16. Богач и Лазарь в зеркале Закона
Опубликовано Апр 11, 2019 от Адриан Ибенс в Агапэ
Агапэ 16 – Богач и Лазарь в зеркале Закона
Притча о богаче и Лазаре является достаточным доказательством для большинства христиан, что Бог будет мучить и сжигать грешников в аду. Слова кажутся простыми и ясными, а притчу произносит Сам Иисус.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.(23) и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.(24) и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.(25) Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Луки 16:22-25
Когда эта история добавляется к ряду других текстов из Писания, следует абсолютно неизбежный вывод: Бог будет сжигать и мучить людей в аду – в зависимости от степени их греховности.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Матфея 10:28
Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. Матфея 18:8
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Матфея 25:41
Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;(11) и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Откровение 14:10-11
Слушатель Слова Божьего прочтёт эти стихи и, естественно, сделает вывод, что Бог накажет грешников длительным и неописуемым страданием. Но в человеке, который тщательно изучает Евангелие, исследуя жизнь Иисуса, возникнет много вопросов, которые побудят его копать глубже, чтобы найти объяснение этих отрывков в Библии.
Те, кто в своём сердце гневаются на кого-то или хотят причинить вред какому-либо человеку, найдут удовлетворение в стихах, приведённых выше, чтобы оправдать свой собственный дух мести, потому что, как им представляется, Бог также мстит Своим врагам. Кроме того, тот, кто склонен к самоосуждению и убеждён, что он просто-таки достоин умереть за свои грехи, равным образом будет убежден в правоте этих текстов. Но мы должны взглянуть глубже. Вместо того, чтобы признавать полное прощение греха и открывать любовь Божью, эти тексты внешне выражены в благоговейном тоне, однако поддерживают внутреннюю веру в то, что Бог является жестоким тираном. И это напоминает нам, что можно отдавать своё тело на сожжение, но при этом не иметь любви.
Одной из основных причин, по которой большинство людей приводят эти тексты в пользу того, что Бог якобы мстит Своим врагам и сурово наказывает их, является склонностью человека искать козлов отпущения. Эта практика началась с Адама, когда он обвинил Еву в том, что она съела запретный плод. Это несправедливое действие можно объяснить попыткой обвинить кого-то другого, желая достичь мира и согласия для отдельного человека или сообщества в условиях кризиса. Первосвященник Каиафа сделал это со Христом.
И не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Иоанна 11:50
У религиозных лидеров Израиля был кризис. Их грехи были разоблачены, и им нужно было отвлечь внимание людей, переведя их внимание на «незаконные» действия Христа; поэтому они представили Его как находящегося в состоянии войны с Моисеем, то есть грешником, достойным смерти. В завистливых умах фарисеев Христос совершил смехотворное искупление, не в смысле Евангелия, но через податливого Пилата, чтобы сделать Христа козлом отпущения для них. Oни пытались заставить замолчать голос совести не путём самоотречения, а стремясь убрать живого свидетеля, который беспокоил их. Их гнев и ненависть ко Христу были оправданы тем, что они представляли Его как поражаемого и сокрушаемого Богом, и эти представления являлись следствием их проецирования собственной злобы и ненависти на характер Бога.
Когда христиане восстают в праведном гневе и объявляют миру, что Бог намерен уничтожить бунтующих грешников, тогда очень вероятно, что за торжественным тоном разразившегося «святого гнева» скрывается такая форма личного искупления, которая похожа на издевательские представления Каиафы. И они находят себе оправдание в том, что самодовольно смотрят на других людей, как на менее достойных искупления, чем они сами – и как на более достойных ужасных наказаний и мучительной смерти, чем они сами.
В случае Христа эта глумливая форма искупления, которой были вооружены еврейские лидеры, оказалась направленной на праведного человека. Это был тот же случай, что произошёл с Каином и Авелем. Авель вызывал у Каина угрызения совести, и его мольбы к Каину заставили того почувствовать свою греховность. Чтобы найти личное примирение и искупление, Каин пожертвовал своим братом, убив его. В случае Христа иудейские лидеры заставили замолчать голос Того, Кто взывал к их совести, а также предали смерти двух воров, которых они сочли менее достойными, чем они сами.
