8. Почему дано повеление забивать грешников камнями?

Опубликовано Дек 24, 2018 от Адриан Ибенс в Агапэ Отметки : 251
Переведено Алексей Герасимов

8. ПОЧЕМУ ДАНО ПОВЕЛЕНИЕ ЗАБИВАТЬ ГРЕШНИКОВ КАМНЯМИ?

Сопротивление учеников кресту и тому самоотречению, которое он предлагает, привело их к готовности уничтожить непочтительных самаритян. То же самое сопротивление проявилось в сердцах еврейских вождей и вызвало у них желание убить Иисуса.

Евреи потратили много энергии, наблюдая за словами и делами Христа и ища повод, чтобы обвинить и убить его как самозванца. Одна из таких ловушек, устроенных для Иисуса, описана в Евангелии от Иоанна:

А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их.(3) Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,(4) сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;(5) а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Иоанна 8:2-5

Фарисеям казалось, что они устроили идеальную западню. Если Иисус попытается спасти женщину от смерти, они смогут обвинить Его в нарушении закона Моисеева. Если Он осудит её на смерть, они могли бы указать на Него римскому правителю как на бунтовщика. До этого Иисус уже заявил, что Он пришёл не нарушать сказанное в законе и пророками, и что ни одна малейшая буква закона не должна быть изменена. Моисей написал в законе:

Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Левит 20:10

То приведите их обоих к городским воротам и забейте их камнями до смерти: убейте девушку за то, что она не позвала на помощь, хотя и была в городе, а мужчину убейте за то, что он согрешил с женой другого. Ты должен искоренить зло среди своих людей. Второзаконие 22:24

Эта женщина была поймана в прелюбодеянии. По закону она заслуживала того, чтобы быть забитой камнями до смерти. И вот женщина была брошена к ногам Законодателя, чтобы Он мог вынести приговор. Важно помнить, что именно Сын Божий является Тем, Кто дал закон на горе Синай.

Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Галатам 3:19

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус… 1 Тимофею 2:5

Иисус, как Слово Божье, был Тем, Кто произнёс заповедь: «Не прелюбодействуй». Теперь, когда женщина лежала у Его ног, её обвинители желали увидеть, как Он поступит. Иисус, словно не замечая их, наклонился и начал что-то писать. Затем Он обратился к обвинителям, говоря:

Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень. Иоанна 8:7

Это заявление нарушило ход мыслей фарисеев, оказавшись для них совершенно неожиданным. На самом деле Иисус использовал правило закона, которое было дано Моисеем, но только в отношении другого случая с побиванием камнями – когда человек хулил Бога.

И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его всё общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.(17) Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти. Левит 24:16-17

Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Левит 19:2

Что мы видим? Богохульник должен быть забит камнями до смерти, однако и тот, кто убивает человека, также должен быть предан смерти. Если кто-то побьёт человека камнями, разве он не убьёт человека? Неужели и он в данном случае должен быть предан смерти? Возможно ли связать это с утверждением Иисуса, что лишь один может быть оправдан в убийстве другого – тот, кто сам свят и безгрешен? Иисус является единственным безгрешным человеком, и что же Он сделал?

На пыльных каменных плитах храма Иисус оставил запись, которая открывала истину о духовном применении того, что сказано в законе. Если человек подозревал свою жену в  прелюбодеянии, он мог привести её к священнику, чтобы применить закон о ревности.

Числа 5:16-23А священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне:(17)и возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмёт священник земли с полу скинии и положит в воду,(18)и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.(19) И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;(20)но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего,(21) тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;(22) и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот твой и опало лоно твоё. И скажет жена: аминь, аминь.(23)И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду.

