Маранафа Медиа - Россия

Деяния нашего нежного Бога: главы 16-23

Опубликовано Апр 26, 2020 от Джей А. Шульберг в Вечное Евангелие
Переведено Мария Ермолина, Алексей Герасимов
202 Отметки

16

А как насчёт потопа?

А как насчёт потопа во времена Ноя? Если Бог не является разрушителем, то что же на самом деле произошло, вызвав крупнейший в мире катаклизм? Какие свидетельства мы можем найти в Библии и в других источниках, чтобы получить разумное объяснение того, чем было вызвано глобальное наводнение?

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Бытие 6:3)

Бог, конечно же, предвидел такой период времени, когда человечество настолько отдалится от Него, что Он будет вынужден отпустить их, ослабив при этом Свою власть, сдерживающую силы природы. Мы могли бы задаться вопросом, что же в итоге побудило Его высвободить ранее сдерживаемые силы природы? Бог намеренно решил сделать это, или была другая причина и другие обстоятельства?

Представьте, что у вашего соседа есть ряд личных затруднений. У него проблемы с финансами и со здоровьем, он не может пройти дальше нескольких кварталов от дома. Кроме того, у него нет автомобиля, что затрудняет ему решение самых насущных задач.

Однажды, беседуя с ним, вы узнаёте, что у него нет машины, и предлагаете отвезти его в продуктовый магазин и другие места. В течение следующих нескольких месяцев вы помогаете ему добираться в поликлинику на приём к врачу, в аптеку и супермаркеты. Для вас это не составляет труда, и вы рады ему помочь.

Однажды в тёплый летний день этот сосед приходит к вам – он кажется взволнованным и просит вас отвезти его в банк, что находится в другом конце города. Вы замечаете, что в его руках бумажный пакет, лыжная маска и нечто, что выглядит как пистолет, завёрнутый в носок. Что вы будете делать? Стали бы вы брать ключи от машины, чтобы отвезти вашего друга до места назначения и обратно?

У каждого из нас есть границы, которые мы не хотим пересекать. Это моральные, этические, семейные или сугубо личные линии разграничения. Разве не разумно полагать, что у Бога также есть границы, которые Он не желает – или не может пересекать?

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. (Бытие 6:5, 11-13)

 

Каким был наш мир накануне потопа? Бог сказал Ною: "Земля наполнилась от них злодеяниями" (Бытие 6:13, курсив добавлен). Из-за человеческого насилия сама земля наполнилась насилием. Необычайно разрушительные силы готовы были проявиться в грядущем катаклизме. Человеческое общество испытывало моральную катастрофу: "И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле".

Сколько верных последователей нашлось у Бога в этот чрезвычайно тёмный период истории? В Библии упоминается только Ной. Что привело к такому печальному положению вещей? Мысли человечества были "зло во всякое время". Как Библия определяет зло? Когда Адам и Ева вкусили плод "древа познания добра и зла" (Бытие 2:17), то их мнение о Божьей благости переменилось; именно это изменение ясно определяет, что такое зло. Искажённое представление о нашем кротком и нежном Боге – вот что унаследовали люди от своих прародителей. Жестокосердные обитатели допотопного мира полагали, что Бог потворствует проявляемому ими насилию. Каков же был ответ Бога? "И восскорбел в сердце Своём" (Бытие 6:6).

Человечество подтолкнуло Бога прямо к границе, которую Он не мог пересечь, не становясь невольным соучастником этого насилия. Бог был вынужден ослабить власть над миром природы. Когда 120-летний период закончился, и семейство Ноя вошло в ковчег, начался дождь, ливший потоками в течение сорока дней и сорока ночей. Что стало последствием этого страшного потопа? Мы находим важные подсказки в первой главе книги Бытие:

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. (Бытие 1:6-8)

Что такое твердь небесная? Небесная твердь – это пространство, свод или купол. Купол покрывал землю, будучи подвешен или закреплён в небе (или в атмосфере). Далее в библейском тексте этот купол описывается как твердь, что отделяет воду под куполом от большого количества воды над ним. Обилие водяного пара над землёй делало мир гигантской теплицей, обеспечивающей мягкий тропический климат от Северного до Южного полюса. В полярных регионах найдены окаменелые остатки растений и животных, которым для жизни необходим мягкий тропический климат. Это свидетельствует, что такой климат когда-то был на всей земле. Библия даёт ещё одну важную подсказку о климатических условиях земли в те первые дни:

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю,... но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли. (Бытие 2:4-6).

Эти стихи говорят о том, что мир значительно отличался от того, каким мы видим его сегодня. "Господь Бог не посылал дождя на землю, но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли". На земле царил влажный, но тёплый и ровный климат, без резких перепадов температуры. При таких мягких погодных условиях не было ни гроз, ни торнадо, ни ураганов, не выпадал снег или град, и, по всей видимости, даже не шёл дождь. Также вероятно, что поверхность самой земли была намного обширнее, чем сегодня – без высоких гор или глубоких морей. Кроме того, гораздо меньше поверхности земли было покрыто водой.

Что удерживало всю воду в атмосфере, и какой механизм вызвал начало потопа? Исходя из простых наблюдений, мы знаем, что тепло вызывает подъём воды. Вода, нагретая в чайнике, выходит из носика как испарение. Водные массы нашей планеты ежедневно выделяют огромное количество молекул воды. Чем больше воздействие тепла, тем быстрее они улетучиваются. С поверхности замерзшего озера в середине зимы испаряется относительно мало молекул воды по сравнению с жарким летним днём.

Если до потопа было больше тепловой энергии, разве это не удерживало больше воды в атмосфере? Наша земля получает практически всю свою тепловую энергию от Солнца. Без этого наш мир стал бы крайне холодным, с температурой поверхности, приближающейся к абсолютному нулю.

Когда Бог создал наш мир, Он ввёл в действие удивительно точную теплоэнергетическую систему, способную удерживать огромные массы воды в атмосфере. Солнце было ключевым механизмом в работе этой системы.

