11. Гнев Божий

Опубликовано Янв 13, 2019 от Адриан Ибенс в Агапэ Отметки : 211
Переведено Алексей Герасимов

11. Гнев Божий

За неделю до того, как Христос был распят на кресте, Он въезжал на осле в Иерусалим, окруженный многолюдной толпой.

 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;(9)народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Матфея 21:8-9

 Ученикам казалось, что их давние мечты и желания наконец-то сбываются; их Учитель будет признан поклоняющейся толпой. Но прямо посреди этого ликования мы видим следующее:

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём(42) и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Луки 19:41-42

Когда Иисус смотрел на город и размышлял обо всём, что сделал этот народ в своём восстании против Отца, и что случится с ними менее чем через сорок лет после этого дня, Он начал плакать. Он не просто уронил слезинку сочувствия; это была огромная волна нахлынувшей печали, вызвавшая рыдания и приступ агонии. Одно из слов, которые использовал Господь для описания Божьего характера – долготерпение.

И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый [номер Стронга 0639 - «аф»]и многомилостивый и истинный. Исход 34:6                                            

Это слово имеет следующее значение:

H639 «aф» 1. нос, ноздри, лицо (от учащённого страстного дыхания); 2. гнев, ярость, негодование.

Анне же давал часть особую[H639], ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее.1-я Царств 1:5

Абсурдно было бы переводить этот текст в том смысле, что муж давал Анне часть (долю) гнева, ибо он любил свою жену. Как говорится в лексиконе Гезениуса (Gesenius Hebrew-Chaldee Lexicon):

Вероятно, с печалью в уме; так как слова, которые означают гнев, иногда применяются к печали.

Горячие слёзы Иисуса были следствием Его великой любви к Своим детям. Включает ли это гнев? Да, гнев на то, что грех сделал с Его возлюбленными детьми, и это выразилось в глубокой печали и горьком плаче.

Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.(9) Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Исаия 55:8-9

Уверены ли мы, что правильно понимаем гнев Божий, когда читаем о нём в Библии? Давайте ещё раз внимательно исследуем жизнь Иисуса, чтобы увидеть, как Он выражает гнев.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.(15)  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.(16) Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.(17)   Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Матфея 23: 14-:17

Слова Иисуса, безусловно, звучат довольно гневно в этих текстах. Бедствия, о которых предупреждает Иисус, упоминаются в нескольких стихах, а затем мы читаем что-то очень важное:

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Матфея 23:37

Иисус любил этих бедных обманутых еврейских вождей. Он хотел взять их под Свою защиту. Свою нежность и заботу Он выражает, сравнивая Себя с птицей, которая укрывает птенцов. Как трогательна эта картина любви нашего Спасителя. Его гнев есть выражение Его глубокой искренней печали, проявившейся в потоке слёз незадолго до этого. В тексте 23 главы Евангелия от Матфея 23 мы видим откровение Божьего гнева.

И вот подходящий момент, когда было бы оправдано послать огонь с неба. Эти вожди стали причиной потери целого еврейского народа. Они стояли на пути людей, извращая чистое учение Священных Писаний. Вот то место, чтобы устранить их, дав истине возможность достигнуть многих. Однако Иисус не поднимает меч и не призывает огонь с небес, Он говорит только эти слова:

Се, оставляется вам дом ваш пуст. Матфея 23:38

Это кульминация Божьего гнева. Сын Божий заявляет, что защита нации снята. Именно с этого момента сатана способен взять под полный контроль еврейских вождей, которые вскоре воплотят свой коварный план убийства Иисуса. Необходимо особо подчеркнуть: провозглашение Иисусом слов о том, что дом Израилев оставляется, подготовило путь к Его собственной смерти, а не к смерти тех, кто выступал против Него. Когда сдерживающий Дух Божий покинул священников и правителей, ничто уже не могло помешать им убить Иисуса. Теперь сатане открыт доступ к тотальному контролю, и уже через сорок лет ему удастся полностью уничтожить город, где более миллиона евреев будут истреблены римлянами.

Вот определение Божьего гнева, выраженное другим способом:

Излил на них Свой пылающий гнев, и негодование, и ярость, и бедствие, послал на них карающих ангелов. Псалом 77:49 (В английском переводе «destroying angels» – разрушающих ангелов. – Прим. переводчика.)

