АГАПЭ. Глава 17 – Поражающие ангелы

Опубликовано Апр 26, 2019 от Адриан Ибенс в Агапэ Отметки : 121
Переведено Алексей Герасимов, Виктор и Оксана Мороз

Ангелы Божьи сыграли важную роль в земной жизни Иисуса. Ангел Гавриил возвестил Марии о благословенном преимуществе родить Мессию. Ангелы пели, приветствуя Его рождение. В решающий момент, прямо перед Его распятием, явился ангел, чтобы укрепить Иисуса. Лука 22:43. Ангел был послан Отцом, чтобы вызвать Иисуса из могилы, и ангелы объявили сокрушённым последователям Христа, что Он воскрес из мёртвых. Ангелы имели решающую роль в служении Иисуса, и вся их работа была основана на характере Христа, ибо мы читаем:

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.(50) Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.(51) И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Иоанна 1:49-51

Работа ангелов основывается на характере и служении Христа, потому что всё, что они делают, зиждется на Сыне Человеческом. Библия говорит:

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Евреям 1:14

Ангелы Бога любят служить Отцу нашему и Господу Иисусу. Они также любят защищать и поощрять нас.

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Псалом 33:8

Они исполнены Духа Божьего и воспевают Бога и Его Сына.

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, (12) которые говорили громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение!» Откровение 5:11-12

Ангелы глубоко заинтересованы в Евангелии и плане спасения.

Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. 1 Петра 1:12

Они рады принести мир на землю и благоволение нам.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: (14) слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Луки 2:13-14

Они преуспевают в силе и полностью послушны Богу и сохраняют все Его заповеди.

Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его. Псалом 102:20

Наш Отец повелевает Своим ангелам защитить нас от сатаны и его истребляющих ангелов, как мы узнали в главе 11 о гневе Божьем. Поскольку ангелы исполнены Духом Христа, они хранят заповеди Отца. Хотя ангелы не убивают людей, они используют свои силы, чтобы сдерживать силы зла и перемещать и уничтожать неодушевленные предметы. Тем не менее, некоторые места Писания, кажется, говорят нечто иное, и мы хотим рассмотреть эти тексты в данной главе. Если вы ищете слова «ангел» и «избивать» («поражать, «истреблять») в Библии, вы найдете четыре библейских рассказа:

1. Числа 22: Валаам и ослица. Валаам бьёт ослицу, увидевшую Ангела Господня.

2. 2-я Царств 24: Давид пересчитал народ Израиля и Иудеи, и 70 тысяч человек были поражены Ангелом Господним.

3. 4-я Царств 19:35 и Исаия 37:36: 185 000 человек из ассирийской армии были поражены Ангелом Господним.

4. Деяния 12:23: Ангел Господень поразил Ирода за его грех.

В первой истории ангел никого не поражает, но Валаам бьёт ослицу после того, как она уклонилась с пути в страхе перед ангелом. Ангел стоял перед Валаамом с мечом.

И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. 2 Царств 24:1

Угрожающая поза ангела с обнажённым мечом в руке наводит на мысль, что он был готов причинить вред Валааму, и эта мысль, похоже, подкрепляется другими историями из нашего списка.

В следующем рассказе Давид пытается в порыве гордости подсчитать свои силы, чтобы поставить Израиль в один ряд с другими народами, и в результате гибнет 70 тысяч израильтян.

Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. 2 Царств 24:1

И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.(16) И простёр Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. 2 Царств 24:15-16

Первое прочтение этой истории наводит на мысль о чём-то весьма пугающем. В порыве гордости царь исчисляет людей, потом Бог, как видно, посылает ангела убить 70 000 человек, а затем «жалеет о бедствии» и умилостивляется, прекращая поражение израильтян.

Поразительно, но первый текст 24 главы 2-ой книги Царств действительно указывает на то, что Сам Бог якобы подстрекает Давида исчислить Израиль, из чего следует, что Сам Бог был ответственен за дальнейшие события. Для любого человека, кто верит, что «Бог есть любовь», следует задаться вопросом: «Что же здесь на самом деле происходит?» Вы помните, что в главе 9 нашего повествования мы рассмотрели, как Закон действует в качестве зеркала для наших душ. И эти истории о поражающих ангелах предлагают идеальное испытание, чтобы увидеть, будем ли мы читать Писания в свете характера Иисуса или будем переносить наши собственные человеческие качества и характеристики на Бога.

