АГАПЭ. Глава 21 - Вечный завет и служение смерти
Опубликовано Июнь 18, 2019 от Адриан Ибенс в Агапэ
Ветхий Завет изобилует рассказами о крайней жестокости и насилии, которые, как представляется, были совершены последователями Бога и непосредственно Самим Богом. Большинство из этих историй мы вряд ли хотели бы читать нашим детям из опасения напугать их. Ветхий Завет вызывает серьёзное смущение в христианстве, стремящемся проповедовать любовь и милосердие Божье на примере евангельской истории Иисуса.
Христиане, пытаясь объяснить проблему насилия, которое, как считается, осуществлялось Богом и описано в книгах Ветхого Завета, часто предлагают в качестве решения особое понимание Ветхого и Нового Завета (в последнем случае Завет следует понимать не как ту или иную часть Библии, а как союз или договор, заключённый Богом с людьми – прим. переводчика). Многие христиане учат, что Ветхий Завет (союз-договор) относится только к Ветхому Завету или к периоду до того времени, когда Христос пришёл на нашу землю и умер на кресте. Это была эпоха закона, когда нужно было «повиноваться и жить» или ослушаться и умереть. Существует также устоявшееся представление о том, что менталитет (образ мышления) ветхозаветных людей был весьма примитивен, и в кризисных ситуациях они могли понимать только язык грубой силы.
Напротив, Новый Завет воспринимается как эпоха благодати. Любовь Божья теперь открыта во Христе и в даре Святого Духа, Который ниспослан в это благодатное время и позволяет людям испытать на себе полноту Евангелия. Ветхозаветные же люди, находясь за пределами этого откровения и дара, могли только мечтать о будущей реальности Евангелия. Другая часть исследователей Священных Писаний воспринимает такое положение вещей как попытку Бога сделать нечто определённым образом – с целью показать, что это приводит лишь к неудаче, а затем попробовать иной подход, изобилующий любовью. Также есть те, кто полагает, что в сложившихся обстоятельствах – до прихода Мессии – Бог просто делал всё возможное. Но тогда острее встаёт вопрос: почему Христу потребовалось так много времени, чтобы прийти в мир? Поэтому есть и те, кто полагает, что было бы лучше отправить Его раньше, чтобы реализовать этот подход, преизобилующий благодатью.
Такой взгляд на Ветхий и Новый Заветы (союз-договор) представляет собой два противоположных принципа плана спасения. В Ветхом Завете (союзе-договоре) основное внимание уделяется закону и его исполнению через принуждение, в то время как Новый Завет фокусируется на милосердии. Помещая эти два принципа в разные эпохи мировой истории, мы неизбежно приходим к ситуации, что Заветы (союз-договор) понимаются как противостоящие друг другу, то есть находятся в оппозиции. И наоборот, когда эти два принципа рассматриваются вместе и последовательно в рамках личного опыта конкретного человека, то они раскрывают прекрасный божественный процесс восстановления.
Хотя эта тема на первый взгляд может показаться немного утомительной и не относящейся к вопросу характера Бога, когда мы её освоим, то окажется, что она играет жизненно важную роль в объяснении многих библейских отрывков, которые, кажется, указывают на Бога как на деспотичного и жестокого в Своих действиях.
Давайте возьмем для примера человека, у которого неправильно срастаются кости. На приёме в больнице ему говорят, что врач должен сломать кость и сместить её, чтобы она заживала правильно. Что будет, если хирург сделает только первую часть операции по восстановлению кости? Что будет, если он только сломает кость и на этом остановится? Хирурга признают совершенно некомпетентным врачом. Другой пример – человек идёт к стоматологу с острой болью. Стоматолог обнаруживает кариес. С согласия пациента врач начинает сверлить зуб, чтобы подготовить его к восстановлению. Во время сверления пациент порой может испытать острую боль. Что произойдёт, если стоматолог сделает только первую часть работы? Если он только удалит с зуба гниль и позволит пациенту идти домой, то незащищённый зуб будет продолжать причинять боль. В таком случае стоматолог проявит халатность, потому что он сделал лишь первую часть работы в процессе восстановления.
Давайте посмотрим, что написано в Библии. Обратите особое внимание на использование слова «и» там, где оно подчеркнуто. В отмеченных случаях указывается на оба действия – предыдущее и последующее, причём вместе и последовательно, а не на одно и другое порознь.
Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Второзаконие 32:39
Господь умерщвляет и оживляет; низводит в мир мертвых и выводит из него. (7) Господь делает нищим и дает богатство; Он смиряет и возносит.1 Царств 2:6-7 (Новый русский перевод)
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; (4) время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; (5) время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий. Екклесиаст 3:3-5
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а [и] дух животворит. 2 Коринфянам 3:6
В каждом из этих примеров Библия показывает двухэтапный процесс. Во-первых, поставлен диагноз о степени проблемы и о том, насколько болезненной она является. Во-вторых, здесь предусмотрено лечение и восстановление. Стих во втором послании Коринфянам 3:6 связывает процесс убийства буквой и животворящего влияния Духа с помощью греческого слова «de» [номер Стронга 1161], которое можно перевести как «и». Симфония Стронга объясняет, что это первичная частица, которая может означать «противоположность или продолжение». Случай с двумя Заветами (союз-договор) является и противоположностью, и продолжением. Действие первого Завета противостоит второму Завету, потому что оно разоблачает и сокрушает, а второй Завет строит и восстанавливает. Но он также продолжается в том, что второй Завет восстанавливает и созидает. А продолжение состоит в том, что второй Завет следует или продолжается после первого. Давайте посмотрим на данный процесс, как его объясняет апостол Павел, рассказывая о жизни Авраама.
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. (23) Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. (24) В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, (25) ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; (26) а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Галатам 4:22-26 ( NKJV)
Бог обещал дать Аврааму сына. Трудность заключалась в том, что Авраам имел недостаток веры в Бога. Авраам не знал, насколько серьёзна у него проблема, пока он и его жена не смогли произвести на свет ребёнка. Этот опыт был частью процесса обследования или диагностики. Господь задержал момент рождения ребёнка, чтобы открыть отсутствие веры у Авраама и Сарры. Этот процесс имеет решающее значение для восстановления. Проблема всесторонне должна быть раскрыта для полного исцеления. Вместо того, чтобы ожидать исполнения обещанного от Господа, Авраам поддался соблазнительному предложению своей жены и использовал её служанку для того, чтобы родить от неё сына. Бытие 16:1-2.
Сначала, когда Агарь родила Измаила, произошедшее казалось идеальным решением, но всё быстро усложнилось. Отсутствие веры у Авраама породило семена конфликта в его доме. Конфликт продолжается до наших дней и выражается во враждебности между евреями и мусульманами. История Авраама показывает, что отсутствие веры может иметь ужасные последствия. Господь должен был позволить этому случиться, чтобы показать отсутствие вера. Печально то, что в этом процессе Сарра и Авраам намекали на тот факт, что Господь виноват в задержке выполнения обещания дать им ребёнка.
И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. Бытие 16:2
И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; (16) Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. (17) И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? (18) И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бытие 17:15-18
Все эти события выявили масштабы проблемы в сердцах Авраама и Сарры. Их неверие постепенно раскрывалось. Павел объясняет, что связь Авраама с двумя женщинами, Саррой и Агарь, показывает правду о том, как работают два Завета (союза-договора). Авраам был женат на обеих женщинах. Сначала Агарь родила сына, но это вызвало у Авраама столько горя и боли, что он был вынужден отправить Агарь и их общего сына прочь. Боль этих переживаний показала Аврааму, что испытанные им страдания вызваны его неверием. Только тогда Авраам смог полностью перейти в опыт Нового Завета. Это был двухэтапный процесс с некоторым совмещением между двумя Заветами, поскольку оба сына жили в отцовском доме какое-то время. Авраам наконец-то стал способен войти в Новый Завет через испытание принесением в жертву своего сына Исаака. Его вера в Господа не дрогнула. Совершенство его веры принесло ему обновление и восстановление, чего Бог и желал с самого начала.
Чтобы совершить эту работу по восстановлению, Господь должен был дать время на выявление у Авраама болезни, заключавшейся в недостатке веры, дабы после исцелить его. Господь допустил события, которые убили прежний образ мыслей Авраама и сформировали новое мышление, утвердив его в праведности по вере.
В предыдущих двух главах мы обсуждали принцип зеркала. Зеркало – это инструмент, используемый стоматологами, чтобы показать нам проблемы, которые существуют в полости нашего рта. Врачи используют рентген как инструмент, чтобы показать нам проблемы, которые существуют в местах, где мы не можем видеть невооруженным взглядом. Закон Божий действует как инструмент, то есть зеркало, чтобы показать степень нашей греховной болезни. Зеркало – это тот инструмент, который ведёт нас ко Христу, если мы соглашаемся с диагнозом.
