне Человеческом. Внутренняя борьба достигла такого напряжения, что пот Его был как капли крови. Слава Отца во всей своей всеобъемлющей чистоте противостояла тьме греха, который Агнец Божий взял на Себя. Он дрожал как лист, зная, сколь ненавистен Его Отцу грех, который Он понёс. Пророческое слово говорит:
О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых. Захария 13:7
Меч в данном случае был мечом Духа. Когда Христос принял удар от этого меча ради нас, то он лишил Его жизненных сил. Только укрепляющая рука Бога и Его Отца позволила Христу выйти из сада, чтобы столкнуться с мечом Рима, поднятым руками еврейских вождей.
Когда стражники храма, ведомые Иудой, пришли, чтобы арестовать Иисуса, Пётр восстал в духе Иуды Маккавея и всех его предков, бравшихся за меч для защиты того, что было для них ценно. Иисус сказал Петру, что Он здесь не для того, чтобы уничтожать жизни людей, а спасать их. Но для Петра смерть Иисуса означала конец всех его надежд. К сожалению, поднятый им меч служил скорее его собственным интересам, чем желаниям Иисуса.
Симон же Пётр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического раба, и отсёк ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Иоанна 18:10
Когда Иисус исцелил Малха, Он отмежевался от использования физического меча для защиты Себя и правды. Затем Он сказал:
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;(53) или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?(54) как же сбудутся Писания, что так должно быть? Матфея 26:52-54
Слова Иисуса имеют как духовный, так и фактический смысл. Когда человек учится владеть Словом Божьим, то Слово уничтожает старую жизнь человека, чтобы он мог быть воскрешён для новой жизни во Христе Иисусе. Но это также означает, что те, кто поднимает настоящий меч, умрут от этого меча. Иисус даёт важный урок: мы должны прибегать к молитве и верить в заботу ангелов нашего Отца, а не уповать на меч для своего спасения. Пусть пример Спасителя будет для нас ясным посланием. Иисус никогда никого не ударил, не ранил и не убил. Наш Спаситель дал нам этот пример, чтобы мы следовали за Ним.
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.(22) Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.(23) Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.1 Петра 2:21-23
Серьёзнейшая задача, которую мы должны решить в свете жизни Иисуса, связана с тем, как мы можем объяснить те ветхозаветные истории, что наполнены свидетельствами жестокости Израиля, истреблявшего своих врагов с помощью оружия. Когда Израиль вышел из Египта, Господь поведал им, как Он будет поступать с окружающими народами.
Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придёшь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;(28) пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев;(29) не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые:(30) мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Исход 23:27-30
Если бы Израиль оставался верным своему Богу, земля Ханаанская была бы очищена подобно тому, как Иисус очистил храм. Дух Божий осудил бы эти народы за их грех, а затем, испытывая осуждение и беспокойство, они либо сами сбежали бы, либо осознали своё положение, раскаялись и присоединились бы к Израилю, чтобы научиться следовать за Богом Израиля. Давайте подчеркнём, что в данном тексте говорится, что народы будут выгнаны и прогнаны, а не подвергнуты полному истреблению.
Если бы Бог хотел, чтобы Его народ убивал своих врагов, Он бы вдохновлял Моисей сделать больше того, что тот сделал, когда убил египтянина. Вместо этого он послал Моисея в пустыню на сорок лет пасти овец. Моисей, будучи внуком фараона, уже имел необходимую выучку властного военачальника. Почему Бог позволил этому подготовленному полководцу удалиться в пустыню и пасти овечьи стада? Он должен был научить Моисея беспокоиться и заботиться о людях. Уроки даются тем, кто стремится их усвоить. Бог никогда не хотел, чтобы Израиль захватил землю обетованную путём насилия и войны.
Освободив Израиль от Египта, Он хотел, чтобы они узнали Его и научились доверять Ему. В Египте израильтяне испытывали на себе дух тирании. И в то время, когда еврейских детей топили в реке, когда весь народ ежедневно испытывал гнёт сурового рабства, многие попали под влияние представлений о том, что Бог является тираном, который в любой момент может ополчиться против них и убить. Мы видим, как этот страх прорывался наружу ещё в начале исхода:
И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привёл нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Исход 14:11
Этот страх возвращает нас в Эдемский сад, где сатана убедили Адама и Еву, что Божье предупреждение о том, что они непременно умрут, означает, что Он придёт и убьёт их.
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Бытие 3:10
За обвинениями Моисея скрывался страх израильтян перед Богом, Которого они воспринимали соответствующим образом. Но было ясно, что Моисей не выводил их своей силой. Сатана искушал их думать, что Бог хочет убить их в пустыне. Такое искушение было возможно только из-за их ложного понимания характера Бога. И этот страх продолжал увеличиваться в сердцах израильтян.