Кто такой карающий разрушитель или истребитель?

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.1-е Коринфянам 10:10

Греческое слово, используемое здесь на месте «истребителя», означает «ядовитая змея».

Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по‐еврейски Аваддон, а по‐гречески Аполлион (то есть разрушитель). Откровение 9:11

Разрушитель – это сатана. Когда люди упорствуют, отвергая Христа, и делают это совершенно однозначно, демонстрируя, что они не хотят иметь с Ним ничего общего, Христос, со слезами на глазах и с великой скорбью о Своих потерянных детях, позволяет им иметь того господина, которого они выбрали. Когда такое происходит, защитная стена, поставленная вокруг каждого человека, рушится.

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?(10)Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Иов 1:9-10

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Псалом 33:8

Кто копает яму, тот упадет в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Екклесиаст 10:8

Какие именно действия приводят к падению защитной ограды?

Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.(9) Ибо это [1]народ мятежный, [2]дети лживые, [3]дети, которые не хотят слушать закона Господня,(10) которые [4]провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;(11) сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева».(12) Посему так говорит Святый Израилев: [5]так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:(13) то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение .(14) И Он разрушит её, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема. Исаия 30:8-14

Заговор пророков её среди нее – как лев рыкающий, терзающий добычу; [1]съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов.(26) [2] Священники её нарушают закон Мой и [3]оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и [4]от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них.(27) [5] Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть.(28) А[6] пророки её все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: «так говорит Господь Бог», тогда как не говорил Господь.(29) [7]А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо.(30)Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашел.(31)Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог. Иезекииль 22:25-31

Это ключевые моменты, которые вызывают брешь в стене и её падение:

1.Использование людей с целью наживы

2. Нарушение закона, мятеж

3. Осквернение святого, смешение святого с несвятым

4. Прячут глаза перед субботой

5. Лидеры вовлечены в бесчестное обогащение

6. Пророческие лидеры провозглашают ложь

7. Угнетение бедных и обездоленных

Когда Божьи дети нарушают Его заповеди, отказываются покаяться и продолжают творить злые дела, то Бог, в конце концов, переходит в такое место, где Он больше не может их защищать. Это причиняет Ему горькие страдания. Он не хочет отдавать Своих детей, но сатана обвиняет их перед Богом и предъявляет свои права на них. Это горе и скорбь и есть гнев Божий. Это учащённое дыхание через нос, вызванное острым переживанием глубокой скорби. Список, приведённый в Иезекииля 22:25-31, перекликается с тем, о чём Иисус упоминает в Матфея 23. Во времена Иезекииля защитные стены были удалены, и Израиль был пленён Вавилоном. Во времена Христа защита была снята, и римляне пришли и уничтожили Иерусалим.

Семь ключевых моментов, которые создали пролом

Иезекииль 22:25-31

Матфея 23

1.Использование людей с целью наживы

Горе вам, учители Закона и фарисеи! Лицемеры! Вы очищаете чашу и блюдо снаружи, но внутри они полны тем, что вы награбили в своей алчности и распущенности. Матфея 23:25

2. Нарушение закона, мятеж

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Матфея 23:23

3. Оскверните святого, смешение святого с несвятым

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». (17) Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? (18) Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен».(19) Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

(20) Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нём… Матфея 23:16-20

4. Прячут глаза перед субботой

Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их…Матфея 23:4

5. Лидеры вовлечены в бесчестное обогащение

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Матфея 23:16

6. Пророческие лидеры провозглашают ложь

Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Матфея 23:28

7. Угнетение бедных и обездоленных

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем большее осуждение. Матфея 23:14

Давайте рассмотрим несколько примеров того, как люди разрушают эту защитную стену.

