2. Как Ты Читаешь?
Иисус был необыкновенным учителем. Когда священники, пославшие стражников схватить Иисуса, спросили, почему они не привели Его, те в оправдание могли назвать только одну причину:
…никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Иоанн 7:46
Впрочем, в Новом Завете сообщается, что большинство людей с трудом понимали Его.
Когда Иисус говорил с евреями о Своей смерти и воскресении, Он сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Они решили, что Он имел в виду настоящий храм в Иерусалиме, но Христос говорил о храме Своего собственного тела. Никодиму Иисус сказал, что для вхождения в Царство Божье человек должен родиться свыше, но Никодим вообразил, что Иисус говорит о телесном рождении, а Он имел в виду рождение духовное. Когда Иисус предложил живую воду женщине у колодца, она подумала, что Он говорит о простой воде, хотя речь шла о воде в духовном смысле. В другом случае Иисус предупредил Своих учеников о закваске фарисеев, а они предположили, что Он имел в виду настоящий хлеб. Но Иисус сказал:
Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской»? Матфея 16:11
Когда Иисус накормил хлебом сразу пять тысяч человек, Он представил им истинное значение этого чуда. Он объяснил им, что хлеб олицетворяет Его жизнь, о которой мир должен сосредоточенно размышлять. Он заявил:
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Иоанн 6:54
Эти слова поразили Его слушателей. Они сетовали: «Какие странные слова! кто может это слушать?» Тогда многие, кто интересовался служением Христа, оставили Его и больше не ходили с Ним.
В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. Иоанн 1: 10-11
Всё это было исполнением пророчества Исаии:
Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (2) Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. (3) Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Исаия 53: 1-3
Самый обычный ответ человеческого сердца на явление Сына Божьего – это отвержение Его и неприятие Его учения.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 1 Коринфянам 2:14
Когда душевный, то есть недуховный человек читает Божье Слово, он просто не способен его понять. Отметьте, что Библия говорит нам:
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. (9) Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Исаия 55: 8-9
Пока мы не родимся свыше от Духа Божьего, чтобы читать Библию со смирением и молитвой о руководстве, нам не понять сказанного в Слово Божье.
Но если кто-то думает, что он что-то знает, он ещё ничего не узнал, как следует признать. 1 Коринфянам 8: 2
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев… Иакова 1:19
Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Притчи 18:13
Очень легко давать ответы, не вникнув в поставленный вопрос, не так ли? Обратите внимание на следующий пример:
И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём. (36) Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Лука 22:35,36
Но позже, кажется, Он передумал?
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут… Матфея 26:52
Сначала Иисус посоветовал Своим ученикам купить меч, но когда Пётр пустил его в дело, Он упрекнул Его? Разве Пётр использовал свой меч не в то время и не в том месте? Если да, то уточнил ли Иисус, когда следует использовать меч, а когда нет? Выражение «все, кто взял меч, погибнут от меча» представляется достаточно ясным. Для полноты картины добавим ещё одно измерение:
И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Ефесянам 6:17
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. Евреям 4:12
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей. Откровение 1:16
Библия использует слово меч для обозначения Слова Божьего. Как узнать, где мы имеем дело с символическим значением слова, а где подразумевается настоящий меч? Рассмотрим также пример огня.
И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошёл огонь с неба и попалил его и пятидесяток его. 4 Царств 1:10
Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; (52) и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; (53) но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. (54). Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? (55) Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; (56) ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Лука 9:51-56
Не кажется ли вам, что, вразумляя учеников, Иисус ставит под сомнение действия и пророка Илии? Может быть, дело в том, что они не имели верного представления, в какое время следует вызывать огонь с небес? Отметим, что и в данном случае слова, сказанные Христом, звучат как всеобъемлющее и однозначное заявление. Он утверждает, что пришёл не для того, чтобы уничтожать чью-то жизнь, но чтобы спасать. Итак, это заявление относится только к тому моменту, когда Иисус был здесь – на земле? А что дальше: будет ли Он уничтожать человеческие жизни после Своего земного служения?
Вот лишь некоторые примеры тех трудностей, что возникают при чтении Библии. Это подводит нас к решающему вопросу, который Иисус ставит в беседе с одним из знатоков Писаний.
Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Луки 10:26
Иисус не спрашивает законника, что именно он читает, но «как читаешь?» Какие правила и какой порядок вы используете, когда читаете Слово Божье? И нам обязательно нужно ответить на поставленный Христом вопрос, если мы хотим найти истину и целостность в библейских текстах, приведённых выше.
