Деяния нашего нежного Бога: главы 1-7
Опубликовано Фев 20, 2020 от Джей А. Шульберг в Вечное Евангелие
Но мудрость, сходящая свыше, во‐первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
– Иаков 3:17
1
Это действительно имеет значение?
Почему нам необходимо знать, каков Бог? Насколько важно, что мы думаем о Боге? И вообще, имеет ли какое-то значение, что мы о Нём думаем? Ответы на эти вопросы лежат в самом основании всего, в чём людям стоило бы разбираться и что необходимо ясно понимать. Наши представления о Боге и Его характере определяют наш собственный характер – а наш характер более ценен, чем все материальные богатства, которые этот мир может предложить.
Иисус сказал: "Я и Отец – одно" (Иоанна 10:30). Бог Отец и Сын Божий едины в Своих целях – едины в характере. Их взаимоотношения совершенно гармоничны. Автор послания к Евреям заявляет, что для Бога Отца Иисус является "светом Его славы и точным образом Его личности" (Евр. 1:3). Божья слава – это нечто больше, чем просто Его великолепие. Это Его характер. Когда Моисей попросил Бога показать ему Свою славу, Бог прошёл "пред лицом" Моисея и провозгласил Свой характер:
Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех. (Исход 34:6-7)
Понимание Бога таким, какой Он есть на самом деле, примиряет нас с Ним. Это знание исцеляет и животворит. Послушайте, что сказал Иисус в Своей молитве к Отцу: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоанна 17:3). Своими словами и жизнью Иисус точнейшим образом продемонстрировал, каков Бог Отец. Он сказал: "истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также" (Иоанна 5:19).
Когда мы знаем, что Бог всегда любящий и неизменно милосердный, мы будем привлечены к Нему с любовью и доверием. Мы обретаем уверенность и покой в Божьей любви и доброй воле к нам во все времена, потому что Его пути никогда не меняются. Бог заявляет в книге пророка Малахии 3:6: "Ибо Я –Господь, Я не изменяюсь". Это нам свойственно изменяться, но Он не подвержен изменениям. Мы можем оставаться добрыми, любящими и разумными, пока к нам относятся справедливо и с уважением, но когда мы сталкиваемся с теми, кто причиняет нам вред, открывается наша склонность злиться и мстить. Бог никогда не отвечает в гневе или с жаждой отмщения.
Слово Божье подтверждает, что Иисус, подобно Отцу, никогда не меняется: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евреям13:8). "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иакова 1:17). Эти слова также уверяют нас, что наш нежный Бог не имеет в Своём характере насильственной стороны.
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
– Иоанна 1:14
2
Наш идеальный образец
В сердце Нагорной проповеди Иисус даёт нам идеальный образец того, как жить во враждебном мире:
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:43-48)
Чему этот отрывок учит нас в отношении Бога? Иисус говорит:"Любите врагов своих", – и далее следует: "Да будете сынами Отца вашего Небесного". Он подытоживает: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Иисус просит нас относиться к нашим врагам точно так же, как наш Небесный Отец относится к Своим врагам. Он желает, чтобы мы осознали, что высокие принципы, которые представлены Им в Нагорной проповеди, достижимы только в том случае, когда мы поймём, что они исходят от Самого Бога.
В жизни Иисуса мы находим идеальный образец или модель того, как нам относится к нашим врагам. Ни разу Он не отомстил тем, кто обидел Его. От предательства и ареста до Своего распятия, когда Он просил, чтобы Его преследователи были прощены – "Отче, прости им; ибо не знают, что делают" (Луки23:34) – Он являл только любовь.
Когда Иисус не был принят в одном самаритянском селении, Его ученики – Иаков и Иоанн – решили, что это место должно быть уничтожено огнём: "Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать их" (Луки9:54-56)
Лучший способ узнать, каков Бог, – это исследовать жизнь Иисуса. Он никогда никого не убивал и никому не угрожал. Иисус никогда и никому не причинял вреда. Он никогда никого не осуждал. Когда Филипп от имени учеников попросил Иисуса показать им Отца, Он ответил:
Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоанна 14:9-10)
Поскольку мы начинаем исследование, которое бросит вызов устоявшимся теологическим представлениям, давайте договоримся держать слова Иисуса и Его прекрасный пример на переднем крае нашего сознания.
