Маранафа Медиа - Россия

Божественный Риск: Дилемма Всеведения

Опубликовано Янв 17, 2022 от Адриан Ибенс в Вечное Евангелие
542 Отметки

БОЖЕСТВЕННЫЙ РИСК

    ГЛАВА 1

ДИЛЕММА ВСЕВЕДЕНИЯ И ВСЕМОГУЩЕСТВА

В самом первом библейском тексте сказано, что «в начале сотворил Бог небо и землю», Бытие 1:1. И первый вопрос, который обычно задают люди, звучит примерно так: «А знал ли Бог, что Адам и Ева согрешат?»

«Да, знал!» – быстро и безоговорочно отзывается христианство.           

Вот лишь несколько примеров.

Бог всеведущ (Псалом 138:1-6), и Он знает будущее (Исаия 46:10). Так что Он определенно знал, что Адам и Ева согрешат.[1]

ЕСЛИ БОГ ЗНАЛ, ЧТО АДАМ И ЕВА СОГРЕШАТ, ТО ЗАЧЕМ ОН ИХ СОЗДАЛ? Господь не был удивлён грехом Адама и Евы, ибо это послужило цели плана Господа, приведшего Иисуса умереть вместо грешников и воскреснуть, чтобы предложить вечную жизнь.[2]

Этот вопрос становится ещё более интересным, когда мы вводим идею наказания. Если Бог знал до того, как сотворил Адама и Еву, что они согрешат, то почему Он наказал их? Справедливо ли это? Послушайте один христианский ответ.

Разве это богохульство – думать, что Бог знал, что Адам и Ева согрешат... потому что Он Бог, и всё же Он наказал их?

Это хороший вопрос. Краткий ответ: нет, не богохульно думать, что Бог знал, что Адам и Ева согрешат. Да, Он знал, что они согрешат и что Он накажет их. Действительно, Библия ясно даёт понять, что Бог знал, что они будут грешить.

Ефесянам 1:3-4 – «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…»   В этом отрывке ясно говорится о том, что Бог избрал тех, кто будет верить в Его Сына и будет спасён (ст. 4). Поскольку Он избрал нас до основания мира, это означает, что Бог знал, что мы будем грешниками, и что Богу нужно будет послать Своего Сына, чтобы обеспечить спасение. Это означает, что Он знал, что Адам и Ева согрешат, поскольку мы грешники из-за преступления Адама.[3] 

В 2018-ом и в 2019-ом годах два самолета 737 Maкс в двух отдельных инцидентах внезапно совершили аварийную посадку, и в результате происшествий погибло 346 человек. В ходе расследования было обнаружено, что в самолёте имелась неисправность в конструкции. Также вскрылось, что Боинг утаивал недостатки конструкции от пилотов и регулирующих органов. Кого же следует считать ответственным за крушения самолётов? Пилотов или конструкторов?[4]

Если Бог был проектировщиком и Создателем человеческой расы, и Он точно знал, что созданная Им система рухнет, и что погибнут миллиарды людей, то кто же несёт за это ответственность? Человек или Бог? Если Бог знал всё это ещё до того, как создал человеческую расу, то почему Он, если Он всезнающий, не разработал такой безупречный план, который в любом случае не потерпел бы крах?

Христианство ещё больше обостряет противоречие, когда утверждает следующее: Бог всемогущ, а это значит, что Он всесилен. Если Бог создал систему, зная, что она рухнет, и у Него была сила предотвратить возможные сбои, то почему Он не остановил человечество от падения? Это справедливый вопрос?

Греческий философ Эпикур, живший примерно за 300 лет до Христа, пришёл к следующему выводу, основанному на том, что он понимал о Боге в то время.

«Желает ли Бог предотвратить зло, но не в состоянии? Тогда он не всемогущ. Способен ли он, но не желает? Тогда он злонамерен. Способен ли он и хочет ли этого? Тогда откуда же приходит зло? Неужели он не может и не хочет этого? Тогда зачем называть его Богом?» – Эпикур.

Заявления о всеведении и всемогуществе, по идее,  должны вселять в людей уверенность в том, что Бог контролирует ситуацию, а, значит, мы можем доверять Ему, ведь Он точно знает, что происходит.

Ревнителям христианской веры приходится признать, что эпикурейство и материализм стали весьма популярны в наше время.

Для многих очевидно,  что эти два учения о всеведении и всемогуществе – как  два рога, на которые напоролось христианство. Если вы точно знаете, что ваши творческие действия приведут к страданиям и смерти миллиардов людей, то как можно не возложить ответственность за содеянное и случившееся на Творца?

Сам Иисус заявил:

Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Луки 6:9

Иисус приравнивает добро к спасению жизни, а зло – к уничтожению жизни. Если Бог действительно знал, что сотворение мира непременно приведёт к гибели миллиардов, то разве это не зло по определению Самого Иисуса? Книга Иакова говорит нам:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Иакова 4:17

Разве кто-то верит, что это и есть «добро», когда миллиарды людей страдают и умирают? Кто-нибудь на самом деле в такое верит? Если добро – «спасти душу», а всеведущий Бог знал, что сотворение мира приведёт к уничтожению жизни, то по самому этому определению Бог есть зло.