В первой половине XIX века появился человек, которому было суждено возглавить одно из величайших духовных пробуждений в истории Северной Америки, и он был чрезвычайно увлечён вопросом – как правильно читать Священное Писание. Впрочем, в начале своих исследований Уильям Миллер вообще намеревался отказаться от Библии, полагая, что она полна противоречий. Однако, участвуя в войне между Соединенными Штатами и Британской империей, он стал очевидцем невероятного поражения англичан от американцев. Шансы молодой республики в противостоянии с сильнейшим врагом были ничтожными, и неожиданная победа американских войск побудила Миллера всерьез задуматься о Божьем промысле, а также подтолкнула переосмыслить отношение к Библии. Хотя для него это было унизительным занятием, ведь ранее он буквально насмехался над друзьями-христианами из-за якобы очевидных противоречий в Библии, которые они не могли разрешить. Итак, когда Уильям Миллер возобновил свои библейские исследования, он сам столкнулся с теми же доводами, которые когда-то использовал в общении с идейными противниками.
«Вскоре после того, как он отвернулся от деизма, у него состоялась беседа с одним знакомым на тему славной вечности, обретаемой благодаря заслугам и посредничеству Христа. Миллера спросили: «Откуда ты знаешь, что Спаситель существует?» Он отвечал: «Спаситель открывается нам через Библию». «Но откуда ты знаешь, что Библия права?» – допытывался собеседник, припоминая Миллеру его же собственные аргументы о противоречиях и мистицизме, которым он когда-то был окутан. Мистер Миллер встречался с такими издевательствами множество раз.
Вначале он не знал, что ответить. Но затем начал рассуждать таким образом: если Библия действительно является откровением от Бога, то она не может противоречить сама себе; все её части должны быть согласованы между собой, и она должна быть понятной. Его ответ на вопрос «Откуда ты знаешь, что Библия права?» был таков: «Дайте мне время. Если я не смогу согласовать всё, что кажется противоречивым, я останусь деистом».
Затем он посвятил себя молитвенному изучению Слова. Он отложил в сторону все комментарии, оставив в качестве единственного подспорья библейскую Симфонию и некоторые ссылки на литературу. Он понял, что ему нужно ясно видеть различие между текстом самой Библии и всеми причудливыми и предвзятыми толкованиями.
Библия была древнее всех этих толкований, а потому должна быть выше их всех; и он поместил её на это высокое место. Он понял, что Библия нуждается в очистке от всех искусственных толкований; и благодаря этому очищению воссиял её собственный чистый свет без тумана традиционных верований. Он решил отказаться от всех предубеждений и принять с детской простотой естественный и очевидный смысл Писания». Сильвестр Блесс, Воспоминания об Уильяме Миллере (1853) стр. 68.
Так он и сделал. В течение двух лет Миллер изучал Библию от начала до конца.
«Я решил отбросить все свои предрассудки, тщательно сравнивая Священные Писания с Писанием и продолжая это исследование регулярно и методично. Я начал с книги Бытие и читал стих за стихом. В своём исследовании я продвигался дальше только после того, как прочитанное становилось настолько ясным, что не оставляло никаких сомнений. Если вдруг я встречал что-либо непонятное, то, по своему обыкновению, сравнивал отрывок со всеми параллельными местами; при помощи Симфонии Крудена я штудировал все тексты Писания, в которых встречалось любое из слов, содержащихся в любом непонятном мне отрывке. Затем я позволял каждому слову звучать в присущем ему значение, уместном с учётом темы текста, и если мой взгляд на него согласовывался с каждым относящимся к данной теме отрывком Библии, тогда все трудности разрешались. Именно так в течение двух лет я в первый раз серьёзно изучал Библию и пришёл к выводу, что Писание само себя объясняет и истолковывает». Сильвестр Блесс, Воспоминания об Уильяме Миллере (1853) стр. 69.
За это время он разработал систему правил, которая позволила ему согласовать все противоречия, с которыми он ранее сталкивался. Вот краткое изложение этих правил:
1. Значение каждого слова обязательно должно учитываться при рассмотрении представленной в Библии темы.
2. Всё Писание жизненно необходимо, и оно доступно для понимания при прилежном применении и исследовании.
3. Ничто, явленное в Писании, не может быть сокрыто от тех, кто просит с верою, нимало не сомневаясь.
4. Чтобы понять основной урок, соедините всё Писание воедино по тому вопросу, который вы желаете изучить; затем пусть каждое слово прозвучит в присущем ему значении, и если вы сможете сформулировать свою теорию без противоречия, вы не ошибётесь.