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. Галатам 3:24
Грех – это проблема, которая начинается в плотском уме. Чтобы решить эту проблему, наш Небесный Отец должен открыть нам наше ложное мышление. Эта работа совершается через закон. К сожалению, осознав, насколько мы плохи, большинство людей проецирует это горькое открытие на Бога.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. (23) Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: (24) он посмотрел на себя, отошёл и тотчас забыл, каков он.(25) Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действии. Иакова 1:22-25
Что значит быть слушателем этого слова, а не исполнителем? Идеальный пример можно найти в истории о сынах Израиля, когда они подошли к горе Синай. Бог обещал сделать для них много замечательного, но на самом деле они слушали без должного внимания. Вместо того, чтобы принять верой Его обещания, они, скорее, сами обещали Ему, что будут делать то, что Он хотел бы сделать для них.
Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; (5) итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, (6) а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (7) И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. (8) И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу. Исход 19:4-8
Бог действительно сказал, что Он даст им благодать повиноваться Ему в духе и в истине. Послушание означало просто поверить, что Бог сделает их царственным священством для служения Ему. Послушание следует понимать не как делание чего-то для Бога, а как веру в то, что Бог сделает обещанное для них. К сожалению, Израиль превратил Божье обещание в нечто, что они могли сделать для Него и таким образом записать заслуги на свой счёт.
Именно этот процесс Библия по формальным признакам называет Ветхим Заветом (союз-договор). И это событие явственно показывает нам неспособность человека на самом деле слушать Бога и доверять тому, что Он говорит.
Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.(8) Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, (9) не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. (10) Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. Евреям 8:7-10
Господь знал, что Израиль не будет внимательно слушать Его, а, скорее, Израиль попытается сделать то, что Он обещал сделать для них. Это часть процесса обучения, чтобы привлечь кого-то ко Христу.
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; (25) по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Галатам 3:24-25
Бог знал, что Израиль не может сдержать своих обещаний Ему, но Он позволил им попытаться действовать таким образом, чтобы когда они потерпят неудачу, у них всё еще оставался выбор отказаться от своих собственных усилий и доверить Ему совершить то, что Он Сам обещал.
Мы увидели ранее в истории Авраама и Сарры, что у всех людей есть проблема: когда Господь начинает открывать нам нашу греховность, наш естественный разум возвращает проблему обратно к Нему. Сара заявила, что Господь закрыл ей возможность для рождения ребёнка. Она предположила, что это Его вина, почему так происходит. Когда Господь спросил Адама, ел ли он плод дерева, Адам возложил вину на Бога.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (12) Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Бытие 3:11-12
Эта проблема переноса наших неудач на Бога оказывает глубокое влияние на то, как мы читаем и толкуем Библию. Библия предупреждает нас о нашем плотском состоянии и раскрывает мысли и намерения наших сердец, а именно, что мы эгоистичны, склонны к обману, разрушению и убийству.
Как написано: нет праведного ни одного; (11) нет разумевающего; никто не ищет Бога; (12) все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. (13) Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. (14) Уста их полны злословия и горечи. (15) Ноги их быстры на пролитие крови; (16) разрушение и пагуба на путях их; (17) они не знают пути мира. (18) Нет страха Божия перед глазами их. Римлянам 3:10-18
Реальность нашей природы была великолепно представлена Иисусом, Чья жизнь абсолютно отличалась от жизни людей. Любовь и милосердие, которые Он проявлял к Своим врагам, а также Его самоотверженное служение всем нуждающимся в исцелении, полностью осуждает наш эгоизм. Но вместо того, чтобы покаяться, человеческое сердце проецирует свои плотские качества обратно на Бога, чтобы оправдать собственную греховность. Как мы уже цитировали из послания апостола Иакова, естественный человек читает Слово Божье и видит своё естественное лицо.
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: Иакова 1:23 ( NKJV)
Господь действует как хирург или дантист, когда пытается показать нам масштабы проблемы, но этого недостаточно для нас. Мы не считаем, что проблема столь серьёзна, или если таково наше суждение, то нам представляется, что есть какое-то другое лекарство – более приемлемое, чем то, что Он предлагает нам, например, болеутоляющее или что-то подходящее для увеличения продолжительности нашей жизни. Также нельзя обойти стороной тот факт, что грех никогда не даёт мира и покоя, ибо «нечестивым нет мира, говорит Господь» – нет мира для плоти и для одержимых бесами. Поэтому Бог должен позволить нам испытать последствия наших греховных действий для того, чтобы мы осознали, что «всё, что не по вере – грех». Исаия 48:22, Римлянам 14:23.