И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом. Исход 16:3
Израильтяне выразили свой страх перед Богом и открыто заявили, что предпочли бы умереть от руки Господней в Египте, чем терпеть своё нынешнее положение. Они явно не доверяли Богу, а их мысли об истинном характере Бога были ослеплены сатаной.
В следующей главе книги Исход израильтяне ещё больше раскрыли свои извращенные представления о Боге.
И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?(4) Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют меня камнями. Исход 17:3-4
Они продолжают жаловаться и обвинять Моисея и, следовательно, Бога за желание убить их. Их идолопоклоннический взгляд на жестокого Бога перерастает в угрозу убить Моисея. Держась за эту ложную идею жестокого Бога, они сами преобразовываются в этот образ и замышляют насильственные действия против человека, которого Бог использовал, чтобы спасти их из Египта.
Постоянное ропот, жалобы и недоверие израильтян поставили Бога в такое положение, где Он был не способен полностью защитить их. Они выбрали сатану как своего хозяина, и сатана потребовал доступа, чтобы уничтожить их. В следующем тексте мы видим связь между их жалобами на воду и нападением амаликитян:
И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?(8) И (тогда) пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Исход 17:7-8
Ропот сынов израилевых открыл дверь для сатаны, чтобы побудить амаликитян напасть на них. Этого бы не случилось, если бы Израиль доверял Господу. Амаликитяне были бы слишком напуганы, чтобы прикоснуться к ним. Нет никаких указаний на то, что израильтяне покаялись в своих грехах против Бога. Они ложно считали Бога тираном, который хотел их убить. Также нет никакого намёка на благодарность за полученную воду. Нет извинений перед Моисеем или выражения ему благодарности в любой форме за то, что он просил в молитве о воде. В Писаниях нет ничего, чтобы указывает на это. Израильтяне грозились убить Моисея. Можем ли мы представить, какую боль ему причиняло такое отношение? Он мог бы остаться в тихой стороне своей пустынной обители, заботясь о семье и стадах. Возможно, он также остро чувствовал неблагодарность, которую они выказывали Богу. Это было настоящим испытанием для Моисея. Находясь в таком состоянии, он получает известие, что амаликитяне перешли в атаку и набросились на самых слабых. То, что происходит дальше, имеет поворотное значение. Это решение принято под давлением и устрашающими обстоятельствами.
Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. Исход 17:9
Здесь не сказано: «и повелел Господь Моисею». Здесь не говорится, что Моисей вошёл в святилище и умолял Господа. Здесь просто говорит, что Моисей сказал Иисусу Навину идти и сражаться. Когда я представляю себе сцену с Моисеем, идущим к Иисусу Навину, всё прокручивается в замедленном темпе, и мои мысли направляются к тому времени, когда человек из рода Моисея поднял меч против тех, кто оскорбил его семью.
На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;(26) и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.(27) Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их.(28) Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле;(29) и все богатство их, и всех детей их, и жён их взяли в плен, и разграбили всё, что было в домах. Бытие 34:25-29
Воистину, Иаков мог сокрушаться, что его потомки будут ненавистны в глазах хананеев и ферезеев. Сыновья Иакова взяли в руки меч, и меч теперь будет следовать за ними из поколения в поколение. Видим ли мы влияние на детей Левия, когда они рассказывали историю своего отца, который напал и истребил дом Сихема в отместку за свою сестру?
Не искушены ли некоторые из потомков Левия гордиться тем, что их отец сделал, вступившись за свою сестру? Не внушил ли им сатана, что Левий был оправдан за свои действия, квалифицированные как самооборона? Будет ли этот рассказ удобнее и проще, если признаться, что твой отец был хладнокровным убийцей, и впредь потребуется нести позор за содеянное через многие поколения? И вот шлейф этой истории тянется по стопам Моисея, двигающегося навстречу Иисусу Навину.
Действительно ли, что сорок лет в пустыне освободили Моисея от искушения защищать свой народ посредством своих собственных решений? Если бы Моисей узнал, что Амалик уже убил кого-то из самых слабых в лагере? Незадолго до своей смерти Моисей говорит:
Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:(18) как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;(19) итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь. Второзаконие 25:17-19
Возможно ли, что все эти обстоятельства соединились вместе, потому что сатана намеревался сделать Израиль ненавистным всему миру? Подтолкнул ли он Израиль, чтобы снова взяться за меч, и таким образом исказить Божий характер на столетия? Разве этот акт не был проявлением Бога, как Его воспринимал Израиль? Если этот воображаемый Бог якобы не мог дать им воды, когда она была нужна, то беспокоился ли Он хоть чуточку об их возможной смерти от рук амаликитян?