3
Наш источник жизни
Теперь, когда мы выявили и взяли за основу истину о том, что Бог любит неизменно и постоянно, нам предстоит исследовать действия Бога в Библии, которые воспринимаются как идущие вразрез принципам учения Иисуса. В книге пророка Исаии проницательно говорится о Божьих путях и мыслях:
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Исаия 55: 8–9)
Божьи пути и мысли бесконечно выше по своей цели и характеру, чем наши пути и мысли. Такова безусловная правда о Боге, и мы с большим трудом её постигаем. C упорcтвом оправдывая самих себя, мы воображаем, что Бог похож на нас. Мы начинаем злиться, потому что думаем, что Бог гневается, как и мы. Мы жаждем отмщения, когда нас обижают, поэтому представляем, что у Бога проявляется такая же склонность к мести, когда Его оскорбляют или порочат. Бог же говорит нам нечто иное:
Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. (Псалом 49:21)
Когда Бог создавал наш мир, Он не планировал, что сотворённый мир будет функционировать самостоятельно. Непричастность Бога к нашему миру не только противоречила бы Его цели, но и означала, что жизнь не может продолжаться на нашей планете – "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деяния 17:28). Бог поддерживает нас при каждом вдохе.
Бог является Источником жизни и Вседержителем – опорой для всего живого. Но есть нечто, что может отделить нас от Него – грех. И каково же определение греха? Часто говорят о грехе, подразумевая плохие поступки или нарушение Божьих заповедей. Согласно этой идее, грех может определяться через количество проступков, так как у некоторых из нас грехов много, а у других не так много или даже очень мало. Из Библии мы узнаём, что плохие поступки, которые мы совершаем, являются лишь симптомами глубоко укоренившейся болезни, которую мы все унаследовали от своих прародителей. Сама же болезнь такова – человек верит в ложь, что Бог ищет только Своих собственных интересов. Этот дьявольский обман был завещан человеческому роду в Эдемском саду, и с тех пор он искажает наше представление о Боге.
Когда Бог создал Адама и Еву и поместил их в сад, им было дано одно ограничение – только одно:
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.(Бытие2:16-17)
Легко понять, почему Бог поместил "древо жизни"(Бытие 2:9) в саду, но нам трудно оценить по достоинству, почему Он поместил «дерево познания добра и зла» в эту идеальную среду. Ведь, во-первых, мы могли бы расценить присутствие этого дерева, с предупреждением о том, чтобы не есть от него, как приглашение к катастрофе.
4
Сделано по Его образу
В книге Бытие мы находим наше наследие: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". (Бытие 1:26,27) Что значит это значит – быть сотворённым по образу Божьему, и каков образ Божий? Мы узнаем, что такое образ Божий, когда найдём определение, в котором открывается, кто есть Бог. Точное определение можно найти в1 Иоанна 4:8: "Бог есть любовь". Обратите внимание, что данный текст не просто утверждает "Бог любит", как будто любовь является одной из Его многих характеристик, но здесь ясно сказано: "Бог есть любовь". Всё остальное, что мы можем узнать о Боге, должно гармонировать с этим определением. Поэтому, так как Бог совершенен, мы можем сделать разумный вывод, что любовь Божья должна быть совершенной, без всякой примеси корысти или личной выгоды. Кроме того, Его любовь должна быть постоянной и не подверженной изменениям, ибо Он неизменен.
Если мы созданы по образу Божьему, тогда мы должны быть сотворены Богом, чтобы переживать, испытывать в личном опыте любовь. Ясно также, что любить, быть любовью, невозможно под давлением или каким-либо принуждением. Это реально, только когда дано свободно как выбор. Сказанное легко понять, если представить голодного человека с заряженным пистолетом, который садится в автобус и требует любви от пассажиров под угрозой смерти. Будет ли такой метод порождать любовь?
Предположим, что решено испытать менее радикальный способ получения любви путём создания робота, который запрограммирован говорить: "Я тебя люблю", – когда мы оказываемся в его присутствии. Приведёт ли подобное к положительным и значимым любовным отношениям? Могут ли эти методы, не способные дать нам любовь, использоваться Богом?
Давайте вернёмся в Эдемский сад, к запретному дереву, что вызывает столько вопросов. Если бы Бог не создал это дерево, то была ли тогда у человечества возможность любить так, как любит Бог? Для любви, чтобы быть любовью, требуется, чтобы она была дана свободно. Любовь, чтобы её можно было давать свободно, предполагает, что мы также имеем свободу не любить. Любовь всегда выбор; любовь несовместима с принуждением и подчинением.
Если бы Бог создал наших прародителей и поместил их в саду, не предоставив им какой-то ощутимый путь, выбрав который они могли бы не любить и не доверять Ему, то для них было бы невозможно любить, как любит Сам Бог. Подобно тому, как Бог является для нас Источником жизни, Он же является для нас Источником настоящей любви - жизнь и любовь неразделимы. Быть сотворённым по образу Божьему означает, что для каждого из нас открыта возможность стать любящим другом нашего Создателя.