Также разумно полагать, что Солнце до потопа выделяло больше тепла, чем сегодня. Если это так, то разумно полагать, что когда Бог был вынужден ослабить Свою власть над природным миром, это повлияло и на выработку солнечной энергии. Хрупкое равновесие в атмосфере было нарушено, и "в шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Бытие 7:11-12). Впервые в истории на землю начали падать капли дождя, а вскоре тысячи кубических миль воды обрушились на планету.

Геологическая нестабильность совпала с нестабильностью атмосферной, это вызвало повышение давления воды в подземных водохранилищах: "в этот день разверзлись все источники великой бездны" (Бытие 7:11). Эти фонтанирующие "источники великой бездны" вызвали обилие паводковой воды. Только восемь человек в ковчеге пережили потоп – Ной и его семья. Многочисленные виды животных также находились на борту массивного корабля, чтобы заселить мир после потопа всеми видами животных.

Окаменелый каркас ковчега хранятся в национальном парке на востоке Турции, недалеко от маленького города Догубаязит. Это удивительное археологическое открытие в горах Арарата является неопровержимым доказательством того, что библейский рассказ о великом потопе – не басня, но достоверная история всемирного стихийного бедствия:

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

– Бытие 8:3-4

17

Свидетельство креста

Верное толкование действий Бога в Ветхом Завете помогает нам понять, что Он не разрушает ни при каких обстоятельствах. Но самые убедительные свидетельства в пользу того, что Бог не стремится уничтожить грешника, мы встречаем в Новом Завете.

Вера в то, что Иисус умер за нас на кресте, почти повсеместна среди библейских исследователей, хотя есть различные мнения о том, каким образом Его смерть спасает нас. Большинство придерживается такой точки зрения: когда Иисус умер на кресте, Он пережил то, что нам суждено было испытать, если бы Сын Божий не пожертвовал Собой ради нас.

Таким образом, мы полагаем, что Иисус умер так, как мы должны были бы умереть в соответствии с "действиями" Бога, вызывающими смерть. Если мы верим, что Бог уничтожает грешника, тогда мы также полагаем, что Бог Отец приблизился к Иисусу, чтобы убить Его. Так ли это? Евангелие от Матфея даёт подробное описание распятия Христа. Какими были последние слова Иисуса за несколько мгновений до Своей смерти? "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Матф.27:46, курсив добавлен).

Этот текст раскрывает детали смерти Христовой. Отец позволил Своему Сыну испытать то, что в конце переживёт каждый человек, который отвергает Его любовь – отделение от Него, Источника Жизни. Отец не убивал Своего Сына – это сделал наш грех, ибо "возмездие за грех – смерть" (Римлянам 6:23). Грех вполне способен принести смерть сам по себе, без какого-либо участия со стороны Бога. Абсолютно вся жизнь исходит от Бога – здесь нет никаких исключений. Всякая смерть является следствием греха, и здесь также нет исключений. Представление о том, что Бог является источником смерти, полностью нелогично.

Небольшой объём нашей книги не позволяет проанализировать все случаи, связанные с разрушением и страданием, которые приписывают Богу. Но истории, к которым мы обратились, являются ключом к правильному пониманию роли Бога в смерти и бедствиях, описанных в Библии. Библия толкует сама себя. Когда Священное Писание, проясняя действия Бога, приподнимает завесу происходящего в определённом эпизоде, то это можно использовать как подсказку, чтобы понять другие, не столь ясные, отрывки (например, когда два отрывка Библии якобы противоречат друг другу). Кроме того, особого внимание заслуживают слова Бога, которые Он говорит о Себе, например: "Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь" (Малахия 3:6). Наконец, правда о Боге, которую явил Иисус, является точной дорожной картой для навигации по всей Библии – от Бытия до Откровения.

 

Я молюсь, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, вместе со всеми святыми могли понять ширину, длину, высоту и глубину любви Христа и могли познать эту любовь, которая превыше человеческого разумения; молюсь, чтобы ваша жизнь преисполнилась всей полнотой Божьей.

– Ефесянам 3:17-19

 

18

Бог – не тиран

Для всех, кто находился или находится под влиянием учения о вечно горящем аде, есть воистину благая весть. Тщательное исследование Библии не подтверждает это учение. Священное Писание описывает то, что мы обычно называем смертью, как бессознательное состояние. Как временный сон, который продлится вплоть до воскресения. Тогда все противники примирения с Богом, отвергавшие Его и прощение, которое Он предлагает через Иисуса Христа, пожнут вечное небытие – как естественное следствие своего личного выбора.

Тот, кто находит в Библии подтверждение идее о существовании вечного ада – места огненных пыток, делает это путём буквального восприятия образа, который является символическим. Слово огонь имеет как буквальное, так и символическое значение. В книге Даниила, когда Седрах, Мисах и Авденаго были брошены Навуходоносором на сожжение в раскалённую печь, мы имеем дело с буквальным огнём. Когда Иоанн Креститель, который крестил в воде, сказал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнём – это, как совершенно понятно, не имело отношения к буквальному огню, здесь слово огонь необходимо понимать символически.

"Потому что Бог наш есть огонь поядающий", и "Бог есть любовь" (Евреям12:29; 1-ое Иоанна 4:16). Являются ли эти два утверждения о Боге противоречивыми? Только в том случае, когда мы думаем о буквальном огне. Огонь – это химическая реакция. Является ли Бог химической реакцией? Но эти высказывания находятся в полной гармонии, если мы понимаем влияние, которое Божья любовь оказывает на человека. Божья любовь поглощает эгоизм. Эгоизм противоположен подлинной любви. Если мы открыты Божьей любви, то эта любовь войдёт в нас, поглощая смертельный эгоизм в наших сердцах. Таков опыт, приносящий жизнь.

Если мы будем противиться Божьей любви, цепляясь за свой эгоизм, то та же самая любовь станет для нас источником мучений. Мы будем стремиться отойти от неё и даже убежать или спрятаться от Бога. Так случилось с Адамом и Евой после того, как они поверили в ложь змея о Боге. В таком ключе вы можете ясно увидеть, что Божья любовь действительно – огонь пожирающий.