Мужчины, заставшие эту женщину в прелюбодеянии, сами же и соблазнили её, чтобы использовать случившееся с ней в своих целях. Когда Иисус делал запись на полу храма, Святой Дух (символизируемый водой) обличал мужчин в их виновности с такой силой, что их бёдра ослабели, а животы вздулись от осознания греха. Они завидовали Христу, и зависть съедала их изнутри. Как говорит псалмопевец:

Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Псалом 31:3

Вместо того, чтобы исповедать свои грехи и получить прощение, эти люди молча ушли с тяжестью вины на своих плечах, отчего их кости «обветшали» или дошли до изнеможения.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?(11) Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Иоанна 8:10-11

И если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем. Числа 5:28

Иисус простил женщине её грех; Он смыл запись о её грехе горькой водой, которую Ему Самому предстояло испить на кресте. Женщина же теперь была чиста перед законом и могла свободно идти, чтобы принять истинное семя. И через это семя она открыла Дух Иисуса в своём сердце.

Когда Иисус сказал фарисеям: «Кто без греха, пусть первым бросит в неё камень», – Он произнёс над ней смертный приговор. Он не пытался разрушить выдвинутое против неё обвинение. Он подтвердил обвинение, и женщина была уверена, что умрёт. Сделав запись на полу храма, Иисус напомнил фарисеям, что они сами не без греха, и они ушли. Когда все обвинители ушли, Законодатель спросил её: где твои обвинители? Она сказала, что те ушли. Таким образом, её дело было полностью в руках Законодателя. Он произнёс: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Сам Законодатель демонстрирует нам, что Он всегда намеревался использовать закон с определённой целью – чтобы простить. Если бы Он оправдал женщину, она не нуждалась бы в милосердии и прощении, поэтому Он вынес приговор, чтобы дать милость. В этом истинная цель закона. Закон намерен довести нас ко Христу, дабы нам оправдаться верою. Галатам 3:24.

Как печально осознавать, что еврейские лидеры на самом деле верили, что есть воля Божья на то, чтобы эта женщина была забита камнями до смерти. Мы не хотим замалчивать реальность этого вопроса. Если бы не властный контроль римлян, и эти люди были бы свободны применять закон по своему усмотрению, они вполне могли взять камни и убить женщину. В случае со Стефаном произошло именно так.

Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,(58)и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,(59)и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. Деяния 7:57-59

Эти люди верили в Бога, Который может наказать грешников побитием камнями до смерти. Можем ли мы представить, как увесистый камень попадает в голову этой бедной молодой женщины и повергает её в ужасе на землю? После избиения на земле осталось бы лежать окровавленное и изуродованное тело – как предупреждение всем вокруг, что с Богом шутки плохи; если вы во грехе, то заплатите своей жизнью. И эта сцена, вызывающая столь глубокие переживания, может наполнить вас столь же сильной любовью к такому Богу? Будете ли вы всегда радоваться в присутствии такого существа, которое давит грешников, как ничтожных насекомых?

Почему же закон Моисеев повелевает побивать людей камнями до смерти? Закон отражает характер Бога. Если Бог установил этот закон, тогда не значит ли это, что Он хотел, чтобы подобные наказания за грех в определённых случаях приводились в исполнение? И здесь мы должны рассмотреть очень важный принцип, выраженный Иисусом:

Не судите, да не судимы будете,(2) ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Матфея 7:1-2

Наш Небесный Отец построил систему, которая позволяет людям судить, исходя из их собственных суждений.  Давайте узнаем, откуда пришёл обычай забрасывания камнями. Это первое упоминание о побивании камнями в Библии.

Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? Исход 8:26

Побивание камнями практиковали египтяне. Так египтяне поступали в том случае, когда преступление было направлено против их богов. Одна из причин, по которой Израиль хотел отправиться в пустыню для жертвоприношения, состояла в том, что египтяне поклонялись как богам тем самым животным, которых израильтяне собирались принести в жертву. Вполне вероятно, что фараон ясно понимал, что если израильтяне будут совершать жертвоприношение в его земле, то это побудит египтян побить их камнями. Израильтяне действительно переняли этот обычай, о чём свидетельствует Моисей:

Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют меня камнями. Исход 17:4

Когда Халев и Иисус Навин хотели убедить народ подняться и завладеть Ханаанской землёй, народ отреагировал попыткой уничтожить их.

