Израиль знал, что Мессия должен быть Сыном Божьим
Оригинал статьи – http://maranathamedia.com/article/view/israel-knew-the-messiah-was-to-be-the-son-of-god
В беседах и дискуссиях мы часто сталкиваемся с идеей о том, что Ветхий Завет ничего не говорит о том, что Мессия должен быть Сыном Божьим.
Давайте обратимся к свидетельству Нафанаила, ученика Иисуса:
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев. (Иоанна 1:49)
Возникает вопрос: откуда Нафанаил знал, что Иисус был Сыном Божьим?
Как Нафанаил знал об этом в то время, когда Иисус только что был крещен и еще не начал проповедовать?
Если на самом деле это был неизвестный факт – что ожидаемый Мессия будет Сыном Божьим – как он может прийти к столь спонтанному и восторженному выражению Нафанаила?
Елена Уайт пишет, что он перед этим молился под смоковницей, желая понять узнать, был ли Иисус обещанным Мессией. Затем, когда он встретил Иисуса, и Иисус сказал ему:
«Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».
И Нафанаил немедленно ответил: « Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев».
(Иоанна 1:49)
Почему Нафанаил просто не сказал: «Раввин, ты Мессия»? Для Нафанаила казалось вполне нормальным, что Мессия является Сыном Божьим. Незадолго до этого Филипп подошел к нему и сказал: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». После недолгого сомнения Нафанаил был убежден и крикнул: «Раввин, ты Сын Божий, ты Царь Израилев!»
Если мы посмотрим на следующие свидетельства, то станет очевидным, что в умах израильтян термин «Мессия» или «Христос» был связан со знанием о том, что Он будет Сыном Божьим:
Например, утверждение Петера:
и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.
(Иоанна 6:69)
Или Марфа, сестра Марии и Лазаря:
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
(Иоанна 11:27)
Иоанн: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Иоанна 20:31)
Даже первосвященник Каиафа:
И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Матфея 26:63)
Когда мы посвятим некоторое время, чтобы изучить историю спасения в трудах Елены Уайт, мы скоро обнаружим, что на протяжении веков общинное знание народа Израиля заключалось в том, что Мессия должен быть единородным Сыном Божьим.
Если мы вернемся к началу, мы читаем об Адаме:
Только теперь Адам и Ева осознали, насколько возвышенным и святым является Закон Божий, за преступление которого предстояло уплатить столь дорогую цену ради их спасения и сохранения будущего потомства от полной гибели. Они умоляли, чтобы им самим позволили умереть, просили наложить наказание за совершенное ими преступление на них и их потомство вместо того, чтобы Возлюбленный Сын Божий приносил Себя в великую жертву. {ИС 47.2}
Когда Адам, в соответствии с особым Божьим повелением, принес свое первое приношение за грех, то для него это было в высшей степени мучительным обрядом. Ему нужно было занести свою руку над животным, чтобы отнять жизнь у него, которую может дать один лишь Бог, и отдать дар Богу в жертву за грех. Впервые в жизни Адам увидел смерть своими глазами. Смотря на истекающего кровью агнца, корчившегося в смертельной агонии, он должен был верой взирать на Сына Божьего, прообразом Которого была приносимая жертва и Который умрет за грешных людей. {ИС 50.1}