Притча Иисуса о богаче и Лазаре иногда используется для подтверждения учения о конкретном месте мучений:

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам сказал: "Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: "Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Авраам сказал ему: "У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят". (Луки 16:19–31)

Иисус рассказал эту притчу, чтобы проиллюстрировать воздействие эгоизма и равнодушия на человека. Обращаясь к самодовольным фарисеям, Он использовал в Своём рассказе распространённые заблуждения о загробной жизни.

Евреи связывали богатство с благословением от Бога. Бедный же человек, а особенно тот, кто имел физические изъяны или страдал от болезней, был, по их мнению, проклят Богом. Они поддерживали идею, что такой человек заслужил горькую участь в жизни из-за каких-то своих духовных недостатков или грехов. Богатый человек, напротив, был уверен в особой милости со стороны Бога. По мнению фарисеев, богатство и статус человека являются мерилом их праведного положения перед Богом. Иисус поведал им эту притчу, чтобы раскрыть ошибочность их узких и жестоких взглядов.

Для начала мы обратим внимание на некоторые детали истории. После своей смерти нищий Лазарь оказывается на лоне Авраамовом и блаженствует. Умирает и богач, но его настигают мучительные страдания в аду; глядя вверх, он видит Авраама и Лазаря на расстоянии. Между богачом и "отцом Авраамом" происходит разговор.

А теперь давайте внимательно исследуем эту истории, задав несколько вдумчивых вопросов:

  • Каково местоположение Авраама и Лазаря?
  • Если Авраам и Лазарь находятся на небесах или в раю, то насколько правдоподобен разговор Авраама с богачом, который находится в аду? Как богач со своего места может видеть Авраама и Лазаря?
  • Если Авраам и Лазарь находятся в аду, то что они там делают?
  • Если Авраам и Лазарь не на небесах и не в аду, то где они?
  • Какое облегчение может принести ничтожное количество воды, если капнуть на язык человека, который страдает в огне ада?
  • Может ли Лазарь наблюдать, как богач мучается в аду, и слышать его мольбы?
  • Какое успокоение находит Лазарь на лоне Авраама?
  • Утешается ли Лазарь, несмотря на ясное осознание им страданий богача, или именно из-за этого?
  • Поощряется ли Лазарь проявить полное безразличие к богачу теперь, когда их положение изменилось?
  • Насколько широка "великая пропасть", препятствующая передвижению между двумя этими точками в пространстве?
  • Сколь огромной должна быть "великая пропасть", чтобы исключить связь между адом и тем местом, где находятся Авраам и Лазарь?
  • Какой же великой должна быть эта пропасть, чтобы помешать обитателям рая осознавать и ощущать страдания находящихся в аду? Десять километров? Пятьсот километров? Хватит ли для этого простора Вселенной?
  • Разумно ли утверждать, что Иисус поддерживал учение о вечно горящем аде, поскольку Он использовал ссылку на ад в притче о богаче и Лазаре?

Разве не является более разумным вывод, что в Своей притче Иисус использовал идею о мучениях в огне вечного ада, чтобы опровергнуть это чудовищное воззрение, ставшее догмой, а вовсе не для того, что поддержать и утвердить данное учение? Иисус учил, что те, кто примут дар вечной жизни, не смогут обрести истинного блаженства и подлинного счастья, если где-то во Вселенной будет существовать буквальный ад.

Учение о существовании ада – это ложь сатаны, которая представляет нашего нежного, милосердного, всепрощающего и любящего Бога как лютого душегуба и наихудшего из тиранов. Эта невероятная ложь вживляется в человеческое сознание с одной целью – напугать и отвернуть нас от нашего Небесного Отца. Но в Божьем присутствии никогда не будет места для вечных страданий. Слово Божье провозглашает, что наступит день, когда все страдания прекратятся – навсегда.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откровение 21:3–4)

Многие часто задаются вопросом, в каком облике мы будем жить вечно. Будут ли у нас человеческие тела сродни нынешним, или мы будем жить как бестелесные существа? И что такое наша душа?

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Бытие 2:7)

Душа согрешающая, та умрёт. (Иезекииль 18:4)

Наша жизнь требует "дыхания жизни" или духа, который исходит от Бога. Сами по себе мы не обладаем живыми душами. Каждый из нас – живая душа. Вера в то, что человек обладает независимой и отдельной бессмертной душой, не поддерживается Библией. При втором пришествии Христа наши несовершенные тела будут изменены "во мгновение ока" (1 Коринфянам 15:52) в тела совершенные.

Ибо возмездие за грех – смерть. (Римлянам 6:23)

Нигде в Слове Божьем смерть описывается только как смерть, а не какое-то осознанное состояние после смерти. Все книги Священного Писания, правильно понятые, утверждают, что грех приводит к смерти. Есть только один голос против данного утверждения: "И сказал змей жене: нет, не умрёте" (Бытие3:4, курсив добавлен).

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоанна 3:16)

Слово погибнуть означает – прийти в состояние небытия. Это не значит, что человек в каком-либо виде (например, как душа, разъединившаяся с телом) существует где-то ещё в состоянии страдания.

Сказав это, [Иисус] говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер. (Иоанна 11:11–14, курсив добавлен)

Иисус сравнил смерть со сном, потому что Бог способен воскресить человека из мёртвых. Когда Иисус воскресил Лазаря после четырёх дней пребывания того в гробнице, Лазарь не был вызван с неба. Он очнулся от бессознательного состояния – смерти.

Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. (Псалом 145:4)

После смерти человека его сознание, мысли, воспоминания полностью прекращают действовать и проявляться где-то ещё.

Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Псалом 6:6)

Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают. (Екклесиаст 9:5)

В момент смерти все познавательные способности мозга прекращаются, в том числе – любое сознание времени. Следовательно, сам момент воскресения – как воспринимаемое сознанием событие во времени – наступит сразу после того, как мы испустим наш последний вздох.

Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде (1 Фесссалоникийцам 4:16)

Это воскресение произойдёт при Втором пришествии Христа.

Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откровение 22:12)

Мы не получим нашей вечной награды, пока Иисус не вернётся второй раз.

Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие. (1 Тимофею 6:15–16)

Бессмертен только Бог. Но не мы.

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою". (1 Коринфянам 15:51–54)

Мы не обладаем бессмертием сами по себе. Бессмертие возможно только через живое единение с Богом: "и смертное это облечётся в бессмертие". Павел также провозглашает: "не все мы умрём". Те, кто жив во Христе, при втором пришествии никогда не испытают смерти.

Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Исаия 11:6–9)

На земле обетованной всё Божье творение будет восстановлено в первоначальное совершенство Эдема. Животные не будут убивать друг друга для того, чтобы выжить, не будет существ, которые представляют угрозу для человечества. Там не будет ни страха, ни страдания, ни смерти.

И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

– Откровение 21:4

 

19

Наш Создатель и Вседержитель

В начале сотворил Бог небо и землю.

– Бытие 1:1

Это основа истинной науки. Наш мир создан Богом. Мы созданы Богом. Мы не появились на свет в результате случайности. Наше существование имеет божественную цель. Но сегодня наш мир пропитан философией, которая по своей сути полностью противоположна ясному утверждению, с которого начинается Слово Божье. Атеизм использовал науку, стремясь покончить с Богом. Атеистическая философия держала науку в своём плену более ста лет.

Цель этой маленькой книги не заключается в том, чтобы охватить весь объём научных доказательств сотворения, поскольку по теме креационизма доступно много хороших книг. Несмотря на это, сегодня не утихают споры о существовании Бога. Можно составить длинный список выдающихся учёных и ораторов со множеством последователей, избравших своей миссией устранить веру в Бога. Что движет ими, и почему так много людей отвергли веру в Творца?

Многие искренние люди продолжают придерживаться непоследовательного взгляда на Бога. Многие выросли, слыша свидетельства о Божьей любви, но в итоге образ любящего Небесного Отца был напрочь искажён другой полярной картиной, представляющего Его как бога, который склонен обижаться и гневаться. Добавим к этому утверждение, что Бог мстит Своим врагам, обрекая их на смерть, уничтожение и вечные муки. Теперь мы можем понять, почему такое количество людей полностью отвергает веру в Бога. Вполне возможно, что для них такая искажённая картина – это всё, что им когда-либо доводилось узнать о Боге, но они не отвергают Его в целом. По этой причине сам вопрос о бытие Бога, о Его существовании, находится на втором плане. Этот вопрос так активно обсуждается только потому, что самое грандиозное сражение, в котором решается вопрос о Божьем характере, до сих пор продолжается в каждом отдельном уме.

И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Бытие. 1:31)

Этот текст завершает повествование о сотворении. Бог не смог бы оценить всё созданное Им на земле как "хорошо весьма", если бы кто-то из Его созданий умер до того, как Он закончил Свой творческий труд. Поскольку Бог не является автором страданий и смерти, то это исключает "естественный отбор" или возможность выживания лишь наиболее приспособленных – такой способ существования просто отсутствовал до грехопадения человека, когда страдание и смерть появились в нашем мире.

Сегодня на земле выживает только сильнейший, конкурентоспособный или приноровившийся к жизни, но подобная практика является жестоким приспособлением к миру, который был введён в режим чрезвычайной ситуации с момента появления греха.

Есть и добрые новости! Отчуждение творения от Творца, болезненный разрыв, случившийся в результате грехопадения, будет преодолён и исцелён при обновлении земли. Тогда закон любви станет образом жизни. Без соперничества, без страха, без страданий и без смерти. Тогда изначальный замысел Бога для нашей земли осуществится.

От создания мира невидимые свойства Бога – Его вечная сила и божественная природа – вполне могут быть поняты через рассматривание того, что Он сотворил. И значит, людям нет извинения. (Римлянам 1:20, Новый русский перевод)

Когда у нас появится возможность серьёзно заняться наукой, мы по достоинству оценим чудесную точность и сложность творения. На всём есть авторская подпись Бога. Если мы отрицаем Его существование, мы отрицаем существование чудес. Но чудеса буквально окружают нас: могучее дерево, нежный полевой цветок, хор певчих птиц, ажурная паутина, огромная вселенная, улыбка ребёнка, вдох, который вы делаете в этот самый момент. Всё это чудеса высшего порядка. Этому попросту нет другого разумного объяснения, кроме чудес. Неопровержимо доказано, что Бог создал нас и всё остальное, что имеет жизнь. Смотреть на поразительный мир вокруг нас и приходить к заключению, что Бог его не создавал – неразумно.

Ибо так говорит ГОСПОДЬ, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства: Я ГОСПОДЬ, и нет иного. (Исаия 45:18)

Бог создал землю, чтобы она стала нашим вечным домом.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоанна 1:1–3, 14)

Наш Создатель стал одним из нас, чтобы более полно раскрыть, каков Он есть.

Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его. (Псалом 8:4–7)

Создавая человеческую семью, Бог чуть уменьшил её способности перед ангелами. Однако те, кто жил на земле и примирился с Богом, пройдут через опыт, в который даже ангелы "желают проникнуть" (1 Петра 1:12). Постижение самоотверженной Божьей любви на личном опыте даст им особое место во вселенной: "И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откровение 21: 2–3).

Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса. (Иеремия 10:12)

Ибо мы Им живём и движемся и существуем (Деяния 17:28)

Вселенная, земля и все живые существа на земле не существуют отдельно от Бога. Наш Создатель не мог построить наш мир, завести его как часы, а затем позволить ему существовать самостоятельно без какой-либо помощи. Бог существует, "держа всё словом силы Своей", ибо "всё творение держится благодаря Ему" (Евреям 1:3; Колоссянам 1:17, Новый русский перевод).

Если вы держите в правой руке стакан воды и решаете бросить его, нужно ли вам будет задействовать левую руку, чтобы заставить свою правую руку уронить этот стакан? Бог говорит нам: "Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе" (Исаия 48:13).