Многие христиане возмущаются, когда вы задаете какие-то вопросы на данную тему. Это воспринимается как атака на их представления о божестве, и очень быстро вам могут сказать, что подобные разногольствования – богохульство, и что ваше место в аду, если не покаетесь. Такой тип мышления весьма характерен и отражён, например, в этой цитате:   

«Религия – это тоталитарная вера. Это желание быть рабом. Это желание, чтобы существовала неизменная, неоспоримая,тираническая власть, которая может осудить вас за мысленное преступление, пока вы спите, которая может подвергать вас тотальному круглосуточному наблюдению каждую минуту вашей жизни, когда вы бодрствуете и спите, до вашего рождения и, что ещё хуже, когда начинается настоящее веселье, после вашей смерти. Небесная Северная Корея. Кто хочет, чтобы это было правдой? Кто, кроме раба, желает такой ужасной участи? Я был в Северной Корее. Её президентом является покойник. Ким Чен Ир – всего лишь глава партии и глава армии. Он не глава государства. Этот кабинет принадлежит его покойному отцу, Ким Ир Сену. Это некрократия, танатократия. Я мог бы добавить, что это один из троицы, которого не хватает. Сын - это реинкарнация отца. Это самая отвратительная, полнейшая, абсолютная и бессердечная тирания, которую когда-либо создавал человеческий род. Хорошо, что ещё позволительно умереть, чтобы покинуть Северную Корею!» – Кристофер Хитченс.[1]

Был ли Кристофер Хитченс прав, или он просто злой атеист? Возможно ли, что некоторые из фундаментальных верований христианства действительно способствовали тому, что он увидел Бога и Его правление в таком искажённом свете? Вера в то, что Бог знает абсолютно всё, содержит горькую пилюлю, которую вынуждены принимать все верующие. Если мы согласны, что Бог знал, что все эти смерти и разрушения произойдут, то нам придётся согласиться и с тем, что Он всё равно решился на этот акт творения. Это усугубляется тем фактом, что если вы сомневаетесь в том, что Бог знает абсолютно всё, то вы рискуете получить обвинение в отрицании Его божественности. А за это вас также могу отправить в ад. Поэтому христианам нелегко откровенно подойти к этому вопросу. Большинство христиан заперты в убеждениях, которые требуют, чтобы вы верили, что Бог знает абсолютно всё, и подвергать это сомнению означает рисковать своей вечной жизнью.  

Не все христианские общины действуют подобным образом, но многие так поступают – во многих христианских общинах, подвергая сомнению абсолютные основы движения, вы подвергнетесь остракизму, будете изгнаны или убиты (если не самими последователями, то Богом). Эти основы включают веру в то, что Бог знает всё. Разве это не похоже на Северную Корею?

Бог провозглашает, что Он есть любовь (1 Иоанна 4:8), и что в любви нет страха (1 Иоанна 4:18). Он хочет, чтобы мы поклонялись Ему всем нашим сердцем, всей нашей силой, всей нашей душой и всем нашим разумом; и провозглашает это величайшей заповедью (Луки 10:27). Если это так, то наш долг – обратиться к этому вопросу и ответить на него, для себя и для других, ибо мы не можем любить Бога всем сердцем и «всем своим разумом», когда в нашем подсознании хранится столь болезненная критика в адрес нашего Создателя.

Давайте обратимся к Священным Писаниям, чтобы увидеть, что на самом деле написано.

      ГЛАВА 2

ЗНАЯ КОНЕЦ ОТ НАЧАЛА

Библия делает несколько прямых заявлений о Божьем знании. Есть что-то глубоко личное в этом дивном восклицании:

Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Псалом 138:1-8.

Наш Небесный Отец знает о нас всё. Он знает наши мысли и то, что мы скажем. Он всегда знает, где мы находимся, благодаря Своему Духу. Для тех, кто знает, что Бог любящий, добрый и милосердный, это очень утешительная мысль.

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Луки 12:6-7                                       

Наш Отец точно знает, сколько волос на нашей голове. Разве это не говорит о том, что Он гораздо больше осведомлён о нас, чем мы знаем о самих себе.

Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".  Деяния 17:24-28

Наш Отец – всеобъемлющая Личность, Личность вселенских масштабов. Он даёт жизнь и дыхание каждому живому существу, счёт которым в настоящее время исчисляется миллиардами. Он видит каждую клетку каждого живого организма и наблюдает за их взаимодействием. Как одна Личность может быть так тесно связана со столькими живыми существами одновременно? – находится за пределами нашего понимания.

Помимо этого, книга Деяний свидетельствует, что Бог знает границы и времена каждой новой нации, прежде чем она возникнет. Это явно не человеческих рук дело. И библейское подтверждение можно найти в книге пророка Даниила, где показано возникновение народов и величественных царств мира, начиная от времени самого пророка и заканчивая далёким будущим. Во время жизни в Вавилонском царстве Даниилу было открыто будущее возвышение таких царств как Мидо-Персия и Греция, которые придут на смену Вавилона.

Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козёл косматый – царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь…                        Даниил 8:20-21                                       

Книга Даниила была написана в VI веке до Рождества Христова. Из-за точности предсказаний Даниила многие люди пришли к выводу, что эта книга не могла быть написана в то время, и датируют её появлением Греческого царства. Открытие свитков Мёртвого моря показало, что книга Даниила уже занимала место в еврейском пророческом каноне в 150 году до нашей эры, то есть с момента её написания прошли столетия. Для тех из нас, кто верит, что Библия – это слово Божье, особенно радостно видеть в этом удивительное откровение о Божьем знании, то есть о способности нашего Небесного Отца заглядывать в будущее и знать, что произойдёт.

