АГАПЭ. Глава 22 Моисей – самый кроткий человек

Опубликовано Сен 02, 2019 от Адриан Ибенс в Агапэ Отметки : 65
Переведено Алексей Герасимов, Виктор и Оксана Мороз

Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. Числа 12:3

Хотя и воспитанный в эпоху извращений, рабства, человеческих жертв и войн, Моисей всё же был очень скромным и нежным человеком, и этот библейский стих, раскрывающий особенность характера того, кто назван другом Божьим, выделяется как света маяка в тёмном царстве. Он открыл бескорыстную любовь Христа так живо, как немногие мужчины до или после него.

Моисей испытал на себе злобное упрямство и открытую враждебность со стороны народа, который он был призван вывести из Египта. Он претерпел горькие обвинения, выдвинутые против него своими же сородичами, а также их неуёмное желание расправиться с ним – с тем, кто самоотверженно заступался за них в своих молитвах. Хотя многие и склоняются к мысли, что их нужно было оставить на погибель, но Моисей просит: «Вычеркни моё имя из книги жизни вместе с ними…»

И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; (32) прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Исход 32:31-32

Этот отрывок читается так легко и быстро, но каково это – предлагать свою собственную вечную жизнь тому, кому на тебя наплевать или тому, кто тебя ненавидит и даже пытается убить тебя? Библия свидетельствует, что среди сотворённых существ только у ангелов лица сияли славой Божьей.

Моисей сорок лет жил в пустыне; он неустанно заботился об овцах, ухаживал и носил на своих руках ягнят, нежно опекая их и защищая от опасности. На Синае он провёл сорок дней в присутствии Бога и общался с самым милостивым, нежным и любящим Спасителем людей. Моисей понял план спасения; он искренне просил явить ему славу Божью, и Бог открыл Свой характер: человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…

Моисей долго терпел ложь и оскорбления, направленные против него. Он умолял Бога сохранить жизнь людей, желавших занять его положение. Неудивительно, что наш Отец очень хотел воскресить Моисея из могилы и взять его на небеса, чтобы продолжить это благословенное общение с ним, а также – чтобы он помогал в спасительном служении Иисуса.

На этом фоне и в сочетании с принципами предыдущей главы, давайте внимательно рассмотрим некоторые очень жестокие истории, связанные с жизнью Моисея.

И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. (27) И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. (28) И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Исход 32:26-28

И это происходит почти сразу после того, как Моисей предлагает отказаться от своей вечной жизни, если окажется, что грех Израиля не может быть прощён. Моисей знал великую любовь и милость Божью, и все же он внутренне соглашался, что тяжкий грех, который они содеяли, был совершён в полном пренебрежении и беззаконии перед Богом. Что это за злодеяние?

Это было поклонение Золотому тельцу, одному из богов Египта.

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; (8) скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Исход 32:7-8

Всего за 40 дней до этого весь Израиль обещал поклоняться только истинному Богу и клялся в верности Ему. Но уже через шесть недель они танцевали, пили и предавались сладострастной оргии во славу бесполезных богов Египта.

Мы должны сделать шаг назад в истории Израиля, чтобы получить более широкий охват вопросов, вовлечённых в эти события. До того, как язвы поразили Египет, Господь дал израильтянам семь обещаний во исполнение Его Завета, заключенного с Авраамом, Исааком и Иаковом. Эти обещания записаны в Исходе 6:6-8.

1. Я выведу вас из‐под ига Египтян, и…

2. Я избавлю вас от рабства их, и…

3. Я спасу вас мышцею простёртою и судами великими…

4. Я приму вас Себе в народ и…

5. Я буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из‐под ига Египетского…

6. Я введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову…

7. Я дам вам её в наследие. Я Господь.

Это было приглашение – войти в вечный завет. Всё, что им нужно было сделать, это принять и поверить в эти обещания. Как отреагировал Израиль?

Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ. Исход 6:9

Они отказались слушать или принимать предложение. Почему же вы отвергаете такое замечательное предложение?! Ответ кроется в словах «по малодушию и тяжести работ». Они обвиняли Господа в своём трудном положении, и поэтому они отказались верить Ему. Но их рабство было связано только с ними самими. Многие из них отказались от поклонения истинному Богу, и об этом свидетельствует их поклонение Золотому тельцу. Они уже отказались от Субботы и потеряли защиту, связанную с заповедями Бога. Это была полностью их собственная вина. Но вместо того, чтобы исповедать свой грех и с благодарностью принять предложение, они решили проецировать свою вину на Самого Бога. Как лукаво человеческое сердце! После чудесного освобождения от векового рабства, они гордо стояли, отказываясь признать свою ответственность за кризис.

Бог по Своей великой милости и любви решил освободить их, хотя подавляющее большинство отказалось слушать Его. Только когда они оказались на другой стороне Красного моря и увидели своих преследователей мёртвыми на берегу, до их затуманенного сознания начало доходить, что они действительно свободны.

Так физическое рабство было удалено, но оковы духа и разума всё ещё крепко удерживали израильтян. Начались ропот и жалобы.

И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, (3) и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. Исход 16:2-3

Здесь важно отметить, что весь народ роптал против Моисея и Аарона. Все они, от первого до последнего, жаловались на решения, принятые Моисеем и Аароном, хотя они могли видеть днём облако и столп огня ночью как осязаемое свидетельство божественного руководства.

Этот обвиняющий дух ропота есть дух сатаны. Он является обвинителем братьев, и этот дух правил всем народом во время его путешествия по пустыне. Напомним, что ни один из израильтян не принял семь обещаний Бога, но они предпочли обвинить Его в своих трудностях. Эти небольшие испытания были использованы Богом, чтобы израильтяне могли проявить веру, но вместо этого они обнажили истинные чувства своих сердец и показали отсутствие признательности и благодарности. Ни один из израильтян не был в Вечном Завете, и никто из них не был исполнен Духом Христа. Это становится более очевидным в следующей главе.

И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу. (2) И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? (3) И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? (4) Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. Исход 17:1-4

Вместо того, чтобы благодарить Моисея за то, что он позволил Богу использовать его, чтобы вывести их из Египта, люди обвинили его в желании убить их, и поэтому некоторые из них замышляли забить его камнями до смерти.

Нет никаких свидетельств того, что дети Израиля когда-либо раскаивались в своих грехах за эти ложные обвинения или за их идолопоклонство в Египте. Они не были наполнены Духом Божьим, а скорее наполнены духом осуждения, поиском удовольствий и беспечными мыслями. Именно в таком состоянии духа находились дети Израиля, когда обещали Богу повиноваться Ему. Они знали, что Моисей не сделал все эти чудеса собственной силой. Их обвинения против Моисея были лишь отражением их первоначальных обвинений против Бога, которые можно найти в Исходе 6:8. Они возмущались тяготами своего рабства и обвиняли в этом Бога. Эта обида была в их сердцах, когда они обещали сделать то, что Сам Бог обещал сделать для них.

Господь знал, что они не были наполнены Его Духом, и что они не могли сдержать своё обещание. Он взял Моисея на гору на сорок дней, чтобы эти семена обиды могли проявиться. Израильтяне не знали, как долго Моисей будет на горе. Они думали, что он, возможно, умер там, и их внутреннее негодование выплеснулось в поклонении богам Египта.

Левиты, принадлежавшие к тому же колену, что и Моисей, не участвовали в поклонении Золотому тельцу. Без подчинения влиянию Духа Божьего в своих сердцах левиты могли возомнить, что они лучше своих собратьев.

Нет никаких доказательств, что левиты были полностью посвящены Богу. Они роптали против Моисея, как подробно описано в Исход 16. Они обещали повиноваться Богу со всеми остальными и поэтому находились в ветхозаветном мышлении. Это очень важно понять, потому что, как указано в предыдущей главе, когда люди находятся в Ветхом Завет, Бог отвечает им на языке их собственных мыслей, чтобы грех стал ещё более очевидным для грешника.

В этот момент нам нужно сделать паузу и подумать, чтобы убедиться, что мы внимательно читаем, как происходит суд Божий. Это определено прямо в заповедях Божьих. Таков единственный способ, которым Бог производит суд над людьми.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; (5) не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, (6) и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Исход 20:4-6

Когда Моисей попросил Бога открыть Его славу, Господь говорит то же самое, но по-другому.