Представление о том, что Бог – разрушитель, преуменьшает Его роль как Вседержителя и Творца. Для того чтобы произошло разрушение, Ему не нужно активно уничтожать. Примером этого служит уничтожение Содома и Гоморры. Общепринятая интерпретация видит Бога, единолично создающего огонь и серу с целью разрушения того, что Он сам создавал и поддерживал. Это изображение Бога как разрушителя ставит Его в конфликт с Самим Собой также, как вы были бы в конфликте с собой, если бы использовали левую руку для того, чтобы заставить правую уронить стакан воды.

Чтобы иметь возможность разрушить, Богу необходимо только отпустить и оставить то, что Он поддерживал. Но необходимо понимать, что Он никогда не делает этого с желанием смерти или разрушения. Бог может отпустить только потому, что Он есть любовь, а любовь требует подлинной свободы. Бог отказывается от человека или нации вынужденно и с глубокой скорбью: "Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё, возгорелась вся жалость Моя!" (Осия 11:8).

Иисус произнёс эти слова, горько рыдая по Иерусалиму: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Матфея 23:37–38).

Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. (Луки 9:56)

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. (Псалом 18:2-4)

Бог говорит со всеми людьми через Своё творение. Никто не исключён из приглашения узнать о Нём из-за языковых барьеров или отсутствия печатного слова.

Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.

– Исаия 40:26

 

20

Как нам обрести вечную жизнь?

Ранее мы читали о грехопадении человечества, описанном в третьей главе книге Бытие. Змей, скрытый обманщик, заставил Адама и Еву поверить в то, что Бог самолюбив и Ему нельзя доверять. Когда они поверили этой лжи, то пытались отдалиться от своего Жизнедателя, и для них начался процесс умирания.

С того дня каждая смерть является следствием веры в эту клевету о Боге. Человечество было отчуждено от Бога в Эдемском саду, поскольку Адам и Ева изменили своё мнение Боге. В том же месте, где они когда-то доверяли Ему, доверие было утрачено. Для нас это всё ещё явная проблема. Всё, что нам нужно – это изменить наше представление о Боге. Когда это произойдёт, доверие удалит подозрения, и любовь изгонит все страхи. Мы примиримся с нашим Создателем и обретём вечную жизнь.

Когда Адам и Ева поверили в ложь змея о Боге и стали прятаться от Него, Бог вовсе не изменил Своего отношения в связи со случившимся. Его любовь к Своим детям ничуть не уменьшилась даже тогда, когда они отвернулись от Него. Поэтому-то любой план спасения, основанный на наших усилиях изменить мнение Бога о нас, пытается отыскать решение проблемы, которой не существует. Божьи помыслы о нас – только благие, и Ему не нужны никакие уговоры, чтобы думать о нас хорошо. Он уже любит и бесконечно ценит каждого из нас.

Когда Бог вывел израильтян из Египта, они были предупреждены об опасности поклонения идолам. Эти ложные боги были обычным явлением в библейские времена и являлись продуктом извращённого воображения. Их часто воспринимали как рассерженных и нуждающихся в успокоении. Дары и жертвы приносились этим богам, чтобы отвратить их гнев. А теперь зададим крайне важный вопрос: имеет ли наш способ общения с Богом нечто общее с древним идолопоклонством?

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. (Иоанна 17:3–4)

В этой молитве к Своему Отцу Иисус ясно определяет вечную жизнь. Это личный опыт познания Бога. Такое эмпирическое знание примиряет нас с нашим Жизнедателем. Мы начинаем осознавать истинную цель миссии Иисуса в нашем мире – точнейшим образом явить Отца как бескорыстного, доброго, нежного, милосердного и всепрощающего. Когда люди слушали слова Иисуса, они слышали слова Божьи. Когда люди видели, как Иисус исцеляет больных, питает голодных, вдохновляет, держит на коленях маленьких детей и позволяет Себе быть неправильно понятым и оклеветанным, они видели Бога – Бога во всей Его славе.

Во избежание путаницы, важно понимать, что предполагается множество способов спасения, но все они представляют противоречивую картину Бога. В нашем исследовании мы сосредоточимся на самом популярном пути спасения, который широко известен во всём западном обществе, и многие люди искренне его придерживаются. Итак, популярное богословие утверждает, что наше спасение является правовым или юридическим вопросом.

Вот некоторые характеристики такой точки зрения:

  • Упор на верховной власти Бога, а не на Божьем даре свободы для Своих детей.
  • Акцент на Божьей силе спасения, вместо акцента на желании Бога примирить нас с Собой.
  • Вера в то, что Бог настолько чист и свят, что Он оскорблён нашими грехами, а не вера в то, что Он любит нас и хочет приблизиться к нам – какие мы есть. Бог скорбит из-за греха, видя, что грех делает с теми, кого Он любит, а вовсе не из-за того, что Он лично обижен нашим греховным поведением.
  • Вера в то, что Бог требует пролития крови, чтобы умиротворить Свой гнев, а не понимание того, что Бог хочет исцелить нас от нашего патологического страха перед Ним. Бог хочет дать нам понять, что смертоносен грех, а не Он.
  • Вера в то, что Бог ведет учёт наших грехов и готов использовать этот список против нас в грядущем суде, а непонимание того, что любая сохранённая запись просто демонстрирует, что Бог сделал всё, что мог, чтобы спасти каждого человека.
  • Убеждение, что Бог назначает наказание за нарушение Его закона, а не понимание того, что это наш собственный эгоизм, находящийся в противоречии с законом любви, наказывает нас. Точно так же, как мы не можем безнаказанно нарушать законы природы, мы не можем безнаказанно нарушать закон любви.
  • Определение Евангелия как благой вести о том, Бог придумал способ, как избежать наказания, которое Он Сам же и налагает за нарушение Своего закона, вместо понимания, что истинная Благая весть указывает на Самого Бога. Если бы Бог, подобно людям, наказывал смертной казнью нарушителей Своего закона, то это была бы плохая весть.
  • Сознательная концентрация на получении личного спасения, а не на том, что увидеть Бога как Личность, заслуживающую абсолютного доверия. На самом же деле, чем больше мы будем сосредоточены на правде о нашем нежном Боге, тем меньше у нас будет беспокойства в отношении нашего собственного спасения, и тем больше мы будем любить и ценить других. "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её" (Марка 8:35).