В Своих отношениях с человечеством Бог раскрыл Свою способность предсказывать будущее как отличительный признак, который показывает, что Он – Бог.

Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времён, наперёд сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Исаия 45:21

Читая Псалтырь, мы находим несколько удивительных пророчеств, касающихся Мессии. В Псалме 22 нам рассказывается о распятии и тех самых словах, которые будут произнесены в час суда над Христом.

Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: "он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасёт, если он угоден Ему". Но Ты извёл меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты – Бог мой. Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце моё сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свёл меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне… Псалом 21:7-20

Это удивительное пророчество, записанное за тысячу лет до Рождества Христова. Иисус сказал Своим ученикам, что о Нём много написано в Псалмах и в других ветхозаветных пророках.

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Луки 24:44

Пророчество в Псалме 22-ом включает в себя даже те самые слова, которые будут произнесены теми, кто насмехался и убил Иисуса: «Он уповал на Господа; пусть избавит его». При чтении Библии не возникает сомнений в том, что Бог обладает невероятным знанием. Вот как об этом сказано в Псалмах.

Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим. Псалом 146:5 (Другой вариант перевода – «Его разум не знает границ».)

Еврейское выражение для русского слова неизмерим – «Не существует как число». Другими словами, нет числа, которое могло бы измерить познание Бога. Согласно нашему восприятию, это означает безграничное, или, как выразились переводчики, бесконечное и неизмеримое. Другой часто цитируемый отрывок, используемый для выражения того, что Бог в действительности знает, находится в книге Исайи.

Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю.                    Исаия 46:9,10

У Бога есть способность точно предсказать, куда – в каком направлении – что-то пойдёт, как только это начнётся-стартует. Что особенно интересно: в этом тексте указывается, что Бог предсказывает будущие события на основе предыдущих событий, которые произошли в ту пору, что называется здесь от начала. Кроме того, слово, переведённое как древние времена, впервые появляется в Бытии 2 и 3.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке [H6924], и поместил там человека, которого создал. Бытие 2:8

И изгнал Адама, и поставил на востоке [H6924] у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Бытие, 3:24

Бог заповедует народу Израиля помнить о том, что было в прошлом и о том, как Он помогал им. Затем Он ссылается на это еврейское слово, которое может относиться к древности, но также содержит ссылку на географическое направление, а именно – на восток. Итак, в этом стихе способность Бога предсказывать связана с событиями и даже с географией.

Есть ли в этой косвенной ссылке на восток что-то, что Бог хочет, чтобы мы поняли? Может ли это означать, что Бог точно знал, куда пойдут события, как только первый грех произойдёт в саду древности, ибо именно там было посеяно семя всех будущих деяний человека? Если Бог говорит, что Он знал конец с этой отправной точки, в саду, который был «на востоке в Эдеме», означало ли это, что до этого момента Он не знал, какой конец выберут Адам и Ева?

Мы ещё вернёмся к этому вопросу и поразмышляем, взяв разные слои и ракурсы. Это ключевой момент. Итак, «знающий конец от начала» – это просто говорит о том, что Бог знает абсолютно всё? Или это означает, что как только что-то было посажено, задействовано или выбрано, Он точно знает, где и как это закончится?

Тема всеведения Бога изучается студентами-богословами. И вот один христианин, излагавший эту тему на основании своего исследования Библии, пришёл к такому заключению:

Библия учит, что Бог всезнающий или всеведущий. Слово «всеведущий» происходит от двух латинских слов omnis, означающее всё, и scientia – знание. Когда мы говорим, что Бог всеведущ, это означает, что Он обладает совершенным знанием всего сущего. Ему не нужно ничему учиться, и Он ничего не забыл. Богу не нужно рассуждать о чём-то, выяснять что-то или изучать это постепенно. Он знает всё, что произошло, и всё, что произойдёт. Бог также знает всё возможное, что может произойти. Бог знает даже то, что человечеству ещё предстоит открыть. Это знание является абсолютным и недостижимым. Всеведение Бога означает, что Он обладает совершенным знанием, совершенным пониманием и совершенной мудростью относительно того, как применять это знание.[1]

Это интересный вывод из Священного Писания. Если Бог знает всё, что произойдёт, и Ему никогда не нужно рассуждать, то Его взаимодействие с людьми никогда не может основываться на сердечном отклике. Всё было бы предопределено заранее. Такова позиция тех, кто следует учению Джона Кальвина. Суверенная воля Бога предопределила всё сущее. Он уже определил, кто будет спасён, а кто будет потерян. Решения, которые вы принимаете, никоим образом не изменяют того, что Бог уже определил.

Предопределение в христианской теологии – это учение о том, что все события были предопределены Богом, обычно со ссылкой на конечную судьбу индивидуальной души. Объяснения предопределения часто направлены на решение "парадокса свободной воли", в соответствии с которым всеведение Бога кажется несовместимым со свободной волей человека. В этом употреблении предетерминизм можно рассматривать как форму религиозного детерминизма; и обычно предопределенность, также известная как теологический детерминизм.[2]

Мы рассмотрим тему парадокса свободы воли и верховенства (суверенитета) Бога в одной из последующих глав. Наша цель здесь состоит в том, чтобы просто представить круг вопросов в связи с идеей Бога, обладающего абсолютным знанием. Давайте теперь укажем на некоторые хорошо известные библейские тексты, которые потенциально бросают вызов идее Божьей воли, предопределяющей все будущие события.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.  Иоанна 3:16

Самый известный текст в Библии указывает на то, что человеческая реакция определяет – спасён человек или потерян. Если Бог уже знал это, то текст должен гласить: «Ибо так возлюбил Бог тех, кого Он предопределил к спасению, что отдал Своего единородного Сына, чтобы те, кого Он избрал, имели жизнь вечную».