Хотя следующая история об уничтожении ассирийской армии включает в себя смерть большего числа людей, кому-то, возможно, легче принять гибель ассирийцев, потому что они хотели истребить Божий народ и были одной из самых жестоких наций на земле. Ассирийцы живьем сдирали с людей кожу и сажали своих противников на колья. Такое жестокое поведение в отношении последователей Бога может снять многие вопросы об использовании смертоносной силы ангелов Господних.

И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мертвые. 4 Царств 19:35

Предполагаемое простое прочтение этих утверждений убедительно свидетельствует о том, что ангелы Господа убили 185 000 ассирийских воинов. Кажется вполне логичным, что когда злая сила стремится убить Божьих людей, тогда эти противники Бога должны быть казнены за их убийственные планы. Последняя история из нашего списка связана с Иродом. Он представляется самым подходящим кандидатом на смерть с учётом всех совершённых им деяний.

В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; (22) а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. (23) Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Деяния 12:21-23

Ирод убил Иакова, брата Иоанна, а затем планировал убить Петра. Ясно, что это был хороший ангел, что поразил Ирода. Также ясно, что это было возмездие от Всевышнего. Возмездие – это возмещение или компенсация за содеянное. В этот момент было бы чрезвычайно заманчиво прекратить наши поиски и сделать вывод, что Бог действительно посылает своих добрых ангелов, чтобы поражать и умерщвлять нечестивых. Хотя в первой истории содержатся некоторые сложности, две другие истории – об ассирийцах и об Ироде – кажется, совершенно ясны, и в их переосмыслении большинство людей не видят никакой нужды.

В этой книге нами представляется идея о том, что мы должны смотреть на все истории Библии сквозь призму жизни Иисуса на земле. Если кто-то не принял этого решения, он, вероятно, закончит сейчас свой поиск и сделает вывод, что ангелы Божьи поражают и убивают людей. В начале нашего повествования мы упоминали правила Уильяма Миллера для толкования Библии, в частности, что нам следует собрать всё, что Библия говорит по выбранной теме, прежде чем делать вывод. Данные правила толкования побуждают нас искать ещё усерднее, чтобы примирить или гармонизировать Писание, когда есть очевидные противоречия. Примечательно, что нет свидетельств о том, что ангелы убивают людей во время земного служения Иисуса. Как это соотносится с рассказами о поражающих ангелах? Начнём с истории Давида и переписи населения в Израиле. Как мы понимаем следующий стих? Как Бог искушал Давида исчислить Израиль?

Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. 2 Царств 24:1

Если мы сравним данный текст с другим библейским текстом, дающим описание этой же истории, то мы прочтём следующее:

И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян. 1 Паралипоменон 21:1

Если мы прочитаем только 2 Царств 24:1 и потребуем буквального прочтения этого текста, тогда мы придём к выводу, что Сам Бог привёл Давида к тому, что 70 000 израильтян оказались убиты. Разве такое заключение не заставляет нас задуматься, как эта идея соответствует Богу, Который утверждает, что Он есть любовь?

В поисках ответа на этот вопрос мы находим 1 Паралипоменон 21:1, где утверждается, что сатане было позволено искушать Давида сделать исчисление израильтян. Затем нам предлагается согласовать эти два отчёта. Сделаем ли мы вывод, что Бог и сатана работали вместе, чтобы уничтожить этих израильтян? Вновь нас побуждают копнуть глубже, чтобы найти решение. Этот процесс проверяет сердца людей, чтобы обнаружить, действительно ли они верят, что Бог – любящий Отец, не желающий никого судить, или же Он – безжалостный тиран. Тот, кто видит благодать в глазах Господа, будет продолжать учиться, пока не сможет согласовать все свидетельства. Остальные просто поверят в противоречие, настаивая, что Бог всё-таки любит, даже если Он делает такие вещи.

