15. Заповеди Отца

Опубликовано Мар 21, 2019 от Адриан Ибенс в Агапэ Отметки : 142

В книге Псалмов повествуется о любви Иисуса к заповедям Своего Отца. Прежде, чем Спаситель пришёл на землю, Он сказал:

Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:(9) я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Псалом 39:8-9

Сын Божий даёт нам божественное откровение о Законе Своего Отца. Как Его любовь к заповедям, так и Его ежедневный пример земной жизни показывают нам, как выглядит Закон в живых ярких красках. Более того, жизнь Иисуса – это не просто демонстрация Закона Его Отца, это сама Его жизнь, пульсирующая в сердцах всех тех, кто служит Ему.

Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Притчи 13:14

Иисус есть мудрость Божья (1 Коринфянам 1:24), и начало Его мудрости – это Его глубокое почтение и любовь к Отцу и Его заповедям.

Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум. Притчи 9:10

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Екклесиаст 12:13

Единственный способ научиться «бояться», то есть почитать Бога, и соблюдать Его заповеди, – дать возможность Духу Сына Божьего пребывать в нас. Он является источником почтения и послушания для всех, кто соблюдает заповеди Отца. Все те, кто имеет веру во Христа, учатся послушанию Божьим заповедям через Дух Христов. Невозможно соблюдать Закон Божий, не имея Духа Христова.

Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,(22) правда Божия через веру Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия. Римлянам 3:21-22 (В оригинальном греческом тексте евангельских посланий говорится именно о «вере Иисуса Христа», то есть о том, в кого и как верил Сам Иисус. – Прим. переводчика)

Павел говорит нам, что праведность Бога проявилась в Иисусе Христе и свободно доступна нам, без какой-либо надобности пытаться с нашей стороны угодить Богу своими силами. Всё дано нам через веру.

Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Галатам 2:16

Если мы признаем, что Иисус есть Сын Божий и верим в это имя, мы получим Его веру в Отца и всё Его послушание закону. Какой чудесный дар мы получаем во Христе! Соблюдение Божьего закона доступно нам через дар Духа.

Плод же Духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, (23) кротость, умение владеть собой. В Законе нет ничего против этого. Галатам 5:22,23

Через вдохновение Духа Христова нам сказано в Псалмах о том, как Сын Божий говорит о Законе Божьем.

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,(2) но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!(3) И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет. Псалом 1:1-3

Закон, благодаря Духу Христа, является мощным источником живой воды. Это символика выражена в воде, которая вышла из скалы после удара по ней.

Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. Исход 17:6

Хорив – это то же место, что и гора Синай. Итак, мы видим, что вода текла из того же места, где был дан Закон. Поэтому во Христе Закон – это не мёртвая буква, а живая реальность. Когда мы принимаем Христа, мы также получаем следующее чувство в даре Его Духа.

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нём. Псалом 118:97

Это утверждение из самой длинной главы Библии – главы, которая вся посвящена тому, как прекрасен Закон. Простая истина заключается в том, что Закон Божий является стенограммой Его характера. Сын Божий любит Закон просто потому, что любит Своего Отца. Когда вы сравните описания Закона и описания характера Бога, вы обнаружите, что они точно такие же.

Божественный характер

Закон Божий

  1. Дух / духовный

Иоанна 4:24

  1. Духовен

Римлянам 7:14

 2.    Любовь

  1. Иоанна 4: 8      
  1. Любовь

Матфея 22: 37-40

3. Истина

Иоанна 14: 6

 3.    Истина

Псалом 118:142

4.  Правосудие           

1 Коринфянам 1:30

 4.  Правосудие

Пс. 118:144,172

5. Святой

Исаия 6: 3

 5. Свят

Римлянам 7:12

6.  Совершенный

Матфея 5:48

 6. Совершен

Псалом 18:8

7.  Благой

Луки 18:19

 7. Благ

Римлянам 7:12

8.  Праведен

Второзаконие 32:4

 8. Праведен

Римлянам 7:12

9.  Чист

1 Иоанна 3:3

 9. Совершен (чист)

Псалом 18:8

10.  Не изменяется

Иакова 1:17

 10. Не изменяется

Матфея 5:18

11. Вечен

Псалом 89:3

 11. Вечен

Псалом 110:7,8

12.  Путь

Иоанна 14:6     

 12. Путь

Малахия 2:7-9

13.  Велик

Псалом 47:2

 13. Велик

Осия 8:12

14.  Очищает

Матфея 8:3

 14. Очищает

Иезекииль 22:26

  

Изучая заповеди, мы обнаруживаем, что все они – о сохранении отношений; как наших отношений с Богом, так и наших отношений друг с другом.