В мучительных переживаниях Он ежедневно наблюдает, как человек проходит через Ветхий Завет, силясь обрести спасение своими путями, умоляя нас, чтобы мы признали, что можем решить эту проблему, только если Христос обитает в наших сердцах. Тем не менее, мы отказываемся признать, что болезненные последствия являются результатом действий нашей плотской природы, которые могли быть гораздо хуже, если бы не были смягчены нежной опекой любящего Отца, стремящегося сделать это наказание полезным для нас. Вместо этого мы испытываем искушение упрекать и обвинять Его в строгом характере, с нашей искажённой точки зрения, в жестоком обращении с нами, когда Он без малейшего основания позволяет бедам обрушиваться на нас. Люди изобрели чрезвычайно изощрённые способы проецировать на Бога своё собственное порочное поведение. Как сказано в Священном Писании:
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Иеремия 17:9
Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. Псалом 49:21
К сожалению, с момента падения человечества, наши сердца по своей природе лукавы и кровожадны. Когда естественный человек читает Библию, он проецирует эти злые черты своего характера на Бога. Когда Бог воспринимается читателем как жестокий тиран, то это служит для полного раскрытия и обнаружения семени, которое уже находилось в сердце читателя. Как объясняет апостол Павел:
Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. (9) Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, (10) а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, (11) потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. (12) Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. (13) Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Римлянам 7:8-13
Люди используют истории Ветхого Завета, которые, кажется, говорят, что Бог разрушает и убивает людей, чтобы подтвердить свою собственную крайне испорченную и лукавую природу. Библия написано так тщательно и столь скрупулёзно, чтобы позволить людям полностью раскрыть то, что находится в их сердцах. Жизнь Иисуса на земле показывает нам, каков Бог. Иисус никогда никого не убивал, но вместо того, чтобы смотреть в это совершенное зеркало Божьей любви, люди избирательно читают Ветхий Завет как слушатели слова, но они видят только своё собственное лицо там, где, как они думают, явлен Божий лик.
Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. 2 Коринфянам 3:18
Слава Господа – это полный и целостный характер Отца, открытый в земной жизни Иисуса.
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. Иоанна 17:4
Слава Божья – это Его характер, как Он Сам говорит нам.
И он сказал, умоляю Тебя, покажи мне славу Твою...( 34:5) И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. (6) И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный... Исход 33:18; 34:5-6
Когда вы читаете Библию через зеркало славы или характера Иисуса, вы видите нечто совершенно иное в книгах Ветхого Завета, чем когда вы читаете их через зеркало вашего естественного сердца. Но как можно увидеть славу нашего Господа Иисуса Христа в зеркале? Разве мы не должны видеть себя в зеркале? Как же мы видим Христа?
Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. Колоссянам 1:27
Когда мы вступаем в Новый Завет, мы рождаемся свыше, и Христос начинает раскрываться в наших сердцах. Это начинает менять то, что мы видим отражённым в зеркале. Когда мы видим Христа в зеркале, то и весь наш способ чтения Библии начинает меняться. Как мы упоминали в главе 18 о ясных заявлениях, мы сразу же начинаем замечать много очевидных противоречий, которые сходу не так просто разрешить. Подобного рода наблюдения уже сами по себе являются доказательством процесса перехода от опыта Ветхого к опыту Нового Завета. Наши глаза начинают читать по-другому.
Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? (24) Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. (25) Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. Марка 8:23-25
Сначала мы видим проходящих мимо людей, и нам мерещится, что это – деревья, но когда Господь возлагает руки на наши глаза, мы начинаем видеть окружающее ясно – так, как его видит Он, и тогда открывается прекрасная картина!
Ключом ко всему этому является то, что работа Ветхого Завета (союза-договора) имеет решающее значение для оказания помощи в нашем поиске истинного лекарства во Христе. Ветхий Завет через закон показывает нам, насколько мы испорчены и злы, чтобы мы имели побуждение устремиться ко Христу и исцелиться в Новом Завете. Эти два процесса всегда происходят вместе и проявляются в жизни каждого человека, который приходит к Господу. Сегодня это тот же процесс, что и во дни патриархов – то же самое происходило и с Адамом, и с Ноем, и с Авраамом, и с Моисеем.