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. (6) И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, (7) сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Исход 34:5-7

Что значит «наказывающий детей за вину отцов… ненавидящих Меня»? (Древнееврейское слово «наказывающий» может быть также переведено как «посещающий судами…». – Прим. переводчика) Во-первых, давайте проясним: суды Божьи приходят на поколения, которые продолжают ненавидеть Бога. «Ненавидеть Бога» означает – сопротивляться Его покровительству и защите. Итак, когда речь идёт о наказании вины в детях, то это указывает на последствия греха, которые настигают грешника. Библия говорит нам об этом много раз.

Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Псалом 9:17

За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову. Иезекииль 9:10

Мы знаем, что израильтяне были готовы использовать мечи, чтобы исправить ситуацию. До того, как Израиль пришёл на гору Синай, они сражались «остриём меча» с Амаликитянами.

Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. (10) И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. (11) И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; (12) но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. (13) И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча. Исход 17:9-13

Предпочёл ли Моисей в одиночку сражаться с амаликитянами, или Моисею было позволено Богом отразить назад к израильтянам их собственное мышление? – нам не сообщается. Мы знаем, что убийство кого-либо при взятии земли Ханаанской не было Божьим намерением для детей Израиля.

Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; (28) Я пошлю ужас пред тобою, чтобы изгнать от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев. Исход 23:27-28

Если бы израильтяне приняли семь обещаний Бога, данных в завете, они были бы наполнены Его Духом. Когда Божий Дух действительно наполняет человека, происходит следующее:

И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. (6) Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. (7) И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. Даниил 10:5-7

Такова природа божественной помощи Духа, которая могла бы помочь и им. Израильтянам не нужно было бы ничего делать. Их враги тоже признались бы в своих грехах и покаялись, что и должно было произойти, иначе – противники просто бы убежали.

К сожалению, у Израиля этого Духа не было. Они были исполнены недовольством и ропотом, и вот почему у них не было власти заставить своих врагов бежать от них. Что им оставалось делать? Они сделали то, что умели лучше всего – схватили свои мечи и начали убивать людей. Ближний бой с другим человеком не рождает добрых чувств, нет покоя в созерцании того, как противник падает на землю с мучительным взглядом на своём лице, хватая ртом воздух, как он лежит в кровавом месиве, корчась в агонии, или даже просто тихо делает последний вздох. Вы никогда не забудете такую сцену. Каждый, кто убивает другого, не получает мирного Духа Христа, но испытывает разлагающийся дух скитальца и беглеца. Такой человек имеет дьявольский образ, запечатленный в своём уме; ужасный образ смерти – убийства, резни и кровопролития, совершённого его собственной рукой; и такая смерть имеет далеко идущие последствия для отцов, матерей, братьев, сестёр, мужей, жён, сыновей, дочерей, родственников, семей и общества.

Библия говорит нам, что Христос святой, непричастный злу (незлобивый, безвредный или безопасный) и непорочный. «Безвредный» означает – не причиняющий никакого вреда.

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Евреям 7:26

Дух Христов, обитающий в человеке, не может отнимать или уничтожать жизнь. Христос есть воскресение и жизнь. Смерть не может существовать в Его непосредственном присутствии. Он воскрешает из мёртвых, Он никого не убивает. Люди могут убивать только тогда, когда они находятся в сознании Ветхого Завета и в плотском мышлении.

Чтобы показать людям, что скрывается в их сердцах, когда они находятся в Ветхом Завете, Бог отражает им обратно их же мысли, и грех начинает проявляться и увеличиваться. В зеркале Он даёт им то, что они хотят. С другой стороны, человек, находящийся в Новом Завете, видит нечто совсем другое. Это то, что сделал Моисей ранее в этой главе, когда Господь испытывал его.

И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; (10) итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. (11) Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: почему воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою? Исход 32: 9-11

Моисей испытывал искушение отказаться от израильтян. Сатана, конечно же, соблазнял его оставить и забыть своих сородичей, поэтому Господь испытал Моисея и отразил эти мысли в Своём повелении.