Всё ещё более усложняется такими текстами, как этот:

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2 Петра 3:9

Здесь нам говорят, что Бог не желает, чтобы кто-либо погиб. Это означает, что Божья воля состоит в том, чтобы все были спасены. Но мы знаем, что не все будут спасены.

Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Матфея 7:14

Это означает, что Божья воля, чтобы все были спасены, может быть отвергнута человеческой волей, которая отказывается откликнуться      на нежное предложение Бога о спасении. Может ли это объяснить истинную горечь слёз, которые Иисус проливал над Иерусалимом?

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.                       Матфей 23:37-38

Это подводит нас к теме знания Бога по отношению к чувствам Бога. Не раз бывало, что ко мне обращался друг с каким-то особым известием, о котором мне на самом деле уже сообщил другой человек. Поскольку я уже был в курсе новостей, то я не мог спонтанно выразить чувства или первую реакцию – эффект новости был бы притуплен. Это даёт ключ к пониманию того факта, что предвидение влияет на эмоциональные реакции.

Давайте теперь откроем Библию и рассмотрим ряд историй, которые вызывают особый интерес в связи с Божьим всеведением.

 

[1] https://www.blueletterbible.org/faq/don_stewart/don_stewart_359.cfm

[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Predestination

ГЛАВА 3

БОЖЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ

НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

После грехопадения Адама человечество постепенно деградировало и в конце концов погрязло в разврате. Ко времени Ноя положение стало отчаянным.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Бытие 6:5-7

Действительно ли Бог пожалел о том, что создал человека? Было ли это настоящей эмоцией, которую испытывал Бог? Как чувство сожаления о том, что Он сотворил человека, согласуется с принципом предопределения? Еврейское слово «сожалеть» означает «вздыхать». Это наводит на мысль о несбывшейся надежде.

Интересно прочитать комментарий Джона Уэсли к истории Ноя:

То, что Он создал существо с такими благородными способностями и поселил его на этой земле, которую Он воздвиг и обставил специально, чтобы быть для него удобным жилищем; и это огорчало его в глубине души. Это выражения человеческие, и их следует понимать так, чтобы не задумываться о неизменности или блаженстве Бога. Это не говорит о какой-либо страсти или беспокойстве в Боге, ничто не может нарушить вечный разум, но это говорит о Его справедливом и святом недовольстве грехом и грешниками; и это не говорит о каком-либо изменении Божьего мнения, ибо у Него нет никакой изменчивости; но это говорит об изменении Его пути. – Джон Уэсли по Книге Бытие 6:6

Думает ли Уэсли, что библейское повествование об эмоциях Творца не может быть воспринято как действительно относящееся к Богу? Главная причина этого – вера Уэсли в неизменность Бога. Данное учение утверждает, что у Бога нет эмоций или чувств, поскольку это предполагало бы изменчивость в Боге. Вместо того, чтобы читать этот текст как рассказ об убитом горем Отце, Который оплакивает Своих детей, этот отрывок из книги Бытие становится выражением святого недовольства грехом и грешниками. Так ли это на самом деле?

Разве в истории Ноя нам открывается не та же самая скорбь, которую мы видим в Иисусе, плачущем над Иерусалимом? Отец сделал всё, что мог, чтобы спасти человеческую расу, но люди приняли решение отвергнуть Бога.

Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, которые преждевременно были истреблены, когда вода разлилась под основание их? Они говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель? А Он наполнял домы их добром. Но совет нечестивых будь далек от меня! Иов 22:15-18

Почти единогласно обитатели земли заявили Богу, чтобы Он ушёл прочь. И у Него не оставалось иного выбора, кроме как выполнить их требование и оставить их пожинать то, что они посеяли на земле.

Разве вера во всеведение Бога не подсказывает нам, что Бог точно знал, что произойдёт? Горькие переживания Бога за судьбу человека во времена потопа бросают вызов самой идее предопределения, то есть предпосылке, что Бог якобы предопределил гибель допотопного мира. Да, это так, если мы возьмём отрывок из Библии в том виде, как он читается. И снова нам напоминают, что Бог не хотел, чтобы кто-то из людей погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Если мы вернёмся к началу этой главы, то обнаружим стартовый механизм, который запускает период времени с определённым окончанием. Сыны Божьи (верные сыны Сифа) стали жениться на дочерях человеческих (непослушных дочерях Каина). По поступкам людей Бог предсказал, что должно было произойти.

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.                Бытие 6:1-3

Три еврейских слова, обозначающие «увидели», «красивы» и «брали», в точности совпадают со словами, используемыми для описания Евы, берущей плод от древа познания добра и зла. Бог мог предвидеть, к чему это приведёт. Он знал, что было в сердце человека, и поэтому Он знал, что через 120 лет греховные деяния людей приведут к бедствию. Почему Библия предлагает временные рамки в ответ на действия мужчин, берущих в жёны тех, кто вовлечён в идолопоклонство?