Попытка разделить этот двухэтапный процесс представляет Бога в Ветхом Завете как того, кто просто ломает кости и сверлит зубы, но не предлагает какого-либо восстановительного лечения. В таком случае Бог выглядит суровым и жестоким. Что ещё хуже, это когда сегодня проповедуют Евангелие и при этом часто учат, что надо просто верить в Иисуса и не беспокоиться о своих сломанных костях и гнилых зубах. В такой Радостной Вести Иисус просто ставит пломбы, но не очищает зубы от гнили. Если вы проводите разделение данных двух шагов в жизненном опыте человека, то Бога оказывается суровым в Ветхом Завете и мягким, готовым к примирению – в Новом Завете.
Самая большая ошибка при неправильном понимании этого двухэтапного процесса заключается в следующем: когда Бог позволяет обстоятельствам развиваться в том направлении, где обнаруживается грех в тех, кого Он стремится спасти, это проявление и умножение греха приписываются Богу как Его умысел и желание.
Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, Римлянам 5:20
Когда закон проникает в наши сердца и умы, это заставляет грех в людях изобиловать – грех становится более заметным. Затем человеку предлагается обратиться ко Христу и получить лекарство.
И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде. Иоанна 16:8
Тогда грешник, осужденный за свой грех, сможет получить праведность через веру – праведность Христа, которая подготовит грешника к вечному суду.
Теперь мы подошли к решающему моменту, чтобы понять весь этот процесс. Когда человек находится в своём естественном состоянии ума, слова и выражения Бога говорят ему о том, что находится в человеческом сердце. Бог стремится раскрыть намерения и мотивы сердца человека. Бог с любовью желает раскрыть те вещи, которые сам человек не осознает, но которые есть в нём.
И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; (12) когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Бытие 4:11-12
В этих стихах Бог открывает Каину именно то, что находится в нём. Каин принёс проклятие на землю через свой грех. Убийство, которое он совершил, уничтожило его чувство собственного достоинства и превратило его в разбитого и надломленного человека. Эти слова Бога не были сказаны, чтобы уничтожить Каина, но, скорее, чтобы Каин мог понять своё реальное состояние, обратиться к Богу и получить прощение. Как ответил Каин?
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; (14) вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. Бытие 4:13-14
Вместо того, чтобы признать диагноз как реальность своего состояния, Каин проецирует и возлагает вину на Бога. Каин отказывается покаяться в убийстве своего брата и, следовательно, не может найти покоя. Вина за убийство своего брата угнетает Каина день и ночь, заставляя его постоянно метаться в своём уме как беглец. Порой Бог провозглашает повеления и даёт приказы, которые отражают умонастроение человека – для того, чтобы его мысли проявились в решении и таким образом открыли, что у него на сердце. Когда Израиль хотел обследовать обетованную землю, Бог дал повеление совершить разведку. В результате 10 из 12 соглядатаев вернулись с неверным отчётом.
Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам. (23) Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от каждого колена. Второзаконие 1:22-23
И сказал Господь Моисею, говоря: (3) пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. Числа 13:2-3
Причина, по которой люди попросили разведать землю, заключалась в том, что им не доставало веры в Божье слово. Господь хотел помочь им осознать отсутствие веры, поэтому Он просто отразил им их же мысли и дал такую команду, которую они ждали – обследовать землю, чтобы подготовиться захватить её с помощью собственных усилий.
Ещё раз подчеркнём этот момент: когда Бог имеет дело с людьми в Ветхом Завете (союз-договор) или в их естественном состоянии, то повеления и команды, которые Он даёт и которые находятся в противоречии с жизнью Иисуса на этой земле, свидетельствуют о работе божественного зеркала. Такие повеления являются отражёнными мыслями людей и даются, чтобы их греховность явственно проявилась. Это не мысли или желания Бога. В этом пункте многие читатели Библии запутались и, следовательно, подверглись обману.
Возьмём случай с Валаамом. Бог говорит Валааму не ходить и не проклинать Израиль. Сначала Валаам подчиняется Богу, но когда люди Валака возвращаются и сулят ему великие почести, он начинает колебаться и просит посланников остаться на ночь.