Ранее в истории Израиля было выдвинуто требование – иметь царя, как у других народов. Израиль хотел быть как все.

И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. 1 Царств 8:5

В данном запросе отражается стремление к национальному величию. Но на самом деле это был отказ от Бога.

И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. 1 Царств 8:7

Суть такого принципа царствования заключалась в отрицании руководства Бога. Хотя Саул преуспел в роли царя Израиля, вскоре проявились слабости в его характере, и он в действительности не продвигал царские амбиции Израиля слишком далеко. С другой стороны, Давид победил всех врагов Израиля, и под его руководством страна процветала и росла. Сатана искушал Давида сравнить нынешнее процветание нации с прошлым состоянием, чтобы польстить ему. Господь послал Давиду предупреждение через царского военачальника Иоава, но сатане удалось соблазнить Давида в вопросе переписи Израиля.

И сказал Иоав царю: Господь, Бог твой, да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего, царя, да увидят это; но для чего господин мой, царь, желает этого дела? 2 Царств 24:3

Господь позволил этому случиться и не предотвратил искушения Дэвида сатаной. Неудача привела к тому, что на Израиль обрушилась язва (чума-мор).

И послал [Стронг - 5414]Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. 2 Царств 24:15

Еврейское слово послал – «натан» – означает «давать» и «позволять». Обратите особое внимание на следующий стих: чума связана с заветом Божьим.

И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву (чума- мор), и преданы [Стронг - 5414]будете в руки врага… Левит 26:25

Здесь слово «натан» переводится в смысле «предать», «позволить» или «выдать». Обратите внимание на последнюю часть стиха. Союз «и» добавлен, его не в исходном тексте, поэтому вы можете прочитать отрывок следующим образом:

…то пошлю на вас язву (мор, чума), вы будете выданы [5414] в руки врага…

Это означает, что среди них возникает чума, потому что они выдаются в руках врага, которому позволяется получить к ним доступ.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, (2) говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» (3) Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Псалом 90:1-3

Сатана уничтожил этих людей. Альтернатива же такова: Бог позволил сатане искушать Давида и Израиль и ввести их в грех, а затем Бог поворачивается и уничтожает 70 000 человек. Но в таком прочтении отсутствует логика и последовательность. Сатана приблизился и смог искушать Давида, потому что Давид не действовал по воле Бога. Когда Дэвид поддался этому искушению, он предоставил сатане больший доступ к Израилю, и тот воспользовался этим, создав ситуацию, которая навлекла на них чуму. Но это не объясняет часть истории об ангеле, который поразил израильтян.

И когда простёр [Стронг - 7971 – отпустил, освободил] Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, уничтожающему [7483 –отпускающему, покидающему ] народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. (17) И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего. 2 Царств 24:16-17

Сатана - это тот, кто навлёк на них чуму, но что это за меч, который Ангел Господень простёр над Иерусалимом? Какой меч использует Сын Божий?

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.(17) И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний. Откровение 1:16-17

Мы наблюдаем реакцию апостола Иоанна, когда он увидел лицо Иисуса и меч, который вышел из Его уст. Что это был за меч?

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евреям 4:12

Дух Божий принёс глубокое убеждением греховности тем 70 000 человек, которые столкнулись с гневом губителя, чтобы они могли покаяться. Действие этого глубокого убеждения была срочной, поскольку, если бы они отказались внимать воз действию Духа, они остались бы совершенно беззащитными против сатаны-разрушителя. Как и люди при очищении храма, они убегают от присутствия Иисуса. С этими 70 000 человек случилось следующее: они бросаются прочь от присутствия Иисуса прямо в руки ожидающего их сатаны, который истребляет их чумой. Они могли раскаяться в своих грехах и попросить у Бога прощения, но бежали от Его присутствия, и смерть стала результатом таких действий.

Этот процесс в точности совпадает со сказанным Бог в отношении того, что он сделает с Хананеями.

Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придёшь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; (28) пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев. Исход 23:27-28

Посылаемый страх– это убеждение во грехе, которое наводит ужас на злых людей. Шершни – это уколы нечистой совести, терзаемой чувством вины. Эти уколы изгоняют их из присутствия Божьего в руки врага. Но если бы они покаялись и умалились как дети, они могли бы спастись. Не все покинули храм, но все почувствовали меч.