Если Господь милостив к нам, то введёт нас в землю сию и даст нам её – эту землю, в которой течет молоко и мёд;(9) только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.(10) И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым. Числа 14:8-10

Если бы не Божье вмешательство, то они так бы и поступили. Почему Бог разрешил этому египетскому обычаю быть включённым в законы Израиля?

За то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их.(25) И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы. Иезекииль 20:24-25

Эти уставы и постановления о побивании камнями не были хороши, но были приложены к закону как предписание о возмездии за преступление. Разумеется, забивать камнями до смерти нехорошо! Эти наказания соответствовали их собственным суждениям о приговоре за согрешение и отражали их собственное мышление, которое они восприняли от египтян. Как объясняет Иисус:

Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял.(22) Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял. Луки 19:21-22

Израильтяне полагали, что Бог был жестокой личностью. Когда они увидели Его славу, то она в их глазах, в их сознании предстала как поядающий огонь.

Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Исход 24:17

Вспомним, что израильтяне сами переняли обычай побития камнями, чтобы наказывать преступников. Когда израильтяне решил побить Моисея камнями (Исход 17:4), то ими был  проявлен дух осуждения без пощады. Библия говорит:

Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Иаков 2:13

Поскольку израильтяне не проявили милосердия в своих судах, этот процесс осуждения отразился и вернулся, чтобы судить их самих. Они решили поверить, что Бог хочет убить их в пустыне, и они хотели побить камнями Моисея. Бог не шутил над ними, но сами израильтяне посеяли это семя и теперь вынуждены пожинать плоды. Своими же устами Израиль приговорил себя к смерти в пустыне в соответствии с собственными представлениями о Боге. Израильтяне неоднократно выражали свой страх, что Бог убьёт их в пустыне:

И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привёл нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Исход 14:11

И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. Исход 16:3

И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!(3) И для чего Господь ведёт нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жёны наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? Числа 14:2-3

Итак, они получили осуждение в соответствии со своим собственным судом:

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:(27) доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу.(28)Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;(29) в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня ...Числа 14:26-29.

Мы видим, что во времена Христа фарисеи были загнаны в угол своей собственной системой судебных решений, которую их предки получили от египтян. Данная система проявляется в постоянном страхе, который испытывали израильтяне, и в рабстве, которое этот страх произвёл.

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?(5) Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?(6) а если скажем: от человеков, то весь народ побьёт нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.(7) И отвечали: не знаем откуда. Луки 20:4-7

Очевидно, что, хотя израильтяне покинули Египет, Египет не покидал Израиль. Фарисейство существовало в мире осуждения, гнева и мести, обладая всеми признаками царства фараона – мастера угнетения и рабства . Этот дух стал результатом их восприятия Божьего характер. По сути, Бог, Которому они поклонялись, оказался таким же, как и фараон. При образовании израильской нации Бог позволил их помышлениям быть помещёнными в закон. Но как могло случиться, что Бог допустил, чтобы Его закон был запятнан злыми мыслями людей? Причина в том, что цель закона – принести убеждение во грехе, чтобы затем человек мог получить прощение. 

Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Римлянам 5:20

Наш Небесный Отец может позволить добавить к Своему закону любую форму наказания, потому что любая смерть была предписана только с одной целью – помиловать тех, кто просит о прощении. Мы помним, как Священное Писание открывает характер Бога:

И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... Исход 34:6

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Псалом 106:1

Бог всегда милосерден, и у Него всегда есть желание проявить милосердие. Милость прекращается только тогда, когда человек отказывается верить в прощение и требует суда. Сам человек и упирается, силясь остановить действие милости, и скрывается от неё, потому что хочет верить, что Бог подобен ему. Он хочет верить, что Бог ополчается против людей и уничтожает их, когда они перестают Ему нравиться. Если бы это было правдой, то невозможно было бы утверждать, что милость Его навеки. Подчеркнём, что тот, кто судит без милости, сам не получает прощения, потому что это именно то, на что он сам себя осудил. В этом состоит причина, почему богохульник был забит камнями до смерти – без милости и пощады.

Хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею;(12) и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.(13) И сказал Господь Моисею, говоря:(14) выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями. Левит 24:11-14

Господь установил смертный приговор, который выносился самим Израилем, чтобы израильтяне могли увидеть взаимосвязь между собственными идеями суда и приговора с практикой наказания за богохульство против египетских богов. Наш Отец хотел, чтобы этого человека признали виновным в его грехе, подтвердив, что он действительно достоин смерти, но только с одной целью – дать ему прощение.  И это правда, потому что так сказал Сам Законодатель:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Матфея 12:31

Иисус сказал, что каждый грех может быть прощён, кроме одного – хулы на Святого Духа. Святой Дух воздействует на нашу совесть и ведёт нас к покаянию и мольбе о прощении. Если человек отказывается слушать этот Голос, настойчиво призывающий его к покаянию, то он не будет просить о милости, и поэтому его будут судить, наказывая в соответствии с постановлениями, принятыми его собственным народом. Если бы человек из 24 главы книги Левит попросил о прощении, то он был бы помилован. Он хулил Святого Духа, Который призывал его к покаянию, потому что наш Отец не хочет, чтобы кто-то погиб. К сожалению, он закрыл своё ухо для этого голоса и умер из-за своей веры в то, что Бог не простит его.

Кто из нас сможет взять каменья и забить своих детей до смерти из-за грехов, в которых они не раскаялись, добровольно превратив их в сплошное кровавое месиво? Эта мысль настолько ужасна и отвратительна, что её невозможно выразить словами. Тем не менее, миллионы людей верят, что наш Небесный Отец просил именно об этом израильтян. Сколько же людей сошли в могилу, ненавидя такого Бога, Который, как они считали, готов забивать людей камнями? Сегодня многие христиане благодарят Бога за то, что в Новом Завете всё изменилось, но это не отменяет того факта, что они всё ещё верят в такого Бога в Ветхом Завете. Ещё раз отметим, что Иисус заверил, что Он пришёл не для того, чтобы отменить какую-то часть закона. Закон остается в силе, но, как мы узнали, наш Отец никогда не желает приговаривать кого-либо к смерти. Он желает только милости и прощения для всех.

Я молюсь, чтобы вы открыли своё сердце нашему Небесному Отцу. Он так сильно любит вас. Он никогда и не думал причинять вам боль или убивать вас за ваши грехи. Он просто хочет, чтобы мы осознали, что наши грехи разрушают нас, и что мы может просить о милости в любое время. Когда вы знаете, что Бог не гневается на вас, и что Он действительно любит вас, то вы можете устремиться навстречу к Нему и признаться во всех своих грехах, будучи уверенными, что Он простит их все. Как Иисус сказал женщине, пойманной в прелюбодеянии: «И Я тебя не осуждаю, иди и больше не греши».

К сожалению, отвергающие истину о том, что Бог действительно любит их и всегда желает проявить милость, не получат милости; они верят в Бога, Который не проявляет милосердия к грешникам, и поэтому оставляют всякую надежду на прощение. Подобно Каину, они вопиют: «беззаконие моё более, чем может быть прощено».

За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,(30) не приняли совета моего, презрели все обличения мои;(31) за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.(32) Потому что упорство невежд убьёт их, и беспечность глупцов погубит их. Притчи 1:29-32

Слушайте слово Божье и верьте сказанному:

Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение. Иеремия 31:3

Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Исаия 1:18

... и он смоет их в горькую воду. Числа 5:23