Многие христиане могут ухватиться за это ложное искупление, дающее удовлетворение от знания, что грабители, воры и все безнравственные люди будут гореть в аду, в то время как они радостно отправятся на небеса. Они также могут использовать эту плотскую логику, чтобы заставить замолчать голос совести, обращающийся к ним через праведную жизнь другого верующего. Эта концепция искупления создаёт путаницу и замешательство между Христом, казалось бы, принимающим нашу вину, и теми, кого признают нечестивыми и получающими наказание, которое, по нашему мнению, они достойны. Чуждый огонь такого Евангелия может лишь поверхностно успокоить совесть, растревоженную грехами.
Возвращаясь к нашей истории, первое, что мы должны подчеркнуть, это то, что чтение Библии показывает нам, что люди после смерти находятся в бессознательном состоянии.
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. Екклесиаста 9:5
Ни мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу. Псалом 113:25
Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает:(12) так человек ляжет и не подымется; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. Иов 14:11-12
Придёт же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 2 Петра 3:10
Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.(2) А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;(3) и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Малахии 4:1-3
Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было. Авдия 1:16
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня...(34) Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, (35) доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Деяния 2:29,34-35
И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Откровение 21:4
Библия учит, что люди после смерти не попадают ни в рай, ни в ад. Они остаются в могиле до тех пор, пока небеса не исчезнут, что, как написано в 2 Петра 3:10, происходит при втором пришествии Христа. Почему же тогда Иисус использует эту историю, которая, казалось бы, противоречит остальной части Библии? Как становится ясно, данная история, рассказанная Иисусом, отражает общепринятую точку зрения самих евреев, которую они сформировали за несколько столетий до этого под влиянием, оказанным на них греками.
Алан Ф. Джонсон и Роберт Э. Вебер объясняют, что «вероятно, лучше не рассматривать эту историю как откровение загробной жизни; наоборот, она предлагает иной взгляд на общие представления о жизни после смерти». Эдвард Уильям Фадж, огонь, который пожирает, _unk_.149.
«Эта история несёт в себе явные отголоски известных народных притч, которым Иисус даёт свежий и поразительный поворот». NT Wright, Jesus and the Victory of God, _unk.255.
Это важнейший принцип для понимания. Иисус использует общеизвестные истории, которые знакомы Его слушателям, чтобы научить их важной истине.
Гелдениус приходит к выводу, что Иисус «не относил эту притчу, чтобы удовлетворить наше любопытство по поводу жизни после смерти, но ярко подчеркивал огромную серьезность жизни по эту сторону от могилы». Эдвард Уильям Фадж, огонь, который пожирает, _unk_.149.
Как мы уже обсуждали в девятой главе, Христос использует зеркало, чтобы отразить и представить человеку его собственное мышление. Во-первых, Он делает это, чтобы люди были способны понять сказанное, но и проверить, что у них на сердце. Человек, который послушен Слову Божьему и ведом Духом, будет различать духовный смысл слов Иисуса, в то время как плотской человек видит, что его собственные идеи кажутся подтверждёнными. Как сказал Иисус Никодиму:
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?(10) Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?(11) Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.(12) Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Иоанна 3:9-12
Зеркало, которое Иисус использует в Евангелии от Иоанна, становится все труднее и труднее для понимания, пока человек или не признает, что его мышление неверно, или отвернётся от Иисуса и уйдёт.
текст |
комментарий |
||
Иоанна 2:19-21 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.(20) На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? (21) А Он говорил о храме тела Своего. |
Иисус говорит о Своём теле, живом храме, но они думали о реальном храме, находящемся в городе. |
||
Иоанна 3:3-4 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.(4) Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? |
Иисус говорит о духовном рождении, а Никодим думает, что Он имеет в виду физическое рождение. |
||
Иоанна 4:13-15 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, (14) а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.(15) Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. |
Иисус говорит о духовной воде, а женщина думает, что он говорит о физической воде. |
||
Иоанна 5:17-18 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (18) И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу
|
Иисус говорит о духовной работе, а евреи думают, что Он говорит о физической работе. Oни намеренно цепляться за неправильное понимание, что позволяло им отвергать Иисуса и желать убить Его. |
||
Иоанна 6:51-52,60,66 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.(52) Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?...(60) Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?...(66) С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с ним.