В этой истории есть много сторон и деталей, которые необходимо рассмотреть, но основной элемент заключается в том, как мы учитываем язык сожаления и глубокие эмоции, относящиеся к Богу? И как мы можем соотнести это с идеей о том, что Бог уже всё знает и, более того, как предполагают некоторые, Ему никогда не нужно продумывать, рассуждать и решать? Рассмотрим другую историю:

И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Бытие 22:10-12

Говорящий с Авраамом – это Ангел Господень. Повторение имени Авраама характерно и указывает на Иисуса, Который зачастую именно так – с повтором имени – приветливо обращался к людям. «Симон, Симон...» (Луки 22:31); «Марфа, Марфа...» (Луки 10:41). Ангел Господень – не кто иной как Сын Божий, и Он говорит как представитель Своего Отца. «…Ибо теперь Я знаю», – можно ли принять эти слова за чистую монету и допустить, что Бог до сих пор не знал, боится ли Авраам Бога? Комментатор Джон Гилл предлагает такие мысли:

...но это сказано на языке людей, которые знают вещи с уверенностью, когда они произошли и кажутся теперь ясными и очевидными; или это можно понимать, как знак согласия с тем, что Господь теперь знал и одобрил веру, страх, любовь и послушание Авраама, которые так проявились в этом событии. – Джон Гилл, Комментарий к Книге Бытия 22:12

И снова из Джона Уэсли:

Теперь я знаю, что ты боишься Бога – Бог знал это раньше, но теперь Авраам дал памятное свидетельство этому. Ему больше не нужно было ничего делать; того, что он сделал, было достаточно, чтобы доказать своё религиозное уважение к Богу и Его власти. Лучшим доказательством нашего страха перед Богом является наше желание почтить Его тем, что нам дороже всего, и расстаться со всем для Него. – Комментарий Джона Уэсли к Книге Бытие 22:12

Мы видим конфликт между этим выражением Писания и предполагаемым всезнанием Богом. Если всеведущий Бог уже знал о верности Авраама, то не лучше ли было бы просто сказать: «Теперь ты доказал истину, которую Я знал с самого начала, что ты боишься Бога». Существует противоречие между буквальным текстом и предположением о том, что все вещи известны Богу. Библейский комментатор указывая на то, что это человеческое выражение (язык людей), которое означает, что Бог вовсе не говорил того, о чём Он  на самом деле думает. Комментатор склоняет к мысли, что Бог приспосабливается к нам и говорит как человек. Но зачем Ему это? Давайте посмотрим на другую историю, пока мы размышляем над этими вещами.

И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошёл в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена! Иона 3:1-4

Ионе поручено пойти и провозгласить жителям  Ниневии, что город будет  разрушен через 40 дней. Другого сообщения не дано. Здесь нет упоминания об условиях, при которых это разрушение не должно состояться. Но обитатели Ниневии покаялись в своих грехах и уповали на милость Божью.

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл. Иона 3:10

Похоже, что Бог реагирует на действия жителей города. Они покаялись, и поэтому Бог помиловал их. Если же мы допустим, что Бог заранее знал, что Он не разрушит город, то сказанное Ионе о том, что Он собирается разрушить город, на самом деле является ложью.           В этом нет правды. Итак, что здесь происходит?

Что удивительно в первоначальном повелении Бога о разрушении города, так это то, что еврейское слово разрушена в Иона 3:4 может иметь следующее значение:

[H2015] 1b) (Нифаль)

1b1) поворачиваться, поворачивать, поворачивать назад

1b2) измениться

1b3) быть извращённым

1b4) быть перевернутым, быть повернутым, быть изменённым, быть повёрнутым против

1b5) подлежать отмене

1b6) быть опрокинутым, быть свергнутым

1b7) быть перевёрнутым

Это же еврейское слово в том же падеже нифаль используется для описания Божьих сердечных переживаний и Его чувств к Израилю.

Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Осия 11:8

Возможно, Бог сказал Ионе, что Он «сокрушит» сердца жителей города Ниневии, имея в виду – приведёт их к покаянию? Возможно, что сам Иона из-за собственных предубеждений понял так, что Божье слово «разрушена» относится к самому городу – город и люди в нём будут свергнуты? Может быть, Бог передал не весть о  разрушении город, а обещание, что Он перевернёт-изменит сердца людей в течение 40 дней?

Мы несколько раз встречаем свидетельства такого рода путаницы среди тех, кто откликнулся на проповедь Христа. Когда Иисус сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоанна 2:19), – Его слушатели подумали, что Он говорит о иерусалимском храме, а Он говорил о Себе. Важно отметить, что именно это недоразумение было использовано для того, чтобы осудить Иисуса на смерть ,то есть фактически Его обвиняли в том, что Он хотел разрушить храм. Когда Иисус говорил о воде с женщиной у колодца в Евангелии от Иоанна 4, она подумала, что Он имел в виду реальную воду, но на самом деле речь шла о духовной воде. Когда Иисус предостерёг Своих последователей остерегаться фарисейской закваски, ученики подумали, что Он говорит о физическом хлебе, но Он говорил о хлебе духовном.

Как же нам тогда понять язык Ионы 3:10, где сказано, что Бог пожалел о бедствии, которое Он хотел навлечь на Ниневию, и не сделал этого? Здесь представлены поступательные действия Бога или говорится о том, как люди истолковали и выразили произошедшие события? Дон Стюарт, библейский теолог, так прокомментировал эту историю.