Популярное Евангелие, делающее акцент на юридических или правовых вопросах спасения, слишком фокусируется на гарантиях спасения. Но Бог не обременял на нас ответственностью выяснять статус спасения кого-либо, включая наш собственный. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на нашем собственном духовном состоянии, важнее сосредоточиться на Том, Кто видит каждого из нас не только такими, какие мы есть, но и такими, какими мы можем быть. Бог любит и ценит нас бесконечно больше, чем мы можем любить и ценить себя. Нет никаких сомнений – Бог хочет, чтобы каждый из нас провёл с Ним всю вечность. Он также хочет, чтобы мы поняли, что Он заслуживает полного доверия и более чем способен исцелить наши боязливые сердца: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение" (1 ​​Иоанна 4:18).

Мы кратко сравнили два совершенно разных Евангелия: юридическое Евангелие и Евангелие исцеление. Евангелие исцеления находится в полной гармонии с учением и примером Иисуса, в то время как правовое Евангелие имеет больше общего с выдуманной человеком судебной системой, которая использовалась для осуждения Иисуса (нашего кроткого Врачевателя) на смерть.

Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит ГОСПОДЬ, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. (Иеремия 29:11)

Огромное количество времени и усилий потрачено на религиозную деятельность с целью убедить Бога думать о нас хорошо, но это оказалось лишь колоссальной тратой времени и ресурсов.

Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь БОГ; но обратитесь и живите! (Иезекииль 18: 31–32)

Господь призывает каждого из нас оставить эгоистичный образ жизни.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. (Иоанна 3: 16–17)

Вера в Иисуса является верой в то, что Он открыл о Себе Самом (Божьем Сыне) и Своём Отце.

Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Коринфянам 5:19)

Если все усилия Бога по спасению нас от вечной смерти можно обобщить одним словом, то это будет слово примирение.

И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил. (Колос. 1:21-22)

Со времени грехопадения склонность к отчуждению была заложена только в человеческих умах, но никогда в Божьем уме.

Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Коринфянам 4:6)

Тьма, которая упоминается в этом стихе – тьма наше непонимание Бога. Слава Божья – это Его характер, который явлен в лице Иисуса.

Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.(2 Коринфянам 3:18)

Мы преображаемся, когда взираем. Этот принцип работает в обоих направлениях. Если мы считаем, что Бог себялюбив и тщеславен, то это усиливает наш собственный эгоизм. Если мы видим Его как совершенно бескорыстного, это поможет искоренить наш врождённый эгоизм. Созерцание Божественной любви, милосердия и прощения способствуют тому, чтобы те же самые качества отражались в нас.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (Луки 15: 7)

Покаяние не означает просто сказать Богу: "Прости". Покаяние означает поворот вспять или изменение сознания. Истинное покаяние, в контексте того, чему учил Иисус, означает изменение наших представлений о Боге. Это означает, что мы начнём видеть Его так, как Его явил Иисус.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матфея 11: 28–30)

Чтобы стать хорошими, нам не нужно работать в тщетной попытке духовного самосовершенствования. Все наши усилия по изменению просто ведут нас к зацикливанию на себе и приводят либо к гордости, либо к унынию. У Иисуса есть решение нашей дилеммы. Он просто говорит: "Научитесь у Меня".

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу". (Луки 4:17-18)

Наша общая нужда в том, чтобы Иисус пришёл и совершил для нас обещанное – здесь нет исключений.

 

21

Должны ли мы бояться суда?

Размышляя о суде, полезно сначала понять, кто судит и кого судят. Вспомним разговор между Евой и змеем в Эдемском саду, когда змей вживил в сознание Евы сомнение относительно Божьей справедливости, Его благой воли и верности. При внимательном рассмотрении произошедшего, становится ясно, что там судили не человечество, а Бога.

Нам может быть трудно понять идею о том, что Бог позволяет судить Себя. Но только такой взгляд является полноценным при углублённом изучения Библии. Не ведая того, именно люди испытывают и судят Бога с тех пор, как произошёл этот первый диалог с дьяволом. И насколько же справедлив устроенный нами суд?

Хотя мы часто делаем ошибки, когда без всяких на то оснований ставим себя на место судьи и обвиняем ближних, мы с трудом соглашаемся на месте тех, кого подвергают осуждению. Бог не подвергает нас испытанию в судебном процессе; однако мы особенно искусны в том, чтобы судить других и осуждать самих себя. Иисус сказал, что слова, которые Он произнёс, есть жизнь. У нас есть выбор – либо принять, либо отклонить Его слова. Если Его слова действительно являются жизнью, и когда мы отвергаем их, то разве не выносим суждение с негативными последствиями для самих себя?

Бог не судит так, как это происходит в земном суде. Когда мы одержимы идти до конца по пути самоосуждения и смерти, Бог уже ничего не может для нас сделать, кроме как скрепя сердце утвердить наше решение.

Есть ещё один аспект суда, который нам необходимо рассмотреть. Когда мы судим других, это негативно сказывается на нас. Когда мы осуждаем других, мы осуждаем себя в этом процессе. Чтобы увидеть того, кого действительно нужно бояться на суде, просто посмотрите в зеркало.

Евангельский рассказ о женщине, пойманной в прелюбодеянии, даёт нам иллюстрацию того, как действует суд:

Иисус же пошёл на гору Елеонскую. А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что‐нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Иоанна 8:1–11, курсив добавлен)

Женщина, которую привели к Иисусу как нарушительницу закона, была жертвой заговора – жестокие религиозные лидеры использовали её в своей попытке уничтожить Иисуса, которого они осудили, видя в Нём угрозу своей религии. При этом обвинители женщины указывали на закон Моисея. Во время другой встречи с фарисеями, когда обсуждался развод, Иисус сказал им, что закон Моисея идёт на уступки огрубевшим сердцам людей: "Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь" (Марка 10:5).