 

 

Божий характер

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

 

Спаситель, Искупитель, единый Бог, отношения

2. Не делай себе кумира и никакого изображения

Вы не можете иметь отношения с деревом, камнем или неправильными представлениями

 

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно

Почтение, прозрачность, ориентация на отношения

4. Помни день субботний, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю

Создатель, источник жизни, ориентация на отношения

5. Почитай отца твоего и мать твою

Семью / фокус на отношения, отцовство

6. Не убивай

Жизнь драгоценна, отношения навсегда, Я есть источник жизни

7. Не прелюбодействуй

Допустимые интимные отношения навсегда

8. Не кради

Духовный фокус/ основан на отношениях, а не материальном

9. Не произноси ложного свидетельства

Праведность, прозрачность, ориентация на взаимоотношения

10. Не желай ничего, что у ближнего твоего

Создатель, источник жизни, ориентация на взаимоотношения

 

1. Первая заповедь говорит нам, что Бог вывел Израиль из египетского рабства. Это событие показывает нам, что Бог – Спаситель и Избавитель. И когда Он просит, чтобы у нас не было других богов, кроме Него, Он говорит, что Его воля и Его желание – иметь с нами близкие отношения.

2. Вторая заповедь говорит нам, что Бог хочет иметь с нами глубоко личные взаимоотношения, отношения от сердца к сердцу. Поклонение идолам не является поклонением от сердца к сердцу. Идолопоклонство также не является духовным богопоклонением, ведь поклонение в духе есть общение-связь духа с духом и сознания с сознанием.

3. Третья заповедь говорит нам, что Бог ясен и открыт в Своих отношениях. Когда мы вступаем в отношения с Ним, Он не хочет, чтобы мы притворялись, делая отношения формальными и бесполезными.

4. Четвертая заповедь особенная, потому что она говорит нам, что Бог является источником жизни, и что Он сотворил всё. Эта заповедь оказывает очень большое влияние на наше восприятие Бога и очень влияет на наше отношению к Нему. Отметим, что заповедь о субботе содержит больше слов, чем любая иная заповедь.

5. Пятая заповедь также совершенно особенная, потому что она показывает нам, как жизнь Божья течёт по земным каналам. Пятая заповедь обещает нам долгую жизнь, если мы чтим наших родителей. Это конкретно указывает на то, что наши родители открывают нам нечто особенное о Боге. Почитая отца и мать, мы чтим Самого Бога.

6. В шестой заповеди мы видим, что Бог относится к жизни с особым благоговением, как к тому, что имеет наивысшую ценность. Эта заповедь также говорит нам, что Бог хочет, чтобы отношения длились непрерывно и вечно.

7. Седьмая заповедь говорит нам, что некоторые отношения могут быть опасными, и по отношению к Богу это является отражением первой заповеди – не иметь других богов. Это напоминает о том, что Бог – источник нашей жизни.

8. Восьмая заповедь говорит нам, что Бог хочет восполнить все наши потребности и позаботиться о нас. Это также показывает нам, что Бог не сосредоточен на вещах, а на отношениях.

9. Девятая заповедь является отражением третьей заповеди. Бог хочет прозрачности и праведности в отношениях. Ложный свидетель разрушает идентичность одной или обеих сторон и ломает общение.

10. Десятая заповедь напоминает нам, что Бог является источником жизни. Мы ни в чём не будем нуждаться, когда поверим в это. Десятая заповедь вновь говорит о том, что духовный разум Бога направлен на установление духовных отношений. Заповеди с пятой по девятую можно увидеть и проиллюстрировать, но эта заповедь – это вопрос сердца. Это невидимо. Поэтому эта заповедь имеет решающее значение для правильного понимания природы Божьего Царства.