Небесные ангелы более полно развернули перед нашими прародителями план, который был предложен для их спасения. Адама и Еву уверили, что, несмотря на их большой грех, они не будут оставлены на произвол сатаны. Сын Божий пожертвует Своей жизнью ради их искупления. Они должны будут подвергнуться испытанию и через покаяние и веру во Христа вновь станут детьми Божьими. {ПП 66.2}
Жертва, которую нужно было принести для их спасения, открыла Адаму и Еве святость Закона Божьего, они, как никогда прежде, осознали преступность греха и его ужасные последствия. Испытывая угрызения совести и душевные страдания, они умоляли, чтобы наказание не пало на Того, Чья любовь была для них источником радости всей жизни, считая, что они сами и их дети должны понести наказание. {ПП 66.3}
Им было сказано, что поскольку закон Иеговы является основанием Его правления как на небе, так и на земле, даже жизнь ангела не может быть принята как жертва за его нарушение. Ни одно из предписаний закона нельзя отменить или исправить, приспосабливая к человеку в его падшем состоянии. Только Сын Божий, сотворивший человека, мог искупить и очистить его. Как преступление Адама принесло в мир страдание и смерть, так жертва Христа принесет жизнь и бессмертие. {ПП 66.4}
Таким образом, Адаму были открыты важнейшие события в истории человечества с того момента, как в Едеме был произнесен Божественный приговор, до потопа и далее, вплоть до первого пришествия Сына Божьего. Для Адама не осталось тайной и то, что, хотя жертвы Христа достаточно для спасения всего мира, многие предпочтут греховную жизнь раскаянию и послушанию. Преступность будет расти от поколения к поколению, и проклятие греха все более и более тяжелым бременем ляжет на человечество, на животных и землю. Дни человека сократятся из-за его греховного образа жизни. Он будет вырождаться в телесном, умственном и моральном отношении, утрачивая способность сопротивляться злу, пока мир не наполнится всевозможными страданиями. Потворствуя своему аппетиту и страстям, люди окажутся неспособны понимать великие истины плана искупления. Однако Христос верен Своей цели, ради которой Он оставит небо, сочувствуя грешникам, призывая их сокрыть в Нем свои беззакония и пороки. Он восполнит нужды всех, с верой приходящих к Нему. В мире всегда будут люди, сохраняющие истинное познание о Боге и душевную чистоту, невзирая на все возрастающее беззаконие. {ПП 67.3}
Жертвоприношения, установленные Богом, должны были постоянно напоминать человеку о том, что он нуждается в исповедании своих грехов и живой вере в обетованного Искупителя. Они должны были запечатлевать в сознании падших людей торжественную истину о том, что грех приводит к смерти. Принесение первой жертвы было для Адама в высшей степени мучительной церемонией. Своей рукой ему предстояло отнять жизнь, которую мог дать только Бог. Так впервые Адам увидел смерть и понял, что если бы остался верен Богу, то ни человек, ни животное не оказались бы подвластны смерти. Убивая невинную жертву, он содрогался при мысли, что за его грех прольется кровь непорочного Агнца Божьего. Он глубоко и ясно осознал весь ужас своего преступления, которое не могло быть искуплено не чем иным, как только смертью любимого Сына Божьего. Адам поражался Безграничной Благости, которая заплатит столь огромный выкуп ради спасения виновных. Звезда надежды освещала мрачное и страшное будущее. {ПП 68.1}
Итак, мы видим, что Адам уже знал план спасения и знал, что Сын Божий придет на эту землю, чтобы умереть за человеческий род. Это знание плана спасения Адама передало всему поколению перед потопом!