Величие и важность произошедшего в этой сцене суда над женщиной станут ясными, когда мы осознаем, что Иисус был Богом на земле – со всем властными божественными полномочиями, включая право вершить суд. Иисус не стал сразу оглашать приговор по делу, представленному перед Ним, но сначала наклонился и начал писать пальцем на пыльном полу храма. Когда фарисеи потребовали от Него ответа на свой вопрос, он сказал им: "Кто из вас без греха, первый брось в неё камень". Затем Он продолжил что-то писать.

У Иисуса имелся замысел во всём, что Он говорил и совершал. Когда Он, склонившись, делал записи, это не значит, что Он медлил и хотел избежать ответа на вопрошание религиозных лидеров. Он знал, по какой причине женщина оказалась перед Ним. Иисус также знал историю каждого из её обвинителей и читал их мысли и мотивы. Он мог сделать этим лицемерам резкий выговор в присутствии свидетелей. Вместо этого Он милостиво побудил религиозных лидеров осознать свои собственные грехи, сделав едва различимые пометки на пыльном полу – весьма нестойкий письменный отчёт об их грехах.

Иисус любил и бесконечно ценил каждого из пришедших к Нему в тот день, несмотря на обстоятельства, которые свели их вместе. Его миссия состояла в том, чтобы спасти мир, и Он искал примирения этой женщины с её обвинителями, которых Он вовсе не хотел отталкивать.

Иисус сказал религиозным лидерам: "Кто из вас без греха, первый брось в неё камень". Здесь Он передаёт им обратно всю ответственность за вынесение приговора. Иисус пришёл в этот мир не для того, чтобы судить и выносить приговор. Он не хотел брать на Себя роль судьи. Разве книжники и фарисеи восприняли Его слова как приглашение бросить камень в женщину? По всей видимости, что нет, раз они все ушли "один за другим".

Иисус, как Бог, не осудил женщину, но в Своих словах "иди и больше не греши", Он открыл для неё дверь и путь жизни. Он не приказывал ей просто прекратить действия, которые довели её до такого положения. Он предложил ей свободу от смертельного греха – веры в то, что Бог не заслуживает нашего доверия.

Иисус предложил этой женщине способ избежать будущего осуждения. Он открыл любовь Бога к ней как к личности. Эта женщина была в присутствии Жизнедателя, и она осознала, что может любить Его и доверять Ему. После этой встречи её взгляд на Бога и её отношение к Нему в корне изменилось в лучшую сторону. Состоявшийся суд оказался для неё моментом преображения, даровавшим новую жизнь.

Иисус не осуждал жестоких книжников и фарисеев, которые так поспешно осудили женщину, но Он поднял перед ними духовное зеркало, которое отражало их собственные тёмные черты. В результате они были осуждены "обличаемы совестью", и почувствовали себя вынужденными удалиться от присутствия чистой, бескорыстной любви Жизнедателя. Они пришли осудить другого, но в итоге осудили самих себя.

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же? (Римлянам 2:1–3)

Бог даёт каждому из нас подлинную свободу. Он не отменит наш выбор, ведущий к самоосуждению. В таком случае Божий вердикт состоит в Его решении – неохотном и вынужденном решении уступить нашей воле и нашему выбору, подтвердить наше самоосуждение, если мы упорно желаем остаться вне круга взаимной любви и жизни. Но в самоосуждении нет исхода и нет спасения, ведь Бог не может заставить нас против нашей воли идти по пути, ведущему к жизни.

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. (Иоанна 5:22)

Бог – наш Небесный Отец – не судит нас.

Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. (Иоанна 6:63)

Слова Иисуса – это жизнь. В каждом слове, сказанном Иисусом, Он открывал Божью примиряющую любовь.

Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я, свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Иоанна 12:44–48, курсив добавлен)

Иисус не судит нас. В Своём Сыне Отец предлагает нам Слово Жизни, но Он никогда не заставляет принять это Слово.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матфея 7:1–5)

Если Бог Отец не судит нас, как и Сын Божий не судит нас, почему же мы думаем, что вправе судить других, когда потворствуем духу осуждения, несмотря на бревно в нашем собственном глазу?

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. (Иоанна 5:24)

Понимание истины о Боге и умение доверять Ему ведёт к жизни. Иисус сказал: "Верующий в Него не судится" (Иоанна 3:18).

Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. (Деяния 13:46)

Это поучительный пример самоосуждения.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. (Луки 6:37)

В Евангелии от Луки притча о блудном сыне учит, что Бог уже простил нас, прежде чем мы Его об этом попросили. Если мы судим, осуждаем или не прощаем, вина за это остаётся на нас, ведь "что посеет человек, то и пожнёт" (Галатам 6:7).

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас. (Иоанна 9:39–41)

Для какого "суда" Иисус пришёл в мир? Он пришёл в этот мир, чтобы раскрыть любовь Бога к человечеству и бесконечную ценность, каждого из нас в Его глазах. Он хочет, чтобы мы видели друг друга так, как Он видит нас, и ценили друг друга так, как Он ценит нас. Иисус учит нас быть слепыми к грехам других, а также к искусственно созданным различиям, которые нас разобщают: сектантство, национализм, племенные разногласия, сепаратистская политика или нечто другое, ведущее к позиции "мы против них".

Фарисеи не поняли этот урок, который преподал им Иисус. Они были яростными сектантами и смотрели на язычников нееврейского происхождения как на собак. Они сами назначили себя экспертами, которые выискивают грехи других людей и вершат над ними суд.

 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. (Иоанна 3:16–19, курсив добавлен)

В этом отрывке имя означает характер. Отрицание откровения о характере Бога, которое Иисус явил в мире, есть отвержение Бога. Через Иисуса Бог говорит: вот каков Я на самом деле.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисуе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. (Матфея 27:1–2)

О, сколь трагично и многозначительно это действо! Исполненные греха религиозные вожди требуют смерти своего Жизнедателя, а Он не сопротивляется им и даже не осуждает их! Так кто же тогда или что причиняет смерть – Бог или грех?