Если кратко, то Десять Заповедей говорят нам, что Бог есть:

1. Источник жизни

2. Он – Творец

3. Он – наш Спаситель и Искупитель

4. Он хочет настоящих сердечных отношений

5. Он заботится о нас как Отец и восполняет все наши потребности.

В своем первом послании апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь, и что Закон, который является расшифровкой Его характера, также есть любовь. Вот почему он пишет:

Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;(5)а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нём. 1Иоанна 2:4-5

Иисус выразил это таким образом:

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. (10) Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. (11) Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. (12) Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Иоанна 15:9-12

Иисус:

• не имеет других богов, кроме Своего Отца, ибо Он любит Отца Своего;

• не поклоняется ложным богам и не делает изображений, потому что любит Своего

Отца;

• не злоупотребляет Его именем или характером, потому что Он полностью отражает характер Отца;

• наслаждается субботним общением со Своим Отцом;

• чтит Отца;

• не убивает, потому что Он есть воскресение и жизнь;

• не прелюбодействует, потому что не ищет отношений, которые недопустимы для Него;

• не крадёт, потому что Он доверяет наследию, полученному от Своего Отца;

• не лжёт, потому что ложь разрушает целостность отношений;

• не желает, потому что Он находит покой в попечении Своего Отца.

У большинства людей не возникает вопросов о девяти из этих десяти заповедей. Проблемой для многих является шестая заповедь: «Не убивай». Что нам делать с такими библейскими историями, как, например, встреча Иисуса Навина с вождём воинства Господня?

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?(14) Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Иисус Навин 5:13-14

Так как Иисус Навин убил жителей Ханаана, многим представляется, что эти действия поощрялись и возглавлялись Сыном Божьим, перед Которым Иисус Навин «пал на землю» и поклонился. Истории, подобные поражению ассирийской армии, приводятся в качестве доказательства того, что Сын Божий фактически убивает людей, чтобы защитить избранных.

И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мёртвые. 4 Царств 19:35

Мы рассмотрим эту историю в другой главе. Однако факт состоит в том, что Иисус никогда никого не убивал во время Своей земной жизни. Мы начали наше повествование с идеи, что жизнь Иисуса Христа на земле является совершенным откровением Отца. Как сказал Иисус Филиппу:

Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Иоанна 14:9

Иисус сказал Филиппу, что Он полностью открыл Своим ученикам характер Своего Отца. В одной из Своих молитв Иисус утверждает:

Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Иоанна 17:6

В Писании имя означает характер, и Иисус указывает, что Он открыл этот характер ученикам – тем, кто дан Ему из мира.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. Иоанна 17:4

Иисус является ясным выражением славы Отца и точным отпечатком Его сущности (Евреям 1:3), и это славу или характер Христос открыл на земле. Это означает, что жизнь Иисуса на земле является полным выражением Десяти Заповедей, которые являются расшифровкой характера Бога. Иисус никого не убивал, когда Он был на земле, и это содержится в Его заявлении о том, что Он сохранил заповеди Своего Отца. Вот оно – ярчайшее и неоспоримое подтверждение того, что Бог не убивает людей. Это написано в Его законе и доказано Его Сыном на земле.

Один из выводов, который следует из представленной истины, состоит в том, что она действительно требует от нас любить наших врагов. Если бы существовали люди, которых Бог считал бы такими злыми, что их следовало бы уничтожить, то сам этот факт открывал бы людям возможность самим судить других людей, вынося вердикт – кого они считают достойными смерти. Это полностью исключает необходимость любить наших врагов. Это подталкивает к мысли, что мы можем просто судить их как нечестивых людей, которых Бог уничтожит, или, когда потребуется, Он пошлёт Своих «слуг», которые, как агенты Бога, исполнят работу по истреблению нечестивцев. Вот почему вера в то, что Бог убивает людей, является механизмом, используемым людьми, чтобы избежать необходимости любить своих врагов. Как объясняет Иисус, Закон Божий призывает нас любить Бога и любить всех людей.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?(26) Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?(27) Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.(28) Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.(29) Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Луки 10:25-29