Поэтому в переписи Израиля мы видим последнее усилие Духа Божьего, чтобы достигнуть тех, кто попал в руки сатаны. Дух Божий пришёл к ним и желал очистить их сердца от греха, чтобы они могли спастись. Когда они отказались, Иисус произнёс печальные слова: «И вот ваш дом оставлен и пуст». На иврите слово «меч» на самом деле означает «засуха», и когда душа до конца сопротивляется Христу, Он вынужден предать их в руки сатаны за то, что они отказались впустить Его.

Подумайте также, что сатана управлял сердцами этих людей. Христос сделал последнюю попытку достучаться до них. Сатана был полон решимости не отпускать свою добычу, и когда человеческое сердце отказывалось принять Христа, сатана стремился закрепить эти души за собой, забрав их жизни, а не рисковать ими, кающимися в своих грехах. Мы не знаем точных деталей этой истории, но нетрудно проследить в ней действующие принципы.

Выдвигается обвинение: «Вы одухотворяете тексты Писания». Библия использует слово «меч», и мы должны понимать его буквально. Во-первых, в реальности именно от чумы погибли люди. Они не умерли от физического меча ангела. Во-вторых, мы должны собрать все возможные свидетельства вместе, а затем сформировать наш вывод. Обратите внимание на правило 11 Уильяма Миллер на этот счёт.

Как узнать, когда слово используется в переносном смысле? Если оно имеет смысл, как оно есть, и не противоречит простым законам природы, то оно должно пониматься буквально, если нет, то в переносном смысле.

Поскольку люди погибали от чумы, то у упомянутого меча, находящегося в руке ангела, должна быть иная цель. Библия говорит нам о мече, который Христос использует в разных местах, и что меч – это Слово Бога. Мы описали, как ангел поразил людей мечом, и всё же они умерли от чумы. Как поразил их Ангел Господень? Меч был Словом Божьим, обличающим людей. Они отказались умереть для себя через этот меч, и Дух Божий оставил их, а губитель лишил их жизни. А как насчёт 185 000 ассирийских воинов?

И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мёртвые. 4 Царств 19:35

Обратите внимание: сказано, что Ангел Господень поразил их, а утром они были найдены мёртвыми. Это не говорит о том, что Ангел Господень ударил их оружием насилия, обрекая их на мгновенную смерть. Когда мы возвращаемся в Новый Завет, мы отмечаем нечто интересное.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; (3) вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;(4) устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые. Матфея 28:2-4

Один лишь вид ангела заставлял людей дрожать и становиться, как мёртвые. Подобное произошло также и с такими праведниками, как Даниил и Иоанн.

И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться.(8) И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. Даниил 10:7-8

И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний. Откровение 1:17

В случае с Иоанном, это был Иисус, Которого он видел в видении. Чистая и святая природа ангелов обнажает греховную природу людей так же, как Иисус и Отец. В главе 10 мы рассмотрели, что происходит, когда мы приходим в присутствие Божье:

И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. Малахия 3:5

Наши естественные мысли при чтении этого стиха – думать, что Бог идёт поразить и уничтожить нечестивых в Своём гневе. Опять Слово Божие действует как зеркало. В тексте говорится: «И приду к вам для суда». Наш Отец хочет приблизиться к нам и поговорить о наших грехах. Прийти в присутствие Того, Кто такой самоотверженный и любящий, означает единственный выбора – или покаяться, или бежать от света. Невозможно оставаться пассивным в присутствии Бога. Те, кто цепляются за свои грехи, бегут за тем, что они называют и считают своей жизнью, но так они показывают, что на самом деле они любят смерть и бегут от жизни.

Природа святых ангелов настолько чиста, что простое обнаружение их присутствия вселяет ужас в сердца людей, повергая их на землю и обездвиживая. Продолжая читать повествование 10-й главы пророка Даниила, мы видите, что Даниил нуждался в укреплении, чтобы вынести присутствие святого ангела.