Изменил ли Бог своё мнение относительно того, что Ему делать с народом Ниневии?

В книге Ионы есть рассказ о народе Ниневии, раскаявшемся после проповеди Ионы. Библия говорит, что в ответ на покаяние людей Бог раскаялся в том, что Он собирался сделать с народом.                               

Это было использовано в качестве классического примера того, как Бог меняет Своё мнение в отношении людей, смиряющих себя и просящих у Него прощения. Также считается, что планы Бога меняются из-за действий людей. Вывод состоит в том, что будущее не определено. Оно может измениться в зависимости от поведения людей. Однако, это не единственный способ взглянуть на этот отрывок. Во-первых, в проповеди Ионы не было слов покаяния. Ни одного! Он сказал, что город Ниневия должен быть разрушен. Точка. Не было ни надежды, ни прощения. Просто жители Ниневии сами по себе смирились и попросили у Бога прощения. С человеческой точки зрения, Бог изменил Своё мнение и не разрушил Ниневию. И всё же мы не должны предполагать, что Бог действительно изменил Свой план. Поскольку Он исчерпывающе знает будущее, Он знал, что они покаются. Следовательно, весть о разрушении Ниневии не была чем-то таким, что Бог предопределил.[1]

Мы видим, как Дон Стюарт интерпретирует текст, основываясь на навязчивой идее в своей голове об исчерпывающем знании будущего. Он прав, когда подчёркивает, что Иона уповает на милость Божью. Итак, Иона утверждает следующее: «Я знал, что ты это сделаешь!»

Иона сильно огорчился этим и был раздражён. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.  Иона 4:1-2

Что же, Иона знал Божью милость так глубоко, что мог определить исход лучше, чем Сам Бог? Это невозможно. Но Бог может видеть то, что  скрыто в человеческом сердце. Он знает, что у людей на уме. В Псалмах сказано, Бог знает те слова, которые собирается произнести человек, прежде чем он их скажет (Псалом 138:1-7). Представить дело так, что Бог якобы не знал исхода Ниневии за 40 дней до указанного события, – явно умаляет мудрость Бога и Его способность читать в сердцах людей. Если Бог мог предсказать в Псалме 21-ом те самые слова, которые произнесут спустя 1000 лет палачи Иисуса, то, несомненно, Он знал, как отреагирует народ Ниневии спустя 40 дней.

Дон Стюарт аргументирует это на основе исчерпывающего знания будущего в терминах классического всеведения. Это может быть в равной степени обосновано и другими критериями, которые мы рассмотрим в этой книге. Я просто хочу отметить в связи с этой историей, что некоторые люди ставят её в пример и готовы перехитрить себя, когда утверждают, что Бог не знает всего в точности в будущем. Нам нужно тщательно и методично изучить доказательства.

В истории Ионы всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если бы Бог отправил Иону в Ниневию сказать им: «Я знаю, что вы собираетесь покаяться», – это не привело бы к правильному результату. Точно так же, как Иисус сказал женщине-хананеянке: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матфея 15:26), – также Бог дал послание Ионе, что Он разрушит-опрокинет город. Иона желал смерти жителям Ниневии. Бог дал Ионе послание в таком виде, в котором, как Он знал, Иона точно это послание передаст, ведь Иона мог бы отказаться от поручения, если бы Бог сформулировал его по-другому.

Как мы обнаружили, слово «разрушить» [H2015] на иврите можно понимать двояко. Точно так же, как Иисус ни в коем случае не обзывал женщину собакой, а просто сказал, что неправильно давать собакам хорошую пищу, так и Бог не обещал, что уничтожит город, но употребил слово, духовное значение которого подразумевает нечто иное, чем значение, указывающее на физическую реальность. Точно так же, как женщина превратно подумала, что Иисус уничижительно назвал её собакой, но продолжала верить и жаждала спасения, так и жители Ниневии всерьёз восприняли весть, что Бог собирается уничтожить их, и покаялись, получив спасение.

Это правда, что если бы ниневитяне не покаялись, их город столкнулся бы с катастрофой, но подробности этого выходят за рамки настоящей книги. Цель этой главы – изучить Библию и выявить напряженность,

которая, как видно, существует в Писании между Божьим Предвидением и Его Промыслом, Его  взаимодействием с людьми и тем, что является эмоциональными реакциями и изменениями в целях.

Личность Иисуса – новый ракурс, который мы хотим добавить к вопросу о всеведении Бога. В беседе со Своими учениками Иисус сделал следующее глубокое заявление:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Иоанна 14:6-7

Приход к Отцу через Сына – таков контекст данного заявления Иисуса о том, что Он является путём, истиной и жизнью. Иисус – это истина об Отце, и поэтому Он – единственный путь к Отцу. Значение этих слов гораздо глубже, чем просто умение обращаться к Отцу в молитве. Это охватывает всё, что мы можем знать о Боге, включая тему всеведения.

 

[1] https://www.blueletterbible.org/Comm/stewart_don/faq/does-god-know-everything/27-did-god-change-his-mind-about-nineveh.cfm

 

Глава 4

ИИСУС – ИСТИНА ОБ ОТЦЕ

 

В наших поисках истины о Боге мы должны помнить некоторые важные вещи.

Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Исаия 55:8-9

Поскольку нам не принадлежат мысли Бога, то мы не можем представить себе что-либо о Боге вне личности Его Сына. В послании к Евреям о Сыне Божьем сказано следующее:

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте. Евреям 1:3

Христос – это выраженный образ, точная копия и совершенное представление Отца. Он – сияние и красота славы характера Отца. Приняв человеческую природу, Христос воздвиг мост, ведущий к Отцу; и это один-единственный путь для нас. Приближение и приход к Отцу связаны не просто с местоположением, но с нашим восприятием того, каков Бог Отец.

Человеческий разум из-за греха пребывает в такой тьме невежества относительно Бога, что Иисусу пришлось прийти, чтобы открыть нам Его характер.

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Римлянам 8:6-7

Когда Адам и Ева согрешили, они направили человечество в сторону, враждебную Богу. Наши умы от природы не открыты для Бога или Его путей. Наше врождённое недоверие к Нему – это причина, по которой мы просто не можем поверить всему тому, что Он провозглашает. По сути, «мы любим тьму больше, чем свет, потому что наши дела злы», хотя этот закон нашей плоти проявляется по-разному, и, как правило, мы не осознаём до конца  нашу природу и мотивов наших поступков (Иоанна 3:19).

Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Римлянам 3:10-12

Библия говорит нам, что в нашем естественном падшем состоянии мы не ищем Бога. Это значит, что для нас невозможно понять, кто такой Бог или каков Он, кроме как через Иисуса Христа. Это также означает, что всё, что мы читаем в Библии о Боге, будет почти инстинктивно искажаться духом противления Богу. И это удержит нас во тьме, если мы не придём ко Христу и не родимся свыше.

В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Иоанна 1:10-12

Даже избранный народ Божий, которому так много было доверено и рассказано о Боге, отверг Христа, когда Он пришёл на землю. Они не узнали Его, когда Он пришёл, потому что весь народ исказил слова Божьих пророков. Люди могли принять Иисуса как Мессию, но они напрочь исказили слова Иисуса для того, чтобы убить Его.

Разумно ли предполагать, что мы отличаемся от древнего Израиля? Есть ли в нас самих какое-то качество, которое позволяет нам вести себя не так, как они? Это важные вещи, которые следует учитывать в нашем стремлении познать Бога и то, что Он знает.                                                       

Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Колоссянам 2:1-3

Апостол Павел по вдохновению говорит нам, что тайна взаимоотношений Отца и Христа требует раскрытия и глубокого понимания, ведь она содержит все сокровища мудрости и ведения.

Необходимо заметить, что большинство людей так или иначе верят, что Бог обладает всеми сокровищами мудрости и знания; но Павел подчеркивает, что разуметь надо характер личностей Отца и Сына и то, какой любовью Они обладают. И тогда у нас есть ключ, открывающий все сокровища премудрости и ведения.

Мы помним, что Иисус не просто сказал, что Он обладает истиной, но, скорее, что Он Сам и есть истина. Через познание Его – какой Он есть – нам передаётся ключ к познанию истины о Боге Отце. Это включает в себя истинные представления о том, что знает Бог, ибо Иисус есть истина обо всём.

… для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. 1 Коринфянам 1:24

Если Христос есть мудрость Божья, то единственный способ понять эту мудрость – это познать Сына Божьего. Есть разница между знанием о Нём и действительным знанием Его. Единственный способ познать Христа – это наполниться Его Духом. Вы не можете познать Его, если в вас не живёт Его Дух, потому что человеческое сердце склонно противостоять Христу и превращать всё, что касается Его личности, в ложь. Только с сокрушённым сердцем – с осознанием того, что мы злы и виновны в смерти Сына Божьего, но всё же прощены, – мы можем принять Его Дух и познать Его. Когда Дух Христов обитает в нас, мы можем сказать вместе с Павлом:                                          

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. 1 Коринфянам 2:16

Как чудесно знать мысли Господа, когда у нас есть разум Христа! И вновь подчеркнём следующий жизненно важный момент:  только зная истину о личности Сына Божьего и в то же время принимая Иисуса как Сына человеческого, мы можем получить Дух Иисуса и узнать, кто такой Бог и каковы Его мысли. Теперь мы подходим к библейскому определению вечной жизни.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Иоанна 17:3

Вечная жизнь состоит в том, чтобы познать единственного истинного Бога Отца и Иисуса Христа, Которого Отец послал к нам. Единственный путь познать Отца – через Того, Кто послан нам. Поэтому первое, что мы должны принять для вечной жизни, – это верить, что Отец – единственный истинный Бог, и что Бог послал нам Своего Сына.

Но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им. 1 Коринфянам 8:6 

Итак, текст, который мы только что прочитали, передаёт в наше распоряжение ключ[1] ко всем сокровищам премудрости и ведения, которые находятся в Отце и Сыне (Колоссянам 2:2-3). Именно Отец является источником всего сущего, и именно через Его Сына мы получаем всё, что есть у Отца. Отказываясь принять это, мы теряем путь к Отцу и утрачиваем возможность понять, в чём заключается Его всеведение. Позвольте мне объяснить чуть подробнее, поскольку этот принцип может быть труден для усвоения.

Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трёх Лицах и Трём Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности. Первое из них – Личность Отца, второе – Личность Сына и третье – Личность Святого Духа. Но Отец, и Сын, и Святой Дух – одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии. Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух. Не сотворён Отец, не сотворён Сын, и не сотворён Святой Дух. Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен, И не три вечных, а Один Вечный, также и не три несотворённых, и не три бесконечных, а Один Несотворённый, и Один Бесконечный. Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий, и так же не три всемогущих, а Один Всемогущий. Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь. Ибо как требует того христианская истина, признаём каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трёх Богами или трех Господами.