Когда законник был приведён к убеждению, что он должен любить всех своих ближних, в том числе тех, кого он в настоящее время ненавидел, он сделал то, что делает большинство людей, а именно – выразил желание переопределить значение ключевых слов. Слово, которое он хотел уточнить, чтобы выявить подходящее для себя значение, было словом «ближний». Аналогичным образом многие пытаются обойти предписание шестой заповеди, переопределяя слово «убивать». Несмотря на то, что Иисус определяет для нас значение заповеди «не убивай» примером Своей земной жизни, остаются попытки изменить смысл этой заповеди и содержащегося в ней повеления. Рассмотрим эту попытку подмены значения ключевых слов на примере утверждения, взятого с одного англоязычного сайта:

«Есть два разных еврейских слова («рацах», «мут») и два греческих слова (phoneuo, apokteino) для определения убийства (на английском – murder – умышленное убийство, и killing – убиение, предание смерти). Одно означает «предать смерти», «умерщвлять», а другое означает «убить» (to murder – умышленное убийство). Именно убийство в последнем значении запрещено десятью заповедями, а не в первом значении. На самом деле, еврейское слово «рацах», используемое в Десяти Заповедях, имеет более широкое определение, чем английское слово murder. «Рацах» также охватывает случаи смерти из-за неосторожности или халатности, но никогда не используется при описании убийства во время войны. Вот почему большинство современных английских переводов представляют шестую заповедь в таком виде – «You shall not murder» – не убивай умышленно, но не в значении «You shall not kill» – убиение, предание смерти. Широко распространенная версия перевода Библии на английский язык Короля Якова выражает текст заповеди как «You shall not kill» – «Не убивай», открывая дверь неправильному истолкованию стиха в целом. Если предполагаемый смысл «Не убивай» – «You shall not kill» – является запретом на любое убийство, то все случаи кровопролития в Израиле, санкционированные Богом, можно было бы квалифицировать как нарушение самой Божьей заповеди (Второзаконие 20). Но Бог не нарушает Своих заповедей, так что, очевидно, стих не призывает к полному мораторию (запрету) на лишение жизни другого человека». – https://www.gotquestions.org/you-shall-not-murder.html

Внимательное изучение Библии показывает, что это ложная аргументация. Во-первых, автор в первой части признаёт, что еврейское слово «рацах» переводится как «kill» в версии Короля Якова и означает не только «умышленное убийство», но также включает то, что мы называем «непредумышленным убийством» или убийством по неосторожности. А это, конечно, не является умышленным убийством .

Если же он толкнёт его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла,(23) или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрёт, но он не был врагом его и не желал ему зла,(24) то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям;(25)и должно общество спасти убийцу [номер Стронга -7523, еврейское слово «рацах»] от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем. Числа 35:22-25

Чтоб убегал туда убийца [Стронг-7523, «рацах»], который убьёт ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив: Второзаконие 4:42

Во-вторых, Бог повелел следующее: тому, кто совершает «рацах», должно воздать тем же.

Если кто убьёт человека, то убийцу [Стронг-7523, «рацах»] должно убить [Стронг -7523, «рацах»] по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть. Числа 35:30

Как вообще такое возможно, чтобы Бог повелевал совершиться тому, что запрещено Десятью Заповедями? Если кратко, то Бог мог предписать в Священных Писаниях любую форму смерти, потому что Бог выносит смертный приговор исключительно для проявления милосердия и преизобилующей благодати, а не для того, чтобы убить человека. Мы рассмотрели этот вопрос в главе 9 – Закон как зеркало.