Бог не поместил дерево познания добра и зла с ограничением, запрещающим вкушать плоды, как некое своевольное и необоснованное испытание нашего послушания Ему, но в качестве удостоверения высокой ценности нашей свободы выбора, ради которой Он готов пойти на риск потерять нас, если мы выберем отказаться от Него. Когда мы поймём причину, почему Бог поместил запретное дерево в саду, тоне будем обвинять Его в том, что Он действует лишь в собственных интересах как самолюбивый диктатор. Однако появился один, кто был готов обвинять Бога именно в этом.
5
Мастер обманщик
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю"? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
–Бытие 3:1–5 (курсив добавлен)
Во-первых, давайте установим личность этого говорящего змея. Кто этот змей? "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:9).Ева разговаривала не просто с умным и обходительным змеем, а с Сатаной – с самим мастером обмана.
С помощью изощрённого навета змей представил Бога как лжеца, скрывающего от Адамы и Евы нечто важное и прекрасное. Кроме того, если бы они просто отведали плодов, то их глаза открылись бы, и они стали бы как "боги, знающие добро и зло". Кому эта женщина решила поверить, Богу или Сатане?
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Бытие3:6-9)
Когда Адам и Ева ели от запретного дерева, их глаза открылись (взгляд стал застенчивым и стыдливым), и они пытались спрятаться от Бога. Каким был Божий ответ? Он пришёл искать их. Вот Его первые слова: «Где ты?» Он тотчас стал искать примирения со Своим и отчуждёнными детьми.
Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.
–Иисус (Луки 19:10)
6
Что такое грех?
Теперь вернёмся к вопросу: что такое грех? Чтобы найти правильное определение, сначала важно точно выяснить, что же пошло не так у "дерева познания добра и зла". В Бытие 3:6 женщина увидела три притягательных качества дерева:
1. "Дерево хорошо для пищи". На первый взгляд, это может показаться правдой, если бы не тот факт, что дерево было запрещено в качестве источника пищи. Проблема была нес самими плодами, а в том, что женщина смотрела теперь на них как на нечто хорошее.
2. Дерево было "приятно для глаз". Всё, что Бог произрастил в саду, было совершенным, поэтому дерево действительно выглядело "приятно для глаз". Женщина увидела ещё одно притягательное качество дерева.
3. Дерево хорошо, "потому что даёт знание". Правда? Неужели это дерево имело мистические качества? Был ли змей прав? Разве обладание знанием добра и зла на самом деле желательно? И что означает знание о добре и зле? Это просто получение информации?
Стих заканчивается так: она "взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел". Это часто понимают как первый грех человечества, но в чём же состоял грех? Что случилось в первую очередь – вкушение плодов или доверительный отклик на ложь змея о Боге?
Поворотный момент произошёл, когда Ева поверила в ложь змея, что Бог эгоистично скрывает от них что-то важное и доброе. Грех – это не просто само действие, иначе грех похож на вещество и его можно количественно измерить. Грех, по своей сути, является болезненным состоянием ума, когда на Бога взирают как на эгоистичную личность и, таким образом, больше не в состоянии доверять ему.
Грех можно сравнить с болезнью. В болезни есть основная причина, такая как бактериальная инфекция, метаболическое расстройство или дисфункция иммунной системы. Эти первопричины далее проявляются в одном или нескольких симптомах: лихорадка, тошнота, боль, головокружение, вялость и так далее. В случае с грехом основная причина– верить в ложь о Боге и, как следствие, отталкивать себя от Того, чья любовь обращена вовсе не на Себя, а сосредоточена на других. Наши внешние грехи (симптомы) являются результатом веры в то, что Бог действует только в Своих личных интересах и служит Самому Себе (патологическая причина). Иисус в Своём разговоре с книжниками и фарисеями использовал это сравнение греха с болезнью, требующей лечения:
Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Марка 2:16-17, курсив добавлен)
Грех ведёт к смерти, потому что он отделяет нас от Бога, Источника всей жизни. Когда случается такое разделение, Бог никогда не отдаляется от нас, но всегда мы отделяем самих себя от Него. Адам и Ева начали бояться Бога, а не Сатану - того, кого нужно было бояться. Библия говорит, что после вкушения плодов"скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая"(Бытие 3:8). С того дня мы прячемся от нашего нежного Бога.