И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле.(10) Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.(11) И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.(12) Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим...(15) Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел.(16) Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: «господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.(17) И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне».(18) Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня.(19) и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!» И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: «говори, господин мой; ибо ты укрепил меня». Даниил 10:9-12,15-19

Ангел должен был успокоить Даниила, которого он очень любил, и дважды сказал, что пророку не нужно бояться. Нет записей о грехах в жизни Даниила, но всё же такова реакция доброго человека на присутствие праведного ангела. Ангел не хотел причинять ему вред и заверил его в любви Божьей, но Даниил трепетал и дрожал от страха до того момента, пока у него вовсе не осталось сил, и это происходило после нескольких недель подготовки в молитве и посте. Если таков результат встречи с ангелом у праведника, то как будет себя чувствовать злой человек? Если бы Даниил и дальше находился в присутствии ангела, не будучи укреплённым, то, возможно, он мог бы умереть, даже если намерением ангела было лишь проявление любви к нему.

Вопрос, который мы должны задать себе, заключается в следующем: что вызвало этот сильный страх в Данииле, приведший к потере всех его сил? Соприкосновение его греховной природы с чистотой ангельского присутствия. Чистый, бескорыстный, любящий характер Бога – это поглощающий огонь для грешных людей.

Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Исход 24:17

Неужели ассирийские воины, увидев ангела, умерли от страха? Это возможно. Были ли солдаты обездвижены присутствием ангела, покидающего их распростертыми от страхе, а затем сатана забрал их жизни в гневе за проявленную ими слабость? Нам не говорится. Нам просто сказано, что солдаты встретили ангела, а утром они были мертвы. Если вы читаете эту история через призму характера Иисуса, вы знаете, что у ангела не было никакого желания убивать их. Когда Иисус очищал храм, люди бежали от ужаса, хотя каждый мог прийти к покаянию и попросить Бога о прощении за своё нечестие. В присутствии ангела у ассирийских воинов был короткий момент, чтобы понять всю глубину своего нечестия. Ангел, возможно, ясно показал им их грехи, чтобы побудить покаяться в своём замысле и спасите их, но они отказались и поэтому остались на милость сатаны. Здесь мы не можем сказать определённо, но мы знаем, что ангелы Божьи исполнены характером Иисуса, а Иисус никогда никого не убивал.

Мы знаем, что при втором пришествии нечестивые будут уничтожены сиянием славы пришествия Христа. Это указывает на полное раскрытие характера Христа, и такое откровение причиняет страшные мучения грешнику. Эти мучения наступают, потому что грешники отказывается покаяться. Их сердца ослабевают и разрываются от страх. В третьей книге Ездра, в Апокрифе, имеется детальное описание этого процесса:

Но только, как я видел, он испускал из уст своих как бы дуновение огня и из губ своих - как бы дыхание пламени и с языка своего пускал искры и бури, и всё это смешалось вместе: и дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря.(11) И стремительно напал он на это множество, которое приготовилось сразиться, и сжег всех, так что ничего не видно было из бесчисленного множества, кроме праха, и только был запах от дыма; увидел я это, и устрашился. 3 Ездры 13:10-11

Покажи же мне и значение сна сего. 3 Ездры 13:15

И соберется в одно собрание множество бесчисленное, как бы желая идти и победить Его.(35) Он же станет на верху горы Сиона.(36)И Сион придёт и покажется всем приготовленный и устроенный, как ты видел гору, изваянную без рук.(37) Сын же Мой обличит нечестия, изобретенные этими народами, которые своими злыми помышлениями приблизили бурю и мучения, которыми они начнут мучиться,(38) и которые подобны огню; и Он истребит их без труда законом, который подобен огню. 3 Ездры 13:34-38

Сокрушение ассирийцев Ангелом Господним указывает на то, что именно Слово Божье убеждало этих людей в их грехах. Это поразило их как сильная буря, и их отказ покаяться вызвал у них агонию.