В Моисее было два семени, борющихся за господство, точно так же, как Исав и Иаков боролись в утробе Ревекки. Созерцавший сладкий Дух Божий на горе и светящийся светом Божьей славы, Моисей проявил этот прекрасный характер и умолял Бога пощадить израильтян, которые так плохо обращались с ним. Он преодолел семя плоти и стал победителем. То же самое испытание пришло теперь и к левитам. Они были во плоти, а не в Духе. Их помыслы о тех, кто поклонялись Золотому тельцу и не раскаивались, заключались в том, что они должны умереть. Поэтому Господь через Моисея отражает им обратно их же собственные помыслы. Господь должен вывести из левитов их смертоносные чувства. Если бы эти чувства и помыслы были скрыты, они нанесли бы гораздо больший ущерб. Когда левиты спали в ту ночь в своих шатрах, их разум был наполнен ужасными сценами мужчин и женщин, которых они хладнокровно пронзили своими мечами. Это было желанием их сердец, и Бог позволил этим желаниям осуществиться. Через их греховное желание Бог также навел суд на тех, которые отказались покаяться и позволили сатане войти в лагерь через их открытый бунт.

Наш Небесный Отец – премудрый. Он взаимодействует с людьми через двухэтапный процесс заветов: сначала разоблачает их нечестие – греховное «я» – перед ними самими, чтобы они могли обратиться ко Христу, а затем быть спасёнными Его праведностью, в то же время позволяя человеческой греховности самоуничтожиться в суде.

Когда Господь испытал Моисей в отношении отступления израильтян, и было сказано, что они будут истреблены, мы видим путь Нового Завета по восстановлению в такой ситуации. Когда левиты получили указание убить виновных, они могли бы сделать то же, что сделал Моисей. Во-первых, они могли бы признаться в своём личном участии в ропоте и бунте, ведь всё общество негодовало на Моисея, а также в своей глупости и стремлении своими силами исполнить обетования, которые Сам Бог обещал свершить для них. Они могли также покаяться в своём ропоте и недовольстве, проявленном ещё в Египте, когда фактически отказались вступить в Новый Завет. И в таком случае они были бы наполнены Духом Божьим, а нечестивцы и мятежники бежали бы, спасая свои жизни, а, возможно, и вовсе убили бы друг друга при паническом бегстве. Моисей представил модель или образец того, как справляться с такими ситуациями. Левиты могли бы последовать примеру Моисея. Но вместо того, чтобы покаяться в своём ропоте и негодовании, левиты решили положиться на свои добрые дела, потому что лишь они не поклонялись Золотому тельцу. Они решили убить других, а не исповедать свои собственные грехи.

На языке Ветхого Завета Господь передал всему лагерю сообщение о том, что идолопоклонство совершенно неприемлемо. Господь передал им это послание таким образом и в такой манере, какую они могли воспринять и понять. Смерть 3000 человек поставила предел на злых сердцах, но даже это не помогло ни одному из левитов – ни один из них не вошёл в обетованную землю. Все они пали в пустыне и умерли. Из всех, кто покинул Египет, только Халев и Иисус Навин вошли в землю обетованную. Как сказал Господь, Он посетил беззакония отцов в детях тех, кто ненавидел Его. У левитов всё ещё были семена обиды на Господа, но они просто не знали об этом. Это подтверждается их неспособностью войти в землю Ханаанскую.

Из-за света, который сиял от лица Моисея и его готовности умереть за тех, кто ненавидел его, из свидетельств Писания, я совершенно уверен, что Моисей имел некоторое представление о принципе зеркала. Также, как Господь обратился, испытывая Моисея в начале 32-й главы книги Исход, ему было приказано дать испытательное повеление левитам в конце этой главы. То же испытание прошли все, кто не преклонил колена перед Золотым тельцом. Этот зеркальный принцип применим таким же образом ко многим другим историям в жизни Моисея.