Важно отметить, что когда Бог предупредил Адама и Еву не есть с запретного дерева, Он не сказал: "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, Я убью тебя". Он сказал: "В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь". Когда муж и жена вкусили плоды дерева, процесс умирания начался в них в тот же самый день, когда они отделились от своего Источника жизни. Именно грех(вера в ложь, что Бог эгоистичен и ненадёжен) ведёт к смерти, а не Бог: "Ибо возмездие за грех – смерть" (Римлянам 6:23). Бог не участвует в деле греха, и Он не плати жалованье за грех. Также очевидно, что когда Адам и Ева съели плод запретного дерева, они восприняли не только всего-навсего интеллектуальное познание добра и зла, а получили гораздо больше. Они невольно вовлекли себя и своих потомков в процесс переживания познавания добра и зла в личном опыте. Они не просто усвоили всего лишь некоторое знание относительно зла; они будут помышлять о зле, они будут ощущать зло и испытывать его действие, они будут порабощены злом. И в результате они познают на личном опыте боль, страдание, страх и смерть.
И не только человеческий род испытывал страдания от неизбежных последствий проникновения греха в наш мир. Вся природа была затронута разделением между творением и Творцом. Изначально же этот распад был вызван грехом Адама и Евы: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". (Римлянам 8:22) Земля стала опасным местом для людей и животных. После потопа во времена Ноя земля оказалась под сокрушительным воздействием от резких климатических изменений, землетрясений, извержений вулканов и других природных катаклизмов. Разрушительные и смертоносные силы, которые проявляются в природе, не от Бога; они существуют только по одной причине – мы решили удалить Бога подальше от себя.
7
Почему существует дьявол?
В нашем повествовании уже упоминалось о буквальном духовном существе, которое выступает против Бога. В Библия это существо называется разными именами: Сатана, дьявол, змей, левиафан и Люцифер, а также другие.
Нынешние времена с периодом двухсотлетней давности отличаются тем, что гораздо меньший процент людей в западной цивилизации верит сегодня в буквального дьявола. В нашей современной культуре Сатане зачастую отводится место лишь в области суеверий и религиозных пережитков. Именно по этой причине и в ответ на новомодные воззрения, мы рассмотрим библейский рассказ о сатане (противнике).
Сатана обозначен в Библии как падший ангел. Термин падший подразумевает, что сатана изначально был безгрешным существом, решившим восстать против своего Создателя. Почему он восстал против Бог – это загадка, учитывая идеальные условия на небесах. По всей видимости, он занимал почётную позицию, имея весомое влияние на ангелов. В какой-то момент в нём зародилось и проросло семя гордости, что привело его к недовольству своим положением на небе. Это в конечном итоге закончилось открытым восстанием против Бога.
Сатана был не одинок в своём бунте. Он смог получить многочисленную поддержку других ангелов, хотя большинство из ангелов избрали хранить верность Богу. Война, произошедшая в результате восстания сатаны и его последователей, не являлась противостоянием с применением физического оружия, которое используется в военных конфликтах на земле. Бог победил в этой небесной войне, используя любовь против эгоизма, правду против обмана, прозрачность против секретности, разум против абсурда, терпение против отчаянного безрассудства и доверие против подозрений.
Разумно полагать, что методы, использованные Сатаной в райском саду против Евы и нацеленные на её отчуждение от Бога, были аналогичны тем, что он практиковал ранее, когда собирал последователей своего дела на небесах. До этого времени вопрос о Божьей справедливости никогда не поднимался перед небесными ангелами. У них не было никакого способа проверить и обрести абсолютную уверенность, являются ли выдвинутые против Бога обвинения беспочвенными или нет. По этой причине сатана получил возможность продемонстрировать собственную манеру руководства.
Мы можем задаться вопросом, почему Бог не уничтожил своего противника в самом начале восстания. Разве это не предотвратило бы обострение конфликта? Нет, в таком случае ангелы получили бы подтверждение, что выдвинутые против Бога обвинения имеют основание, и сатана прав. Если бы Бог уничтожил сатану, такое действие было бы воспринято как попрание свободы и превращение её в пустой идеал без содержания. Есть ещё один важный момент. Это весомое доказательство поможет нам оставаться последовательными в изучении Библии, и оно также свидетельствует, что Бог никогда не разрушает – уничтожает грех. Сатана в конечном итоге будет уничтожен. Но это разрушение не придёт от Бога, а от собственного греха сатаны.
И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоейвнутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.(Иез.28:11-19, курсив добавлен)
Царь Тир в этом рассказе является прообразом и олицетворяет Сатану. Сатана был сотворён совершенным, без следа гордости или эгоизма. Его падение от совершенства произошло в результате его собственных действий, и у него не было оправдания за избранную им линию поведения. Он возгордился из-за своей красоты. «Огонь», который уничтожит Сатану, не исходит от внешнего источника; огонь придёт изнутри – от самого Сатаны. Этот огонь – его собственный эгоизм. Пламя, возникшее внутри самого Сатаны, и поглотит его. Сатана перестанет существовать – "и не будет тебя вовеки".