И пришёл Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе. (21) Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошёл с князьями Моавитскими. Числа 22:20-21
Эта Божья команда была отражением желания Валаама пойти с посланниками Валака. Через слова Божьего повеления ему вернулось его же вожделение, чтобы он мог увидеть себя. Если мы не понимаем порядок действия заветов (в оригинале – «заветный процесс», covenant process), то следующие стихи не имеют никакого смысла.
И воспылал гнев Божий за то, что он пошёл, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. Числа 22:22
Напомним, что еврейское слово «гнев» здесь можно перевести как огорчение. Господь опечалился, что Валаам решил пойти с князьями Моавитскими и послал Своего ангела предупредить его. Валаам, кажется, понимает, что он должен вернуться домой, но одно маленькое слово выдаёт то, что у него на сердце – «если».
И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь. Числа 22:34
Валаам знал, что это не воля Господа. А эпизод с ослицей и ангелом Господним ясно показал, что он поступал неправильно. Он даже признал свой грех, но сказал: «ЕСЛИ это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь». Господь вынужден был говорить с ним через зеркало.
И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошёл Валаам с князьями Валаковыми. Числа 22:35
Божье повеление «пойди с людьми» – это отражение мысли Валаама, поскольку Валаам находится в Ветхом Завете. Когда Бог видит, что человек преисполнен решимости идти в определённом направлении, Он не желает ограничивать его волю.
Которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления. Иеремия 17:23
Он даёт им свободу делать то, что они хотят. Это позволяет семени греха расти так, что грех увеличивается до избытка. И когда грех изобилует, появляется возможность ещё раз покаяться и выбрать верный путь, чтобы благодать могла преизобиловать.
Рассмотрим ещё раз пример, когда Израиль попросил себе царя. Бог предупредил, что Он против этого, но израильтяне упорствовали. И Бог дал им царя – в соответствии с их страстным желанием. Это не было волей Божьей, но через зеркале их собственного желания Он позволил им иметь своего земного царя.
Во времена Моисея Бог сказал Израилю, что хананеи будут изгнаны с помощью шершней. Не было и речи об убийстве и уничтожении жителей Ханаана. Но израильтяне раскрыли свои кровавые намерения в 21 главе книги Чисел 21.
Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен. (2) И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, тогда я полностью уничтожу их города . (3) Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки их, и они полность уничтожили их и их города: и он нарек имя месту тому: Хорма. Числа 21:1-3
Бог внял их желанию уничтожить другие народы. И таким же образом в будущем Господь вновь и вновь будет отражать им обратно желания насильственного характера через зеркальные повеления жестоко расправляться с недругами – повеления, которые радовали их слух.
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. 2 Тимофею 4:3
Если вы не понимаете двухэтапный порядок действия заветов, вы будете вынуждены приписывать греховность человека характеру Самого Бога!
Это была одна из величайших ошибок людей при чтении Библии на протяжении многих веков; неспособность разоблачить естественную склонность человека оборачивается проецированием своего кровавого дух мести на святой образ любящего Бога.
Любой человек, который исповедует Христа как своего Спасителя, должен признать, что он виновен в смерти Сына Божьего. Исповедание данной истины раскрывает тот факт, что люди по своей природе ненавидят Бога и Его Сына. Но пытаясь оправдать этот дух ненависти, люди переносят жестокость и другие злые черты своего характера на Бога, выставляя Его величайшим человекоубийцей. Таким вот образом и оправдывается дух убийства, который они питают против тех, кого предпочитают презирать. А также оправдывают своё молчаливое согласие или публично высказываемое желание, чтобы их врагов пытали и уничтожали в пламени ада.
В настоящее время звучит призыв – убойтесь Бога и воздайте Ему славу. Придя к лучшему пониманию истинного Божьего характера, мы оставляем наш страх перед потенциально мстительным Отцом и продвигаемся в постижении высот и глубин любви Отчей; так мы оказываемся способными на проявление большего почтения и на глубокое раскаяние за то, что когда-то ложно обвиняли Бога.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 1 Иоанна 4:18
Истинный свет уже воссиял, и ныне слава Господа открывается. Когда вы начинаете по-настоящему понимать порядок действия заветов в плане спасения, то тёмные тучи, нависшие над нами, чтобы скрыть и исказить характер Бога, будут рассеяны чудным светом Его откровения.
Теперь, когда мы рассмотрели ряд принципиальных моментов, у нас есть инструменты для изучения некоторых очень жестокие истории в Библии и возможность увидеть в них терпение, мудрость, справедливость, милосердие и любовь Бога.