И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. (5) И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. Числа 25:4-5

Это язык зеркала. Такие действия не соответствуют характеру Христа, и поэтому слово Господа отражает мысли людей, чтобы обратить их к покаянию. Простой ключ для правильно восприятия этих историй – сравнить их с действиями Христа на земле. Иисус любил Своих врагов и никого не убивал. Он соблюдает заповеди Своего Отца, которые гласят: «Не убивай». Поэтому эти команды даны в зеркале собственных мыслей людей о том, как же найти выход из сложившейся ситуации. Понимал ли Моисей это полностью или нет – не имеет значения и не меняет принципа зеркала, используемого Богом в Его общении с человеческими сообществами в Ветхом Завете.

В жизни Моисея есть ещё одна история, которая немного отличается – это история Корея, Дафана и Авирона. Эта история важна, потому что Корей происходил из колена Левия, то есть принадлежал к семейству, представители которого не склонили колен перед Золотым тельцом. Эта история рассказывает нам, что было в сердцах некоторых из тех, кого считают праведными в ситуации с Золотым тельцом.

Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, (2) восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. (3) И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? (4) Моисей, услышав это, пал на лице свое (5) и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; (6) вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы (7) и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! (8) И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! (9) неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? (10) Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства? (11) Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него? Числа 16:1-11

Корей обвинил Моисея в духе контроля и желании подчинять себе людей. Конечно, это обвинение проецирует собственное желание Корея на Моисея. Это раскрыло чувства его сердца. Корей указал, что всё собрание свято и Господь среди них. Почему он так сказал?

Мы должны посмотреть на события, которые произошли непосредственно перед этим. Двенадцать соглядатаев-разведчиков вернулись из Ханаана, и десять из них дали тревожный отчёт, сообщив о своих сомнениях, которые тут же подхватили израильтяне. Только Иисус Навин и Халев выразили уверенность, что Бог введёт их в землю обетованную. Народ отреагировал попыткой забить камнями Халева и Иисуса Навина до смерти. В этом конфликте Моисей был испытан таким же образом, как и раньше: Господь предлагает Моисею произвести от него другой народ. Люди проявили такую степень ожесточения, неверия и безнравственности, что искушение поддаться этому желанию – избавиться от них – было весьма велико.

И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? (12) поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. Числа 14:11-12

Опять же, ходатайство Моисея за людей отражает проявление Духа Христа, чего и желал Господь.

Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, (14) и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; (15) и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: (16) Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне. (17) Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: (18) Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. (19) Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. Числа 14:13-19

Господь простил израильтян, чем спас их от страданий, могших постичь их как непосредственное последствие греховного восстания. Вместо этого Господь вернул (или отразил – в соответствии с принципом зеркала) израильтянам их собственные суждения, потому что они продолжали говорить, что Бог хочет убить их в пустыне.

Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; (29) в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, (30) не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Числа 14:28-30

Мы должны помнить, что этот смертный приговор был не с целью просто уничтожить людей, это было то, что Библия называет «служением смерти», предназначенное для приведения их к покаянию. Если бы они приняли решение и признались в своём грехе, они всё равно получили бы вечную жизнь – как Моисей. Моисей не вошёл в землю Ханаанскую, и всё же он получил вечную жизнь. Со всеми детьми Израиля могло бы произойти то же самое, если бы они раскаялись.

Когда Израиль столкнулся со своим собственным нечестием, сатана подстрекал Корею, Дафана и Авирона. Они критиковали руководство Моисея и обвиняли его во всём, что произошло после исхода из Египта. Через Моисея Бог сказал людям, что они злы и наверняка встретят смерть в пустыне. Это должно было привести их к покаянию, но они предпочли обвинить Моисея в неудачах. Обвинения стали носить очень личный характер.

Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! (14) привёл ли ты нас в землю, где течёт молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдём! (15) Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них. Числа 16:13-15

Моисея обвиняли в том, что он стал владыкой и царём над ними, пытавшимся убить своих же людей и завладеть их имуществом. Еврейское слово «гнев» может быть переведено как «огорчение». Моисей так много сделал для этих людей; он даже предлагал отдать свою вечную жизнь за них. Тем не менее, почти весь народ предпочёл поддержать лживые обвинения Корея, Дафана и Авирона, а не раскаиваться в своих грехах. Вот что действительно глубоко ранило Моисея, и это испытание оказалось для него запредельным. Корей собрал всё общество против Моисея, но тогда вмешался Господь.