В рассказе о Корее, Дафане и Авироне и о 250 князьях мы видим, как этот страх перед Богом, Который хочет убить их в пустыне, заставляет их искать других вождей взамен Моисея и Аарона. Затем, когда они подошли к границе Ханаана, десять соглядатаев дали неверный отчёт о земле, потому что они не могли поверить, что Бог любит их и желает только лучшего для них. Они игнорировали все проявления Его защиты и заботы и сосредоточились на том, что имело хоть какой-то негативный оттенок, не веря, что Бог имеет мудрость, а Его искреннее намерение состоит в том, чтобы использовать испытание для их очищения. Сатана мог с лёгкостью искушать их в этих вопросах, потому что они верили в Бога, Который хотел убить их, и чьё настроение могло измениться в любую минуту. Как грустно было для Бога, что Его народ с готовностью поверил в такую ложь о Нём.
И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!(3) и для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? Числа 14:2-3
Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,(23) не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её. Числа 14:22-23
Когда израильтянам сказали, что они не смогут овладеть землёй из-за своего грех, то они вновь восстали и решили начать сражение, хотя Бог не приказывал им воевать. Минуло сорок лет, целое поколение умерло, и они снова пришли к границе Ханаана. Но грехи отцов всё ещё были в устах их детей:
И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. Числа 21:5
Сатана всё это время воздействовал на Моисея, побуждая его отречься от этих жалких бунтовщиков. Бог ранее уже испытывал Моисея в этом вопросе ради него самого, и, к счастью, тогда Моисей уступил Духу Христа и попросил у Бога прощения за людей, которых Он милостиво передал под его опеку. Но теперь, когда Моисей увидел, что Израиль стал хуже, чем раньше, он поддался искушению.
И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?(11)И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. Числа 20:10-11
Когда Моисей уступил этому искушению, сатана получил больший доступ к мыслям израильтян. Моисей молился за народ и во многих испытаниях стоял между ним и сатаной. Однако этот поступок дал сатане преимущество. Сатана радовался тому, что в результате этой ошибки он смог забрать жизнь у Аарона.
Пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдет в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы. Числа 20:24
Получив больший доступ к умам израильтян, сатана побудил их заключить сделку с Богом – Богом, Которого они представляли себе как любящего убивать людей. Они были атакованы другим племенем за свои грехи, и в этот момент отчаянья они дали обет:
Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен.(2) И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие на города их.(3) Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарёк имя месту тому: Хорма. Числа 21:1-3
Бог не просил израильтян убивать своих врагов; собственное ложное восприятие Бога заставил их поверить, что Он якобы желает, чтобы они дали такое кровожадное обещание. Таким образом они надеялись получить Его одобрение и заручиться Его поддержкой. В тексте говорится, что Господь услышал голос Израиля. Почему Бог услышал их голос? Разве это не укрепило их в идее о том, что Бог жаждал смерти Своих врагов? Ответ на этот вопрос можно найти в притче о талантах:
Пришёл третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,(21) ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял.(22) Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;(23) для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? Луки 19:20-23
Ленивый слуга представлял себе Бога суровой личностью. И он получил суд согласно своей вере и своим представлениям. Как говорится в Священном Писании:
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.(13) Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Иакова 2:12-13
Бог позволяет человеку, у которого есть ложное представление о Нём, осуждаться согласно его собственным идеям. Как Бог это делает?
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт. Галатам 6:7
Сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Исход 34:7
В то время, когда израильтяне дали обет Богу убить Ханаанского царя, ими управлял дух сатаны. Они роптали и жаловались на Бога и восставали против Него при каждом удобном случае. Бог предупредил их и призвал повиноваться Его заповедям:
Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Второзаконие 4:1
Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землёю, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. Второзаконие 8:1
Но Израиль отказался повиноваться Богу, и поэтому сатана мог контролировать их стремление к безжалостному суду. Бог дал им то, чего они хотели, хотя это был не Его план. Он также дал языческим народам то, чего они боялись, потому что они больше не находились под его защитой. Сатана использовал Израиль для уничтожения хананеев. При этом он привёл миллионы людей к смерти через неправильное представление о характере Бога, Который якобы убивает людей и одобряет кровавую резню.
Но в следующих текстах мы видим проблески Божьего плана по борьбе с врагами Израиля без применения оружия:
Вы перешли Иордан и пришли к Иерихону. И стали воевать с вами жители Иерихона, Аморреи, и Ферезеи, и Хананеи, и Хеттеи, и Гергесеи, и Евеи, и Иевусеи, но Я предал их в руки ваши.(12) Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это. Иисус Навин 24:11-12
И сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия.(16) Завтра выступите против них: вот они всходят на возвышенность Циц, и вы найдёте их на конце долины, пред пустынею Иеруилом.(17)Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами.(18) И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу.(19) И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых - хвалить Господа Бога Израилева, голосом весьма громким.(20)И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам.(21) И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!(22) И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены:(23) ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. 2 Паралипоменон 20:15-23
Израиль получил возможность взять землю Ханаанскую путём войны, но это не было
то, что изначально задумал Бог. Поскольку Израиль постоянно боялся, что Бог их убьёт, и они сомневались в Его любящей заботе, сатана смог заставить их дать клятву Богу, чтобы убить хананеев и истребить остальные языческие племена. Израиль получил победу в битве, но сатана выиграл войну против Божьего характера. Израиль потерпел поражение от своей победы и оказался в плену ложных представлений о Боге.