И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.(7) Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.(8)И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы». 2 Царств 6:6-8

Выражение «Господь прогневался на Озу» призывает нас выразить суждение о характере Бога. Как мы уже говорили ранее, слова «гнев» и «прогневался / разгорячился / воспламенился» также можно перевести как «страдание» и «печаль/горе». Оза поступал неправильно, и он понимал это. Он поставил себя в такое положение, когда его больше нельзя было защитить. Дух Господень скорбел об Озе. Господь не хотел оставлять его, но его проступок привёл к тому, что Господь вынужден был допустить брешь в защите. В тексте говорится: «Господь поразил Озу». (Дословно с иврита – «сделал пролом», образовал «трещину», «прорыв». – Прим. переводчика.) Господь скорбел, оставляя Озу, но Оза избрал путь мятежа, и Господь должен был принять его выбор. Это не Бог поразил Озу Своей собственной рукой, но восстание Озы привело к пролому в оборонительной стене.

Одни из возможных признаков противления в сердце Озы можно найти прямо в этой же главе.

И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу.(4)И повезли её с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шёл пред ковчегом. 2 Царств 6:3-4

Оза упоминается как первый из двух сыновей Аминадава, но тут же отмечается, что Ахио, младший брат, шёл впереди ковчега вместо своего старшего брата. Неужели Оза терзался ревнивым соперничеством к родному брату? Была ли у него в сердце ненависть к своему брату? Ещё одна проблема, вызвавшая пролом в стене, заключалась в том, что ковчег был поставлен на телегу, запряжённую волами. Моисей же указал, что ковчег завета должны носить священники

В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня. Второзаконие 10:8

И дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Иисус Навин 3:3

В данном случае этого второстепенного нарушения не было достаточно, чтобы отнять защиту от кого-либо, кроме Оза. Очевидно, в сердце Озы было ещё нечто, что привело к потере защиты.

Итак, как вы читаете?  В характере Господа есть место для вспышек пламенного гнева, который побуждает Его поразить Озу, или вы склонны видеть страдающего Отца, который, не без внутренней борьбы, смиряется с выбором Озы, идущего по пути восстания? Каждый из нас должен выбрать, как мы это воспринимаем. Наш Небесный Отец допускает несколько вариантов восприятия, открывая зеркало в нашей душе, чтобы мы сами могли решить, какой характер представлен в этом тексте. Мы видим характер, похожий на наш собственный? Видим ли мы импульсивную гневающуюся личность, которая повергает на землю тех, кто делает ошибки, или мы видим скорбь Отца, который вынужден принять решение Озы руководствоваться духом сатаны и подчиниться своему законному хозяину-разрушителю?

И наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага. Левит 26:25

Во многих местах Священного Писания мы читаем о том, как возгорается гнев Господа, а меч, голод и мор посылаются на людей. Как говорится в приведённом тексте, люди преданы в руки врага. Но этот пламенный гнев есть не что иное, как печаль и горе, переживаемые нашим Отцом, когда Его заблудшие дети упорствуют в мятеже, который приводит к нарушению Его заповедей, установленных для их защиты.

Будем ли мы сегодня внимательно слушать голос нашего Отца?

Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.(2) Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь.(3) Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,(4) то Я дам вам дожди в своё время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой;(5) и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно.(6) пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдёт по земле вашей. Левит 26:1-6

Если мы охотно послушаемся заповедям Божьим и выберем верить, что наш Отец желает благословить нас, тогда мы сможем наслаждаться защитой ангелов Господних.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,(2)  говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»(3)Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,(4)перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Псалом 90:1-4

Давайте же не причинять нашему Отцу и Господу Иисусу боли и скорбей через наше непослушание. Он хочет защитить нас и заботиться о нас. Если мы взбунтуемся и выберем дух врага, то, в конце концов, врагу будет позволено контролировать нашу жизнь. Разве честно и справедливо быть постоянно охраняемым тем, с кем вы не желаете иметь ничего общего?

Разрушение Иерусалима является предвестником конца света. Как еврейский народ отверг Сына Божьего две тысячи лет назад, так и сегодня люди презирают и отвергают Сына Божьего. Господин Субботы оплёван через отказ от Его дня поклонения. Безнравственность и жадность прогрессируют так, что однажды Христос – в сердечной агонии и со слезами на глазах – вынужден будет объявить миру: «Ваш дом оставлен на опустошение». И тогда ветры раздора, которые указывают на падших ангелов, будут полностью освобождены для уничтожения земли. Давайте же ухватимся за нашего Спасителя и уверуем в Его благодать, чтобы войти в число тех, кто соблюдает заповеди Божьи и имеет веру Иисуса.