И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу. Числа 16:19

Вновь Моисей был проверен на то, чтобы позволить всем людям погибнуть или умолять за них.

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: (21) отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. (22) Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? Числа 16:20-22

Ещё раз Моисей остаётся верным и ходатайствует за людей. Такой драгоценный Дух пребывал в сердце Моисея; таким верным был Моисей в своём стоянии за народ. Моисей говорит здесь об одном человеке – Коре. Испытание в этот момент идёт глубже. Господь наставлял Моисея:

И сказал Господь Моисею, говоря: (24) скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. (25) И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. (26) И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. Числа 16:23-26

Эти люди собирались полностью выйти за пределы Божьей защиты. Даже в тот момент, когда была дана команда отойти от их палаток, они всё ещё могли раскаяться, но предпочли гордо и вызывающе стоять до конца, находясь под властью духа сатаны. Сатана контролировал этих людей, и теперь он искал способ возложить причину их гибели на Бога.

И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими. (28) И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу я делаю сие: (29) если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; (30) а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. (31) Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; (32) и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; (33) и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. Числа 16:27-33

Эти заговорщики сомневались в праве Моисея возглавлять и вести их. Они обвиняли его в том, что он стал их правителем. Вся община обратилась против Моисея через поведение Корея и его сотоварищей. Давайте ещё раз посмотрим, что сказал Моисей:

И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу я делаю сие: (29) если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; (30) а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Числа 16:28-30

Люди видели множество доказательств того, что Господь руководил Моисеем через всё, что произошло в Египте, на Красном море и на горе Синай. Там было дано множество свидетельств, что Моисей был послан Господом. Если бы Господь совершил чудо в контексте, который сформулировал Моисей, это было бы чудо, которое ответило бы на сомнение. Поэтому не Бог совершил это чудо, потому что всё, что не от веры, есть грех. Когда сатана искушал Иисуса о Его положение как Сына Божьего, Он отказался творить чудо в ответ на соблазн, связанный с «если ты…»

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. (3) Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Матфея 4:3-4

После всего того, что сделал Моисей, подобно Иисусу, все они, оставив его, бежали. Марка 14:50. Пока Моисей страдал по плоти, сатана призывал его спуститься с этого креста. Моисей искушался попросить чуда, чтобы подтвердить свою позицию. Ни разу Христос не ответил на соблазнительный вопрос «если». Он никогда не просил чуда, чтобы подтвердить Свою личность. Он полностью доверял тому, что Ему сказал Его Отец.

Иоанн Креститель, который был величайшим из пророков, столкнулся с тем же испытанием в тюрьме. В его вопросе появляется тот же самый принцип «если», когда он спросил у Иисуса через своих учеников.

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих (3) сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Матфея 11:2-3

Для Иоанна не было дано чуда, как в случае с Моисеем. Он подошёл к своей кончине, полностью веря, что Христос действительно был Мессией. Ученики Иоанна вернулись после беседы с Иисусом и передали Иоанну Крестителю подтверждение, которого он ждал.

Когда Господь повелел Моисею сказать людям, чтобы они отступили от Кореи, Дафана и Авирона, взял ли Моисей ответственность, которая ему не была дана, когда он обратился к людям со своими вопросам «если»? Когда Бог был вынужден отозвать защиту Своих ангелов от этих злых людей, сатана искушал Моисея вопросами «если», раскрывающими, как именно он – человекоубийца от начала – планировал уничтожить этих отступников.

Помните, что сатана полностью контролировал этих людей. Он непрерывно воздействовал на них, чтобы противостоять влекущему Духу Иисуса, Который хотел привести их к покаянию. Иисус – Тот, Кто возрождает, Он – Реставратор, а сатана – разрушитель. И через сомнения, проникшие в разум Моисея, сатана смог замаскировать свою работу уничтожения, представив её как непосредственный суд Бога. Это чрезвычайно тонкий обман, который без постоянного пребывания во Христе способен обольстить даже избранных.