Отец не создан, не сотворён и не рождён. Сын есть от Отца и только от Отца – не создан и не сотворён, но рождён. Святой Дух есть от Отца и Сына – не создан, и не сотворён или рождён, но послан. Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И из всех трёх Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всём этом, как сказано, всем трём Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве – всем трём Лицам. Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества. – из Афанасьевского символа веры (5 век)

Это вероучение определяет равенство Отца и Сына в следующих терминах: слава, величие, несотворённый, неограниченный, вечный, всемогущий, Бог, Господь. Ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух – «ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики».

Равенство, выраженное в Троице, – это равенство власти, положения, величия. Это равенство врождённых личностных качеств. Божественность проявляется в родословной власти, господства, вечного возраста.

В отличие от этого, рождённый Сын Библии представляет иную картину равенства. Давайте рассмотрим некоторые места Писания, которые раскрывают Его истинную личность.                                                          

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его… Евреям 1:3

Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. От Иоанна 17:8

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Притчи 8:22-24

Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Псалом 2:7

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Михей 5:2

Истина о личности Сына Божьего заключается в том, что Он был рождён от Отца в вечности. Он исшёл от Отца и  Его происхождение от вечности. Сын Божий получил всё, что у Него есть, от Своего Отца. Он унаследовал всё от Своего Отца. Это то, что делает Его сиянием славы Отца.[2] Это совершенно иной Сын, чем Тот, кто представлен в Афанасийском символе веры. Символ веры гласит, что Христос рождён, но это теряется в утверждениях о равенстве через власть, положение и вечный возраст. Истина о происхождении Сына вытеснена в сферу непостижимой тайны, которая находится за пределами истины Священного Писания.

Истинно рождённый Сын унаследовал Свою божественность, и поэтому Его равенство с Отцом основано на наследственном даре Отца и на повелении Отца. Не сила Сына делает Сына равным, но воля и слово Отца делает Сына равным.

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Евреям 1:8

Это отличие в понимании равенства является ключом к осознанию разницы между истинным библейским всеведением и фальшивым; ложное понимание просто выражает идолопоклонство людей перед знанием (ведь знание – сила). И эти фальшивые представления приписываются Небесам.

Именно Сын Божий, которому мы поклоняемся, и определяет систему, которую мы используем для оценки величия и достоинства. Итак, наше восприятие равенства раскрывает систему ценностей, которой мы придерживаемся в отношении того, что является наиболее важным. Если равенство Иисуса основано на величии, силе, славе и вечном возрасте, то вы вынуждены придавать всем этим атрибутам наивысший мыслимый уровень и называть это Богом.

В этой системе Божьи заявления о ценности Его Сына, а именно: что Бог с любовью воспитывает Своего Сына; что Бог провозглашает Своего Сына божеством, потому что Его единородный Сын – единственный, кто знает Его, – всего этого оказывается недостаточно, чтобы придать Сыну божественность. Почему? Потому что для нас не имеет значения, каковы критерии Отца для объявления Христа полностью божественным, ведь у нас есть свои собственные критерии, и мы требуем, чтобы Иисус соответствовал этим критериям.

В рамках этой Троицы мы создаём систему ценностей равенства, которая заставляет Их знание быть абсолютным (всеведение), чтобы оно считалось божественным, а затем мы заставляем Священное Писание соответствовать этому стандарту. В конечном итоге мы сами определяем, что является божественным, а не позволяем Богу определять божественное. Наше объяснение того, что такое божественность, опровергает Его объяснение того, что такое божественность; данную ошибку совершили многие древнегреческие философы, пришедшие в христианство, и именно поэтому спустя несколько столетий после смерти Иисуса была первоначально сформулирована доктрина Троицы.

В данном вопросе невозможно выйти из тьмы без божественной глазной мази. После получения дара божественного света требуется некоторая подготовка, чтобы распознать обман, который использовал сатана, чтобы поработить разум христиан догмой о Троице. Таков механизм, уничтожающий истинную личность Сына Божьего, и такова структура мышления, которая делает невозможным, чтобы наши мысли стали мыслями Бога, а наши пути – Его путями. Вот почему Иоанн говорит:

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 1 Иоанна 5:12

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. 1 Иоанна 2:23

Троица загоняет человеческий разум в угол абсолютного всеведения, которое порождает целый ряд ужасных последствий, главным из которых является вера в то, что ещё до сотворения первых людей Бог точно знал, что человеческий род падёт. Приняв это предположение, логика неизбежно приводит нас либо к вере в то, что Бог несёт ответственность за все грехи этого мира, либо в то, что каким-то образом страдания и смерть миллиардов людей демонстрируют Его мудрость и любовь. Удивительно ли, что большинство людей в мире не покупаются на эту идею?

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Иоанна 3:18

 

 

[1] Для получения дополнительной информации по этому вопросу о ключе, позволяющем открыть все сокровища мудрости и знаний, см. брошюру "Божественный образец жизни", доступную по адресу fatheroflove.info. Для расширенного изложения этих принципов см. книгу "Побег из Пентагона лжи", также доступную по адресу fatheroflove.info

 

 

[2] For more on this question see the books Wisdom of God and My Beloved available at fatheroflove.info