Каин и Авель:
Обоих сыновей родители ознакомили с планом спасения человеческого рода. От них требовалось лишь смиренное послушание Божьей воле, что свидетельствовало бы об их почтительном отношении к Творцу, а также об их вере и зависимости от обещанного Искупителя. Эта их зависимость проявлялась в том, что они убивали первенцев из стада и торжественно приносили их вместе с кровью во всесожжение Богу. Постоянные жертвоприношения должны были напоминать людям об их грехе и о грядущем Искупителе, Который станет великой Жертвой для спасения человека. {ИС 52.2}
Сиф:
Несмотря на то, что Адам был сотворен безгрешным, по образу Божьему, Сиф, подобно Каину, унаследовал падшую природу своих родителей. Но он также узнал об Искупителе и был наставлен в праведности. Благодатью Божьей он служил Богу и прославлял Его. Обращаясь к грешникам, как это делал бы Авель, будь он жив, Сиф учил их чтить Бога и повиноваться своему Творцу. {ПП 80.1}
Енох:
Из уст Адама Енох узнал о мрачной истории грехопадения, а также радостную весть об обетовании Божьем, и он положился на грядущего Искупителя. Но после рождения первенца Енох поднялся на еще более высокий духовный уровень и установил еще более тесные отношения с Богом. Как дитя Божье он еще глубже осознал свои обязанности и ответственность. Наблюдая привязанность ребенка к себе, его простодушную веру в могущество отца и сам испытывая глубокую нежность к своему первенцу, Енох понял чудесную любовь Бога к людям, даровавшего им Своего Сына, и научился доверию, с каким дети Божьи должны относиться к Небесному Отцу. Безграничная, непостижимая любовь Божья, проявленная в Иисусе Христе, стала предметом его непрерывных размышлений, и со всей пылкостью души он стремился проявить ту же любовь к окружающим. {ПП 84.3}
Это Сын Божий дал нашим прародителям обетование об искуплении. Это Он открывался патриархам. Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Моисей понимали Евангелие. Они ожидали, что спасение принесет Тот, Кто будет Заместителем и Гарантом человека. Эти святые мужи древности общались со Спасителем, Которому предстояло прийти в наш мир в человеческой плоти, а некоторые из них говорили со Христом и небесными ангелами лицом к лицу. {ПП 366.1}
Авраам:
Для Авраама было великим счастьем увидеть обетованного Спасителя. Он вознес самые искренние молитвы, чтобы перед смертью успеть увидеть Мессию. И он увидел Христа. Ему был дарован свет свыше, и он постиг жертвенную любовь Христа. Авраам увидел Его день и возрадовался. Понимание Божественной жертвы за грехи пришло к нему весьма наглядным образом. Ему было сказано: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... и там принеси его во всесожжение» (Бытие 22:2). Авраам возложил на жертвенный алтарь обетованного сына — воплощение всех своих надежд. И когда, выполняя волю Божью, Авраам стоял у жертвенника с уже занесенным ножом, он услышал голос с неба: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12). Это ужасное испытание было дано Аврааму для того, чтобы он мог увидеть день Христа и познать великую любовь Бога к миру, настолько великую, что Господь отдал Сына Своего единородного на самую позорную смерть, стремясь поднять мир из бездны. {ЖВ 468.4}
Двое небесных посланников ушли, оставив Авраама наедине с Тем, Кто, как он знал теперь, был Сыном Божьим. И муж веры умолял пощадить жителей Содома. Однажды он спас их своим мечом, теперь же он пытался спасти их своими молитвами. Лот со своим семейством все еще жил там, и бескорыстная любовь, которая руководила Авраамом во время избавления Лота от еламитов, побуждала и теперь защитить его, если это будет угодно воле Божьей, от бури Божественного гнева. {ПП 139.2}
Авраам усвоил один из самых великих Божьих уроков, когда-либо преподанных смертному. Его молитва о том, чтобы ему было дано видеть Христа, прежде чем умереть, была услышана. Он увидел Христа; он увидел все, что может увидеть смертный человек и остаться в живых. Только всецело доверившись Богу, он смог понять видение Христа, которое было дано ему. Ему было открыто, что, отдав своего единородного Сына, чтобы спасти грешников от вечной погибели, Бог принес более великую и непостижимую жертву, чем когда-либо мог принести человек. {ЖВ 469.1}
Моисей:
« Благодаря Моисею, цель Бога послать Своего Сына как Искупителя упавшей расы была сохранена перед Израилем. Однажды, незадолго до своей смерти, Моисей объявил: «Господь, Бог твой, воздвигнет тебе пророка из среды тебя, братьев твоих, как и я; к Нему вы послушаете ». Проще говоря, Моисей был поручен Израилю в отношении дела Мессии. «Я воздвигну их Пророка из числа их братьев, как к тебе», было слово Господне к рабу Его; »И вложит Мои слова в Его уста; и Он скажет им все, что Я заповедую Ему». Второзаконие 18:15, 18 {PK 684.3}
Посвящение первенца:
Посвящение первородного имеет свои истоки в глубокой древности. Сам Господь обещал отдать Первенца небес для спасения грешников. Каждая семья должна была признать этот дар посвящением своего сына-первенца. Он должен быть посвящен в священники как представитель Христа среди людей. {ЖВ 51.1}
Поэтому закон о посвящении первенцев имел исключительное значение. С одной стороны, он напоминал о чудесном избавлении Господом детей Израиля, а с другой — указывал на несравненно большее избавление, которое должно быть совершено единородным Сыном Божьим. Подобно тому как кровь на косяках спасала первородных Израиля, так Кровь Христа может спасти этот мир. {ЖВ 51.5}
Даниил и его товарищи:
Еврейские пленники рассказывали Навуходоносору о грядущем Христе-Искупителе, и по этому описанию царь признал в четвертом муже, ходящем в печи, Сына Божьего. Поспешно подойдя к печи, Навуходоносор закричал: «Рабы Бога Всевышнего! Выйдите и подойдите». Повинуясь царю, юноши вышли перед всем множеством собравшихся невредимыми, и даже запаха огня не исходило от их одежды. Верные долгу, они оказались огнестойкими. Сгорели только их узы. {ХП 178.3}
Навуходоносор:
«Как Навуходоносор знал, что форма четвертого похожа на Сына Божьего? Он слышал о Сыне Божьем от еврейских пленников, которые были в его царстве. Они познали живого Бога, Который правит всем. Тогда Навуходоносор призвал рабов Божиих, и на них не было даже следа огня, только запах дыма огня на них». (RH 3 мая 1892 года, пар. 10}
Откуда языческий царь мог знать, каким был Сын Божий? Иудейские пленники, занимавшие высокие посты в Вавилоне, своей жизнью свидетельствовали об истине. Когда их спрашивали, на чем основывается их вера, они отвечали без колебания. Ясно и просто они демонстрировали принципы праведности, неся людям знание о Боге, Которому служили. Они рассказывали о Христе, грядущем Искупителе, вот почему в облике четвертого, ходящего среди огня, царь узнал Сына Божьего. {ПЦ 509.2}
Чудесным образом на глазах у всех была прославлена их вера в Живое Слово. Весть об их чудесном избавлении распространилась по многим странам людьми, приглашенными Навуходоносором на посвящение. Бог был прославлен по всей земле верностью Своих детей. {ПЦ 511.1}
Елена Уайт ясно показывает, что знание о Сыне Божьем, Который придёт как Спаситель и Мессия, никогда не прекращалось полностью:
Эта светлая надежда на искупление через грядущего Сына Божьего как Спасителя и Царя никогда не оставляла сердца людей. С самого начала истории человечества встречались такие мужи, вера которых поднималась выше теней настоящего и достигала реалий будущего. Через Адама, Сифа, Еноха, Мафусала, Ноя, Сима, Авраама, Исаака и Иакова, а также и других достойных людей Бог сохранил драгоценные откровения Своей воли. Таким образом, Израилю, избранному народу, среди которого и должен был появиться обетованный Мессия, Господь дал свет познания о требованиях Своего закона и спасении, совершающемся через искупительную жертву Его возлюбленного Сына. {ПЦ 682.2}
Мы ясно видим, что народ Божий в каждом поколении познал истинное Евангелие, которое есть: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. " (Иоанна 3:16), и что это Евангелие также было засвидетельствовано в каждом поколении миру через избранных слуг Божьих.
На фоне этих знаний израильтяне очень хорошо поняли следующие тексты Ветхого Завета:
Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? (Притчи 30:4)
Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
(Исаия 9:6)
Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его:
«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
(Псалтирь 2:1-12)
Поэтому для Нафанаила, Петра и Марфы вера в Сына Божьего как Мессию была чем-то совершенно естественным и возникла из знания, которое имело народ Божий с незапамятных времен.
Давайте и мы, подобно им, уверуем и засвидетельствуем:
«Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев».
«Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
«Ты Христос, Сын Бога живого».