|
Иисус говорит о духовном хлеб и духовном питие, в то время как многие люди отвернулись и отвергли Иисуса согласно их собственному пониманию того, что Он сказал. |
|
|
Этот процесс в Евангелии от Иоанна показывает всё более широкое применение зеркала, которое Иисус использовал в Своём служении. В Иоанна 6 мы видим, что язык Иисуса становится всё более решительным, когда Он подчёркивает необходимость есть Его плоть и пить Его кровь. Иисус ясно объяснил символы, которые Он использовал в Евангелии от Иоанна 6:35. Он приглашал их прийти к Нему и питаться Его словами, чтобы удовлетворить их жажду в духовной пище, и верить в Него, как посланного Богом утолить эту жажду духовного покоя и божественного принятия. И этот отказ людей внимательно слушать и принимать то, что Он говорит, заставляет их отвергать Его. Указанный процесс полностью раскрывает то, что находится в их необращенных сердцах. Он показывает, что они намеренно готовы неправильно истолковывать сказанное Им, чтобы оправдать отказ от Него и опровергнуть все представленные доказательства, свидетельствующие о том, что Он есть истинный Мессия.
В случае с зеркалом, которое Иисус использует в притче о богаче и Лазаре, всё гораздо глубже простого понимания физического или духовного. Иисус действительно использует идеи, в которые верят люди, чтобы учить их чему-то важному. Иудеи стали требовать от Иисуса знамений, доказывающих Его власть и полномочия. Их сердца ожесточились против Него. Чрезвычайная ситуация требовала, чтобы Иисус объяснил им реальность жизни и смерти, ту реальность, перед которой они стояли лицом к лицу. Он рассказал им историю, которую они поняли. В этой притче, как в зеркале, Он отразил их собственное мышление. Это было необходимо из-за жестокости их сердец.
Тот, кто сегодня читает историю Лазаря и богача с убеждением, что следует подвергать страданиям и мучениям тех, кого они посчитают преступниками, легко смогут оправдать свою ненависть к другим. Некоторые могут спросить: почему Иисус произносит подобное? Почему Он рассказывает нечто, что может быть с большой вероятностью истолковано неверно?
Начальное действие Евангелия заключается в том, чтобы обличать людей во грехах. Это убеждение во грехе часто раскрывает сокрытое в наших сердцах. От Луки 8:17, от Марка 4: 22, от Луки 12:2. Это цель божественного зеркала в Законе, потому что у всех нас есть грехи, которые мы не осознаём, не принимаем, подавляем или не понимаем их полного значения. Откровение греха в уме человека требует серьёзнейших усилий Мудрости Божьей.
И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде. Иоанна 16:8
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.(4) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Матфея 5:3-4
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом. Римлянам 3:19
Вспомним историю женщины-чужестранки, которая попросила Иисуса исцелить свою дочь. Его первоначальное молчание действовало как зеркало, чтобы разоблачить неверное отношение учеников к инородцам. Божественное зеркало отражает наши собственные мысли и мотивы. Христос, как Слово Божье, говорит с нами таким образом, чтобы выявлять наши мысли и желания.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Евреям 4:12
Когда люди используют некоторые утверждения Иисуса, чтобы доказать, что Бог мучает и сжигает людей заживо, то таким образом и проявляется, что они на самом деле думают о Нём.
Когда делаются другие заявления, свидетельствующие о том, что Христос не является жестоким и не убивает людей, и при этом утверждается, что Он является точной копией Своего Отца, тогда мы оказываемся в положении, когда необходимо сделать выбор.
Когда женщина-чужестранка, просившая Иисуса исцелить свою дочь, услышала от Него: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»,– она оказалась в этот момент перед выбором. Будет ли она использовать Его высказывание, чтобы отвергнуть Его, или она будет цепляться за то, что она узнала о Его характере, сохраняя веру, что Он поможет ей? Это и есть божественное действие Евангелия: направлять нас к точке принятия решения о характере нашего Отца.