И жёг людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.(10) Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,(11) и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Откровение 16:9-11

Они были уничтожены «без труда законом, который подобен огню», законом, который является копией или стенограммой характера Бога. Разве это не тот огонь, что пожрал сыновей Аарона – Надава и Авиуда, когда они принесли чуждый огонь во святилище? Хотя огонь от Господа и поглотил их, они были вынесены из святилища в своих нетронутых огнём одеждах.

И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.(3) И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал.(4) И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан.(5) И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Левит 10:2-5

Вот ещё один способ увидеть, что поражение – это убеждение во грехе; кстати, это слово используется здесь:

Но после сего поразило [Стронг - 5221] сердце Давида, что он отрезал край от одежды Саула. 1Царств 24:6

И поразило [5221]сердце Давида, после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я. 2 Царств 24:10

Это то же слово, что и в 4-ой книге Царств 19:35:

И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил[5221] в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. 4 Царств 19:35

Последняя история в нашем списке – смерть Ирода.

Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Деяния 12:23

Основываясь на наших предыдущих примерах, эту историю можно легко объяснить. Ирод нарушил Закон и нарушил вечный Завет. Слово Божье глубоко убеждало его в за греховное поведении, чтобы привести к покаянию. Это убеждение вызвало у него душевные муки, но он отказался покаяться. Это дало возможность сатане убить его, послав болезнь. Ирод был отдан врагу, потому что он нарушил Завет.

И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага. Левит 26:25

Христос принес Ироду меч Своего Слова. Ирод отказался покаяться, и поэтому он был «предан в руки врага», который обрушил на него мор. В чём отличие поражения Ирода по сравнению с опытом Петра? Пётр ходил во власти Пятидесятницы и имел чистую совесть, а Ирод не имел чистой совести. Петра держали в тюрьме за проповедь имени Иисуса, и он ожидал казни. Когда Пётр проснулся, он не боялся присутствия ангела. Ирод испытал нечто совершенно иное. Для него это был гром.

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.(29) Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иоанна 12:28-29

Глас, который мог звучать как тихий голос, воспринимался Иродом как гром, и это напугало его до смерти. У ангелов нет никаких намерений убивать людей; они знают, что само нечестие в людях, проявляемое в присутствии их святой чистоты, способно убить без какого-либо злого умысла с их стороны. Ангелы постоянно находятся и действуют среди людей, защищая их, при этом они также защищают нас от своего явного и целостного присутствия. Как они милостивы к нам!

Мы видим, что происходит следующее: ангел поражает людей и это приводит к смерти, когда Слово Божье обличает людей во грехе. Мучительное осознание своей греховности вызывает агонию в уме. Наличие язвы указывает на то, что Дух Божий был удалён, а губитель выполнил свою работу, когда Бог перестал защищать тех, кто отказался покаяться. Это сам грех карает за грех. Ангелы Божьи наполнены Духом Иисуса. Они соблюдают заповеди Отца, и они не обладают физическим мечом. Они утверждены в Слове Божьем и исполнены праведности Иисуса. Их чистота, любовь и святость являются ужасом для грешников, их святость вселяет трепет в сердца неправедных. Их святость – их главная сила, но они также могут сдерживать силы зла.

Вот почему праведные ангелы обладают огромной силой. Когда им велено не вмешиваться и отойти от своей работы по защите людей, тогда они позволяют высвободить всю силу ярости сатаны. Хотя они не хотят этого делать, они сделают это, когда им прикажут. Этот может произойти только тогда, когда человек отказывается прислушаться к предостережению Бога и упорствует в нарушении Его заповедей. После долгих лет страданий Дух Божий, отброшенный назад, наконец, уступает место и позволяет грешнику иметь учителя, которого он сам выбрал.

Как же благословенны мы, имея ангельскую защиту и руководство! Временами они являют своё присутствие, чтобы удержать людей от их злодеяний, но люди, твёрдо решившие следовать по греховному пути, скорее умрут от ужаса, чем совершат спасительное покаяние. Таково ожесточение и нечестие человеческого сердца. Нам совершенно не нужно бояться ангелов Божьих, они не могут превратиться из наших защитников в наших убийц. Они всегда спускаются и поднимаются к Сыну Человеческому.

 

 

 

Агапэ 17 – Поражающие ангелы