Вот оно – самое мучительное испытание для Моисея, и это великий урок для нас. Моисей так долго нёс на себе тяжесть клеветы, вновь и вновь умоляя о защите грешного и мятежного народа. Когда, помимо прочего, восстал этот злой человек со своими сторонниками и поднял весь народ против Моисея, испытание стало великим. Это экзамен, с которым столкнулись очень немногие люди. Итак, сатана был тем, кто открыл землю, пожрал отступников, а затем обвинил в этом Бога. Апостол Павел даёт нам важный ключ к тому, что же произошло на самом деле, в данном тексте.

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 1 Коринфянам 10:10

Как уже упоминалось, слово «истребитель» или «разрушитель» также означает «ядовитая змея». Корей и его люди были лидерами ропота и мятежа против Моисея, и Павел говорит, что ядовитая змея убила их. Поглощение Корея и его сотоварищей произошло на глазах 250 лидеров. Это дало им некоторое время осознать серьёзнейшую опасность, в которой они находились, и что они должны бежать от истребителя – бежать в объятия своего Искупителя. К сожалению, они не раскаивались, и были полностью предоставлены сатане.

И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение. Числа 16:35

Многие воскликнут: «Но здесь же говорится «огонь от Господа»!» – и предпочтут игнорировать важное предписание, данное всем исследователям Библии: сравнивать все тексты Писание, помня, что Иисус Христос вчера, сегодня и во веки веков – Тот же!

Иисус в Евангелии от Луки 9:54-56 сказал ученикам, что огонь, который пал с неба в ответ на просьбу Илии, не был от духа, которым Он управлял. Из истории Иова нам известно, что «огонь Божий» сошёл и сжёг овец и слуг Иова.

Ещё он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Иов 1:16

Мы знаем, что сатана низвёл этот физический огонь, пожравший их. Итак, если физический огонь – это то, что подразумевается в тексте, то так это и произошло. Однако, как объясняется в главе «Поражающие ангелы» в нашей книге, этот огонь, возможно, был проявлением убеждающего Духа Божьеего, который вселил ужас в сердца этих людей, полностью раскрывшись как вспышка света. Дух без снисхождения обличал совесть этих людей в их грехах, убеждая и призывая к покаянию, но поскольку они не могли поверить в милостивого и прощающего Бога, собственные грехи истребили их. Как мы уже видели, этот принцип огня с неба упоминается в нескольких местах в Библии.

Когда эти 250 мужей отказались покаяться, и Бог вынужден был отозвать Своих защищающих ангелов, сатана послал физический огонь и уничтожил их, или это были просто угли огня от осуждения во грехе? Естественно предположить, что когда эти мужчины были уничтожены, они были обращены в пепел. Но как мы знаем из истории о Надаве и Авиуде, огонь, который их пожрал, даже не опалил их одежд.

И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. (3) И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. (4) И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. (5) И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Левит 10:2-5

Из всех изученных до сих пор принципов следует, что существует целый ряд библейских объяснений, которые показывают, что Бог не является разрушителем, что разрушитель – сатана.

Правильное понимание заветов, применяемых в сочетании с совершенной жизнью Иисуса на земле, указывают на следы, ведущие к первопричине этих жестоких историй; и она кроется в том, кто имеет силу или державу смерти, то есть в дьяволе. Евреям 2:14.

Моисей был самым кротким и самым нежным человеком, который жил до времени Христа. Многие ошибочные вещи были приписаны ему через неправильное понимание заветов. Он был искушаем в условиях суровых испытаний, и это позволило сатане замаскировать свою разрушительную работу. Эти испытания сокрушили бы каждого из нас, поэтому мы не можем судить Моисея за то, что случилось. Но мы также видим, как одна неудача человека под натиском сатанинских искушений может иметь огромные последствия, особенно если речь идёт о лидере, который потерял из виду Христа. Здесь важно усвоить урок, благодаря которому мы можем увидеть последовательное раскрытие характера Бога в Писании. Только Христос даёт нам идеальную картину и совершенное видение. Насколько же мы должны быть благодарны за этот пример, помогающий нам читать Ветхий Завет в его чистом свете, различая истину о кротости нашего Отца, ярким примером которой был Моисей.