Плоды изучения Священного Писания и хождения со Христом не являются духовной дисгармонией для искреннего и скромного ученика, который держится с верой за ответы на вопросы, даже если многовековые традиции ужасно давят на него. Когда я читаю историю о богаче, мучающимся в адском пламени, или об Иисусе, говорящем о Боге, Который разрушает тело и душу в геенне огненной, я принимаю решение согласовать эти высказывания с другими евангельскими свидетельствами, такими как: «любите врагов ваших» и «не убивай». Ранее мы рассматривали различные аспекты смерти нечестивых, но теперь давайте соберём вместе библейские отрывки, которые говорят об огне в связи с Богом.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Исход 3:2
Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Исход 24:17
Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий: Исаия 30:27
Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» (15) Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; Исаия 33:14-15
Потому что Бог наш есть огонь поядающий. Евреям 12:29
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.(3) И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.(4) И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деяния 2:2-4
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Римлянам 12:20
В Пятидесятницу на апостолов сошёл огонь Духа Божьего. Они освятились этим огнём, но они не были поглощены им, как и горящий куст во времена Моисея. В Исаии 33:14 задан вопрос: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» Это праведники, которые будет вечно гореть в пламени Божьей любви. Когда любовь Божья полностью откроется в конце времён, когда все нечестивые ясно увидят, что Бог сделал для них - все Его усилия, чтобы спасти их - то вина и стыд за Его отвержение будут как горящие угли на их головах. Это их собственное нечестие уничтоит отвергнувших Христа, а не рука Божья. Огонь – это только бескорыстная любовь, и когда эта любовь раскрывается, она сразу же вызывает глубокую боль и самоуничтожение. Причина, по которой Бог обладает способностью уничтожать тело и душу в аду, состоит в том, что Он воистину любящий, сострадательный и заботливый.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.(29) Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;(30) у вас же и волосы на голове все сочтены;(31) не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Матфея 10:28-31
Стих 28, кажется, не связан со стихами 29-31. Сначала Иисус говорит нам бояться Того, Кто способен уничтожить тело и душу в геенне, а затем Он говорит нам о нежной заботе Отца о нас и призывает не бояться. Если Бог – это Тот, Кто мучает людей в аду, используя буквальный огонь, который испепеляет их кожу, как Он может тогда сказать в стихе 31 – «не бойтесь»? Разве это не противоречие?
Иисус использует стих 28, чтобы выразить мысли людей в зеркале. Он отражает наши естественные мысли о Боге обратно к нам. Человек, исполненный греха и нечестия, должен при чтении этого текста устрашиться увидеть, насколько отличается его характер от характера Бога, и насколько он заставляет страдать Христа проявлением своего эгоизма.
Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Иаков 1:15
Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Псалом 33:22
Смерть вызвана грехом, а не Богом. Уничтожение происходит именно через всепроникающее осознание того, с какой любовью наш Небесный Отец заботится о воробьях, как Он считает волосы на наших головах, как искренне Он постоянно думает о нас с любовью. Полное осознание этого вызовет ужасное чувство вины у грешника, и он будет сокрушен и уничтожен. Только в таком случае имеет смысл помещать рядом тексты Матфея 10:28 и Матфея 10:29-31.
Иногда высказывается мысль, что поскольку Бог раскрывает Свой характер, и Он знает, что это убьёт нечестивых, то таким образом Он становится ответственен за их смерть; то есть сам факт, что Он открывает Себя, делает Его убийца. Но это имеет такой же смысл, как и в случае с врачом, которого просят отключить систему жизнеобеспечения для смертельно больного пациента, обвиняя при этом врача в убийстве или возлагая на него ответственность за смерть пациента. Чтобы человечество имело свободное общение с Богом, особенно в вечности, Он должен открыть, каков Он есть на самом деле. Давайте также вспомним, как в конце времён нечестивые окружают город Новый Иерусалим и хотят взять его; их желание приблизиться к городу означает, что в своих сердцах они вынашивают убийство, ревность и грабёж.
И [сатана и нечестивые] вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И огонь [самоотверженной любви, как в день Пятидесятницы] ниспал от Бога с небес и [сокрушительное чувство вины из-за эгоизма] пожрал их. Откровение 20:8,9
Когда человеческий эгоизм сталкивается с такой самоотверженностью, сокрушительная тяжесть вины и самоосуждение делают неизбежной смерть нечестивых. Всякий раз, когда мы читаем Библию, перед нами зеркало. И обратно оно отражает нам именно то, как мы думаем, а затем мы должны сделать вечный выбор.
С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, (27) с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его. Псалтирь 17:26-27
Когда ангел призвал Авраама и помешал ему забрать жизнь своего сына Исаака в качестве жертвы, у Авраама внезапно появился выбор: изменит ли он свои представления о Боге? Повеление для убийства сына было отражением его собственных мыслей, и казалось, патриарх был абсолютно уверен, что его сын должен умереть. Мы все должны прийти к этому решению. Можем ли мы услышать призыв не поднимать руки на отрока и осознать, что Бог не является автором смерти. «Всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал». Псалтирь 39:7.
Так в чём же тогда была цель Иисуса, когда Он рассказывал притчу о богаче и Лазаре? Обратим внимание на Его заключительное замечание.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Луки 16:31
Христос учил их, насколько важны решения, которые мы принимаем на этой стороне могилы, и что мы должны уделять пристальное внимание тому, что записали Моисей и пророки, когда принимаем эти решения.