В эти последние дни у нас есть возможность увидеть характер Бога таким, каков он есть на самом деле. Взирая на личность Иисуса Христа, мы можем начать открывать истинные желания и намерения нашего Небесного Отца. Сколько людей убил Иисус мечом? Скольких Он сжёг огнём? Скольких детей Он пронзил копьём? Однозначно – ни одного! Те, кто тешит себя мыслью, что Бог пришёл, чтобы уничтожать жизни людей, должны помнить слова Иисуса:
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;(56) ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Луки 9:55-56
Меч, который использует Иисус, – это меч, который выходит из Его уст. Его меч – это Его Слово.
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Откровение 1:16
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евреям 4:12
Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Луки 22:36
... и меч духовный, который есть Слово Божие. Ефесянам 6:17
Последователи Христа последуют Его примеру. Христос никогда не использовал стальной меч. Как же тогда объяснить этот стих?
Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. Луки 22:38
Иисус сказал им двумя стихами выше: «А у кого нет, продай одежду свою и купи меч». Ученики уже имели два настоящих меча, но они не продавали свои одежды, чтобы приобрести их. Высказывание Иисуса вполне конкретно. Каждый мужчина должен продать свою одежду, чтобы купить меч. А как насчёт остальных учеников и повеления продавать свои одежды? Какую одежду Иисус призвал учеников продавать?
Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом,(4) который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. Захария 3:3-4
Иисус сказал Пилату, что Его Царство не является одним из царств этого мира.
Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда. Иоанна 18:36
Он сказал Пилату, что Его слуги не будут сражаться так, как это принято в этом мире. Сердца учеников должны были очиститься, чтобы правильно преподавать слово истины. 2 Тимофею 2:15. Мы также видим, что когда ученики показали Иисусу два меча, Он сказал: «Достаточно». Если бы Он имел в виду, что двух мечей было достаточно, Он сказал бы: «Их достаточно», – так как у них было больше, чем один меч. Если бы Иисус по какой-то причине подтвердил, что хватит двух мечей, остается вопрос: «Достаточно для чего?» Они всегда должны путешествовать, имея при себе два меча? Значит ли это, что достаточно двух мечей, чтобы защититься от римлян или храмовых стражников? Это предположение не имеет никакого смысла. Когда Иисус сказал: «Достаточно», – единственное, что Он имел в виду – довольно такого рода разговоров. Демонстрация двух мечей указала на одежду, которую они должны были продать, чтобы получить истинный меч Божьего Слова и провозглашать Евангелие всему миру. Вот как Он сказал Своим ученикам отвечать тем, кто противится им:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.(39) А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;(40) и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;(41) и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.(42)Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.(43) Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.(44)А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,(45) да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Матфея 5:38-45
Повергнет ли вас сатана, искушая мнимой победой Израиля над Ханааном силой меча, или вы сможете понять, что наш милосердный Отец позволяет людям иметь свои желания и следовать собственным курсом до самого конца. Выберите ныне, кому вы собираетесь служить; а я и мой дом будем служить Богу, чья милость вовек, и Который ни в коем случае не противостоит злому с помощью физического оружия, но оставляет пшеницу и плевелы расти вместе до жатвы, чтобы сердце каждого человека смогло открыться.
Как можно осуществить подобное с мечом или пистолетом в руке для самообороны? Не пора ли возвратить меч на место? Пусть меч ржавеет, а нам нужно довериться нашему Отцу, посылающего Своих ангелов заботиться о нас. Завоевание Ханаана произошло с помощью меча, потому что большинство израильтян не верили, что Господь прогонит хананеев через страх от Бога. Все эти возмущения, жалобы и опасения, что Бог намеревается убить их в пустыне, означают, что вместо того, чтобы стать светом для язычников, грех окружающих Израиль народов был наказан грехом Израиля. Как говорится в заповедях:
Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. Исход 20:5
Многие израильтяне ненавидели Бога, опасаясь, что Он убьёт их в пустыне. Грехи их предков продолжались в их поколении, и поэтому история Израиля пропитана кровью. Не позволяйте победам Израиля, одержанным с помощью меча, взять верх и победить ваше понимание характера Бога, открытого в Иисусе. Не позволяйте группе сетующих и раздосадованных рабов определять для вас, каков Бог на самом деле. Давайте соблюдать все заповеди, в том числе ту, которая гласит «не убивай».