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". (Исаия 14:12-14, курсив добавлен)
Люцифер (первоначальное имя титул Сатаны) пал, потому что жаждал превознести себя. Иисус учил своих последователей: "Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится". (Матфея 23:19)
Люцифер вызвал своё собственное унижение. Его слова "буду подобен Всевышнему" раскрывают правду о том, что он желал занять только главенствующее положение на Божьем престоле. Но у него отсутствовала заинтересованность в отражении Божьего характера (единственный путь для сотворённого быть как Бог).
Изучая этот отрывок из книги пророка Исаии, следует помнить, что данные изречения о Боге принадлежат Люциферу, а не являются точным описанием Божьего характера. Мания величия, охватившая Люцифера, привела его к убеждению, что и Бог движим эгоистичным мотивом, то есть желанием возвысить Себя.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. (Откровение 12:7-9)
Данный текст – документальное свидетельство войны на небе, где Сатана и взялся за своё дело обманщика и обольстителя. Его усилия направлены не только на маленький уголок нашей планеты; Сатана "обольщает всю вселенную".
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. (Луки 10:18)
Иисус говорит здесь о скорости падения Сатаны от состояния верности к восстанию.
Потому что мы сделались зрелищем для мира, для Ангелов и человеков. (1 Кор.4:9)
Проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. (1 Петра 1:12)
Когда Сатана начал своё восстание на небе и увлёк за собой часть ангелов, оставшиеся верными Богу ангелы не до конца понимали, что происходит и по каким причинам. Евангельское послание в равной степени предназначено как для нас, так и для них. Ангелы необычайно заинтересованы в самоотверженных усилиях Бога, желающего спасти человечество от самоуничтожения. "Вечное Евангелие" (Откровение 14:6) является гарантией того, что Вселенная будет навечно защищена от любых сомнений в Божьей верности:"Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится". (Наум 1:9)
Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавол. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. (Матф.4:1-11, курсив добавлен)
Сатана пришёл к Иисусу как искуситель. Его очевидный замысел состоял в том, чтобы подорвать доверие и зависимость Иисуса от Своего Отца. Сатана достиг успеха, используя подобный подход с Евой в райском саду. Сатана был полон решимости помешать Иисусу в достижении цели Его пришествия в этот мир – спасти человечество. Он искушал Иисуса использовать Свою божественную силу, чтобы принести пользу Самому Себе. Обманщик отчаянно хотел воспрепятствовать Иисусу выполнить Свою миссию – открыть самоотверженность и бескорыстие Отца, ведь иначе Сатана был бы разоблачён как лжец, кем он и является.
В одном из искушений дьявол предложил Иисусу "все царства мира" на условии, что Сын Божий падёт ниц и поклонится ему. Примечательно, что Иисус не оспаривал притязаний дьявола господствовать над всеми "царствами мира". Когда Бог создал людей, он дал человечеству владычество "над всею землёй" (Бытие 1:26), но когда Адам и Ева уверовали в ложь Сатаны о своём Создателе, они, по сути, передали это владычество дьяволу. Мы видим обман, угнетение, принуждение и неравенство во "всех царствах мира". В Божьем Царстве сила никогда не используется – ни при каких обстоятельствах ненасильственный характер Божьего Царства не меняется. Нет никакого сходства между Его Царством и царствами этого мира, где полагаются более на верховенство закона, чем на закон любви.
Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. (Иоанна 14:30)
Иисус утверждает, что именно Сатана является князем этого мира. Когда мы отрицаем существование Сатаны и наличие его повсеместного влияния на нашу планету, мы невольно перекладываем вину за наши страдания на Бога.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. (1 Петра 5:8)
Дьявол является нашим противником, а не Бог.
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:11-12)
Когда приходит понимание, что все мы намеренно и жестоко обмануты ("Бог принуждает", "Он берёт за горло человеческую расу"), то мы перестаём считать других людей нашими врагами, но сочувствуем им как жертвам этого вселенского обольщения.
Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. (Откровение 9:11)
Выражение "ангел бездны" относится к Сатане. Аполлион, имя, которое дано ему здесь, означает на греческом "разрушитель". Сатана – разрушитель. Будет ли у нас какое-то оправдание, когда этим "почётным" титулом мы награждаем нашего нежного Бога?
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.– Иоанна 10:10
(Продолжение следует)