Мы читаем и слышим о последних часах Христа перед Его смертью, не понимая более глубокого смысла судилища над Ним и распятия. Иисус – полностью Бог, также как и полностью человек. Когда Иисус предстал на суд Понтия Пилата, Он был полностью Богом. Когда Его ложно обвиняли, били и осуждали, Он был полностью Богом. Когда Его били, издевались и прибивали к кресту, чтобы умертвить – всё это время Он был полностью Богом.

Бог позволил предать Себя суду и быть осуждённым теми, кого Он любил и хотел примирить с Собой. Почему? Всё потому что нам невероятно трудно понять, в кого же нас превратил наш грех, и что он сделал с Ним.

Иисус, Сын Божий, сильно пострадал в последние часы жизни на земле – больше, чем мы можем себе представить. Но Его страдания не начались в Гефсиманском саду и не закончились на кресте, когда Он громко возопил и испустил дух. Бог страдал вместе с нами и за нас с тех пор, как грех впервые вошёл в наш мир, и Он будет продолжать страдать вместе с нами и за нас до тех пор, пока грех не закончит свой разрушительный путь, пока все страдания и смерть не придут к вечному концу.

Испытания и страдания Иисуса от рук тех, кого Он создавал, чтобы поделиться Своей бесконечной любовью, должны дать нам представление о страданиях, через которые Он прошёл на протяжении тысячелетий. Мы продолжаем приглашать Бога в наш человеческий суд, чтобы призвать Его к ответу за безразличие, бездействие, отчужденность и даже за активное мстительное уничтожение. Слишком часто оглашаемый нами вердикт – признать виновным! Что ещё может сделать Бог, чтобы примирить Своих отчуждённых детей с Собой? Крест – это божественный шедевр примирения. Крест уничтожает утверждение сатаны о том, что Бог эгоистичен, безразличен и недостоин доверия.

Несмотря на то, что мы очернили Божий характер, есть и хорошие новости – Бог знает, почему мы Его неправильно понимаем, и Он не осуждает нас за это. Он будет продолжать любить нас, невзирая на нашу неблагодарность, а ведь Он столько сделал для нас и продолжает заботиться о нас ежедневно. Но разве не было бы замечательно для Бога, если бы мы поняли, что не одиноки; наш Создатель глубоко вовлечён в наши переживания. Можем ли мы поразмышлять о Нём? Можем ли позволить себе вникнуть и увидеть Его таким, каков Он есть на самом деле – терпеливым и дарующим Свою любовь? Ответим ли мы Ему любовью, которую Он заслуживает? Неужели это слишком много? "Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Иоанна 4:19).

Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.

– Исаия 63:9

 

22

Как выглядит Божий суд?

Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

– Исаия 1:17

Божий суд никогда не выносит нам обвинительного приговора. Суд, о котором здесь говорится, нацелен на облегчение страданий и на содействие справедливости в несправедливом мире.

Cе, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиёт, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы. (Матфея 12:18–21)

Божий суд – честный и нежный – пробуждает доверительный отклик в человеческом сердце.

Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я ГОСПОДЬ, Бог ваш. (Левит 19:9–10)

В древнем обществе Бог стремился окружить заботой обездоленных.

Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш. Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефаверная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской. (Левит 19:33–36)

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. (Исаия 10:1–2)

Бог открыт для всех и не делит людей на "своих" и "чужих" – для Него нет посторонних. Бог знает человеческие законы, правила ведения бизнеса и ухищрения, которые приносят пользу богатым за счёт бедных. Он называет это грабежом. Любая форма искажения в торговле подпадает под библейское определение воровства.

"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовёшь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (Исаия 58:3–7)

Внешняя религиозность не имеет никакой ценности, если мы не помогаем голодным и обездоленным. Иисус сказал: "Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей и пренебрегаете правосудием и любовью Божией: это надлежало делать и того не оставлять" (Луки 11:42).

Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. (Захария 7:9–10)

Бог не одобряет насилие и угнетение в любой форме, а также махинации, уловки и намерения извлечь выгоды за счёт других.

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: "тебе хорошо сесть здесь", а бедному скажете: "ты стань там" или "садись здесь, у ног моих", то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: "возлюби ближнего твоего, как себя самого", — хорошо делаете. (Иаков 2:1–8)

Бог чужд пристрастию или выборочному предпочтению кого-либо, мы все равны в Его глазах: "Бог нелицеприятен" (Деяния 10:34).

Чистое и непорочное благочестие перед Богом, нашим Отцом, заключается в том, чтобы помогать сиротам и вдовам в их нуждах и хранить себя чистым от этого мира. (Иаков 1:27)

Истинная вера – это не ортодоксальный фанатизм, обрядовость, догматизм, экзальтированность или церковное приспособленчество.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". (Матфея 25:34–40)

Какие специфические навыки или качества необходимы, чтобы быть братом или сестрой Иисуса? Есть только одна – представитель рода человеческого. Мы все входим в состав семьи Иисуса.

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. – Иисус (Матфея 8:11)

 

23

Смирение Бога

Хотя Бог является самым могущественным существом во Вселенной, в то же время Он самый кроткий и смиренный.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Луки 2:10–12)

Бог избрал самый скромный способ вхождения в наш мир – как невинный младенец, лежащий в яслях.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матфея 11:28–30)

Мог ли Иисус, Сын Божий, выразить ещё более ясно? Он сказал: "Я кроток и смирен сердцем".

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. (Матфея 8:20)

Здесь Иисус отождествляет себя с беднейшими членами общества – бездомными.

И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: "и к злодеям причтён". (Марка 15:17–20, 24, 27–28)

С момента Своего скромного рождения и до распятия между двумя разбойниками Иисус, Сын Божий, непрестанно являл кротость и смирение.

О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. (Михей 6:8)

Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? (Амос 3:3)

Мы будем ходить в гармонии с Богом, когда станем такими же смиренными, как Он.

Когда для нас станет очевидным смирение, которое проявил наш нежный Бог, сможем ли мы питать хоть малейшее сомнение в Его верности?

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и ГОСПОДЬ возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

– Исаия 53:6-9