В-третьих, еврейской слово «мут» [номер Стронга-4191] используется в Библии для описания умышленного убийства и заказного политического убийства. Саул хотел убить Дэвида незаконно:

И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить [«мут», Стронг-4191] Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида.(2) И известил Ионафан Давида, говоря: отец мой Саул ищет умертвить [Стронг-4191] тебя; итак берегись завтра; скройся и будь в потаённом месте. 1 Царств 19:1-2

Саул приказал незаконно убить священников:

И сказал царь телохранителям, стоявшим при нем: ступайте, умертвите священников Господних, ибо и их рука с Давидом, и они знали, что он убежал, и не открыли мне. Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних.(18)И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошёл Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил [Стронг - 4191] в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод. 1 Царств 22:17-18

Заказное политическое убийство Иевосфея:

Когда они вошли в дом, Иевосфей лежал на постели своей, в спальной комнате своей; и они поразили его, и умертвили [«мут», номер Стронга - 4191] его, и отрубили голову его, и взяли голову его с собою, и шли пустынною дорогою всю ночь. 2 Царств 4:7

Авессалом приказывает незаконно убить своего сводного брата Амнона:

Авессалом же приказал отрокам своим, сказав: смотрите, как только развеселится сердце Амнона от вина, и я скажу вам: «поразите Амнона», тогда убейте [«мут», номер Стронг а- 4191] его, не бойтесь; это я приказываю вам, будьте смелы и мужественны. 2 Царств 13:28

Гофолия убивает всех сыновей царя, кроме Иоаса:

Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых [«мут» - 4191] сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен. 4 Царств 11:2

Другое заказное политическое убийство, которое передаётся еврейским словом «мут», мы встречаем в этом библейском отрывке:

И составил против него заговор Факей, сын Ремалии, сановник его, и поразил [«наках», Стронг - 5221]его в Самарии в палате царского дома, с Арговом и Арием, имея с собою пятьдесят человек Галаадитян, и умертвил [«мут» - 4191] его, и воцарился вместо него. 4 Царств 15:25

Если еврейское слово «мут» используется только для передачи смысла оправданного (законного- судебного) убийства, то разве нечестивый может кого-то убивать «законно»?

Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить [«мут», Стронг - 4191] его. Псалом 36:32

За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить [«мут», Стронг - 4191] его;(17) возлюбил проклятие, – оно и придёт на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него. Псалом 108:16,17

Как ясно видно, еврейское слово «мут» в действительности может быть используемо для описания умышленного убийства и заказного политического убийства, и еврейское слово «рацах» может быть использовано для описания непредумышленного убийства. Это доказывает ложность утверждения, что «мут» используется только для оправданного убийства (законного-судебного), а еврейское слово «рацах» – только для непредумышленного убийства.

Наконец, независимо от того, как вы определяете, что есть умышленное убийство, а что – оправданное убийство (законное-судебное), в том и другом случае речь идёт об использовании смертоносной силы. Является ли применение силы частью Божьего Царства? Иисус ясно объяснил в Нагорной проповеди и показал во всех действиях Своей жизни, что Он не использует смертоносную силу.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Матфея 5:39

Какой ответ может быть дан человеку, который говорит Господу: «Я следовал примеру, данному в Ветхом Завете, когда я предал смерти этого злодея». Следует ли ему сказать, что он следовал неверному примеру, и что он не должен руководствоваться этой частью Библии? Вы понимаете, как здесь всё усложняется? Настало время отвергнуть все аргументы в пользу ложного толкования еврейского слова «мут» и поверить истине, что «Не убивай» означает – «не отнимай жизнь ни у кого».

Земная жизнь Иисуса открывает нам правильное истолкование заповеди «Не убивай». Иисус никогда никого не убивал. Десять Заповедей – это закон любви, а любовь не использует насилие для самозащиты. В заповедях и находится объяснение, как именно наказываются грешники:

...Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. Исход 20:5

Нечестивцы действительно умрут; они будут наказаны своими собственными действиями. Как мы узнали ранее, это происходит, когда они позволяют сатане в такой мере получать доступ к их собственной жизни, что он уничтожает их, либо сама земля отражает обратно людям их восстание и уничтожает их.

Какое утешение знать, что наш Небесный Отец подобен Иисусу, совершавшему Своё земное служение! Какая радость понять, что Иисус дал нам ясное определение Десяти Заповедей, в том числе того, что значит быть послушным заповеди: «Не убивай». Иисус никогда никого не убивал, и пример, который Он дал нам,– это единственный способ научиться любить наших врагов, как Он учил нас.