5. Священное Писание должно толковать само себя, поскольку оно само является мерилом. Если я полагаюсь на учителя, разъясняющего мне Писание, и он строит догадки о его смысле или желает истолковать его по-своему из-за своего какого-то определённого вероучения или для того, чтобы показать свой ум, то в таком случае моим мерилом будет не Библия, а догадки, желание, вероучение или ум моего учителя.
6. Если слово имеет определённый смысл в исходном контексте и при этом не противоречит простым законам природы, то оно должно пониматься буквально, если нет, то в переносном смысле.
7. Самое важное правило изо всех говорит о том, что у вас должна быть вера. Это должна быть такая вера, которая требует жертвенности, и при испытании способна пожертвовать самым дорогим на земле, всем миром и всеми его желаниями, репутацией, жизнью, работой, друзьями, домом, удобствами и мирскими почестями. Если хоть что-то из перечисленного мешает нам верить в какую-то часть Слова Божьего, значит, вера наша тщетна. Также у нас не будет веры, пока один из этих мотивов таится в нашем сердце. Мы должны верить, что Бог никогда не откажется от Своего Слова. И нам следует быть уверенными в том, что Тот, Кто замечает воробья и знает, сколько волос у нас на голове, сохранит перевод Своего собственного Слова и поставит заслон вокруг него; что Он удержит от заблуждения и отступления от истины тех, кто искренне верит в Него и безоговорочно доверяет Его слову.
Перечисленные правила толкования Библии стали инструментом для подготовки послания, которое привело к одному из величайших духовных пробуждений в мире.
Особо отметим, что для понимания выбранной библейской темы нам нужно собрать воедино все тексты Писания, и только потом делать свои выводы. Каждое слово должно иметь определённый, конкретный смысл и рассматриваться в контексте. Это довольно сложно для многих людей, ведь мы всегда хотим получать быстрые ответы, а для изучения всех отрывков по теме требуются усилия и дисциплина. Возьмем, к примеру, греческое слово monogenes (моногенез), которое переведено как единородный в Евангелии от Иоанна 3:16 . Многие считают, что это слово означает «уникальный», но что сама Библия говорит на сей счёт?
… тут выносили умершего, единственного сына у матери… Лука 7:12 |
Единственный рождённый ребёнок |
…потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. Лука 8:42 |
Единственный рождённый ребёнок |
Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня. Луки 9:38 |
Единственный рождённый ребёнок |
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанна 1:14 |
Единственный рожденный ребёнок |
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Иоанна 1:18 |
Единственный рождённый ребёнок |
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоанна 3:16 |
Единственный рождённый ребёнок |
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Иоанна 3:18 |
Единственный рождённый ребёнок |
Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака и имея обетование, принёс единородного. Евреям 11:17 |
Единственный рождённый ребёнок от настоящей и законной жены Авраама. |
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 1-е Иоанна 4:9 |
Единственный рождённый ребёнок |
Есть только пять человек, упомянутых в Новом Завете, применительно к которым употребляется слово monogenes или единственный рождённый. При этом пять новозаветных стихов относятся к Самому Иисусу как к Сыну Божьему. В одном стихе говорится об Исааке, а все остальные указывают на детей, исцелённых Иисусом, при этом каждый из них – единственный рождённый ребёнок. Итак, совершенно ясно, что в случае этих детей слово «моногенез» используется в следующем смысле – единственный рождённый ребёнок. Что касается Исаака, мы знаем, что он был не единственным сыном Авраама, но он был единственным ребёнком Сары, получившей обетование вместе с Авраамом. Когда мы объединяем все эти стихи, мы понимаем, что применительно к Иисусу слово «моногенез» должно означать то же самое – единственный рождённый ребёнок Небесного Отца.
Кроме того, правило номер шесть из вышеприведенного списка гласит, что мы должны использовать буквальное значение, если оно не нарушает законов природы. Мы не совершает никакого насилия над Словом Божьим, когда соглашаемся, что Иисус является единственным рождённым Сыном Отца. Благодаря применённым нами правилам исследования мы устанавливаем значение слова «моногенз», не прибегая к сторонним библейским комментариям или другим источникам. Библия сама объясняет себя, являясь своим собственным толкователем.
Нам нужно будет тщательно применять эти правила, поскольку мы стремимся согласовать и гармонизировать жизнь Иисуса со многими жестокими историями Ветхого Завета. Потребуется приложить серьёзные усилия, чтобы доказать истинность утверждения Библии: Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же (Евреям 13:8). Итак, если Он не изменяется, тогда во время Своего служения на земле Он был совершенным откровением Своего Отец.