1888 год: смерть Христа на кресте – первая смерть или «вторая»?
Опубликовано Мар 15, 2019 от Алексей Герасимов в общего характера
Библия имеет ясные свидетельства о том, что нераскаявшиеся грешники погибнут, испытав то, что Писания называют «второй смертью».
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая. Откровение 21:8
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Откровение 20:6
Что же такое «смерть первая»? Даёт ли нам Библия основание понимать под «первой смертью» прекращение процессов жизнедеятельности, которое происходит со всеми людьми на земле? И какую смерть на кресте испытал Иисус Христос?
Для ответа на эти вопросы нам нужно вооружиться не своими мыслями и устоявшимися представлениями, а Божьими мыслями.
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.(9). Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Исаия 55:8,9
Внимательно посмотрим на этот текст в традиционном переводе, имеющем отпечаток «наших мыслей»:
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших(?)в Иисусе Бог приведет с Ним. 1 Фессалоникийцам 4:14
На месте «умерших» в греческом тексте послания Павла стоит слово с совершенно иным значением – κοιμηθέντας – усопших.
Итак, правильно читать:
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и уснувших в Иисусе Бог приведёт с Ним. 1 Фессалоникийцам 4:14
Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, (10) умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли или спим — жили вместе с Ним. 1 Фессалоникийцам 5:9,10
Отметим, что апостол Павел утверждает следующее: ИИСУС УМЕР – МЫ СПИМ.
Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
(7) Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (8) Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Римлянам 5:6-8
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Римлянам 8:34
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. Римлянам 14:9
И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 1 Коринфянам 8:11
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. (15) А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. 2 Коринфянам 5:14,15
Когда в человеке прекращается процесс жизнедеятельности, то по библейскому определению человек не умирает в традиционном понимании («наши мысли»), а «засыпает». Пророчество о грядущем воскресении употребляет к тем, кто находится в могиле, именно понятие «спящие».
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. Даниил 12:2
Иисус Христос испытывал серьёзное сопротивление со стороны людей, имевших традиционное представление о том, что происходит с человеком, когда в нём прекращаются процессы жизнедеятельности. Иисус настоятельно утверждает пророческое видение о конце земной жизни человека до его воскресения.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. (53) И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Луки 8:52,53
Сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Матфея 9:24
Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иоанна 11:4
Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.(12) Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. (13) Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. (14) Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер…Иоанна 11:11-14
И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. (60) И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. Деяния 7:59,60
Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; (37) а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Деяния 13:36,37
Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили… 1 Коринфянам 15:6
Далее в этой главе апостол Павел продолжает говорить об уповании на вечную жизнь во Христе, и мы должны отметить, что традиционный перевод подменяет пророческое определение на человеческое определение. Давайте прочитаем правильно:
…поэтому и ЗАСНУВШИЕ во Христе погибли. 1 Коринфянам 15:18
Говорю вам тайну: не все мы ЗАСНЁМ, но все изменимся. 1 Коринфянам 15:51
И говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали ЗАСЫПАТЬ отцы, от начала творения, всё остается так же». 2 Петра 3:4
Итак, Библия имеет множество свидетельств в пользу того, что пророческим определением прекращения земной жизни до воскресения является не понятие «смерть», а понятие «сон». Лишь однажды Христос, чтобы ясно объяснить ученикам ситуацию с Лазарем, воспользовался традиционным определением, но из контекста этого диалога с учениками видно, что Иисус не вносит нового определения, а снисходит до уровня «наших мыслей», чтобы далее утвердить нас в пророческом понимании. Это и видно в цитатах из апостольских посланий, в которых применяется пророческое определение.
С другой стороны, Библия ясно утверждает, что Иисус Христос умер – за нас или за всех.
Смерть Христа на кресте – это и есть первая смерть; впервые во Вселенной смерть происходит, когда единородный Сын Божий берёт на Себя наши грехи и испытывает возмездие (расплату) за грехи всего человечества.
Мы не должны неправильно истолковывать вид смерти, которым умер Христос. То, что мы обычно называем смертью, Библия называет сном, но реальная смерть – это смерть, в которой страдалец не чувствует луча надежды, потому как чувствует себя абсолютно оставленным Богом. Более того, это смерть, в которой человек чувствует полный груз вины за грех, полное отвращение к себе и огонь осуждения, горящий в каждой клетке его существа. Такая смерть включает проклятие Божие, о котором упоминал Моисей. С тех пор, как начал существовать мир, ни одна человеческая душа пока еще не умерла этой смертью и не страдала от того, что полностью оставлена Богом. Кроме Иисуса. Он был «сделан проклятием за нас». Никто еще никогда не чувствовал физически или духовно полного груза вины за грех. Никакой потерянный человек не может почувствовать всю полноту этого бремени до тех пор, пока небесный Первосвященник продолжает служить как Заместитель человечества, потому как «Он есть умилостивление ... за грехи всего мира» (Иоанн 2:2).
С тех пор, как мир начал свое существование, сколько людей воистину умерло? Только один! Все остальные, согласно Священному Писанию, «спят».
Известное высказывание Елены Уайт даёт нам понять, что смерть Христа – это реальная смерть, сопоставимая со «второй смертью», а не со сном.
«Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти. Зримо Он не представлял, что выйдет из могилы Победителем. Ничто не говорило Ему, что Отец принимает Его жертву ... Христос испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род». (Желание веков, с. 753)
На Генеральной Конференции церкви АСД в 1895 году Алонзо Т. Джоунс выразил это следующим образом:
«Теперь что касается понятия «наши грехи». О каком количестве грехов идёт речь? Все грехи были возложены на Него, и Он понёс всю вину и осуждение за все эти грехи, и понёс возмездие за них, заплатил за них, совершил искупление этих грехов. В таком случае в Нём мы абсолютно свободны от каждого греха, который мы когда-либо совершили. Вот какова истина. Давайте же возрадуемся этой истине и будем славить Бога с нескончаемой радостью. Он принял на Себя все наши грехи, которые мы когда-либо совершили, Он понёс за них полное возмездие, и навсегда удалил их от нас. Также и все склонности ко греху, которые ещё не проявились в реальных поступках, также были навсегда положены в подножие Его ног. Таким образом Он совершил полное очищение, и мы свободны и совершенны в Нём… Господь возложил на Него все эти грехи, и Он принял полное возмездие за них…»
Возмездие за грех – это не сон, а именно смерть:
Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Римлянам 6:23
Послание о праведности Христа включает в себя истину об исключительной важности того, что произошло на кресте, ведь всё человечество находилось во Христе, принявшем нашу человеческую природу. Действительно, только один Христос умер, но в Нём «все умерли».
Алонзо Джоунс отмечает:
«В чём же тогда Адам был образцом Христа? Он был образцом Христа в следующем: всё человечество было в Адаме; таким же образом весь мир был во Христе. Другими словами: точно также, как Адам своим грехом достиг всего мира и повлиял на него, так и Иисус Христос, второй Адам, своей праведностью достигает всего человечества. Вот в чём Адам является образом, или образцом будущего… Иисус Христос, «второй человек», принял на Себя нашу греховную природу. Он соединился с нами во всём. Он «стал нами», и умер нашей смертью. Поэтому в Нём каждый человек, когда-либо живший на земле, который был вовлечён в первого Адама, был также вовлечён и в эту смерть, и поэтому оживёт снова».
В лице Сына Божьего всё человечество уже испытало возмездие за грех:
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. (15) А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. 2 Коринфянам 5:14,15
Елена Уайт отмечает:
«Всевышний, Который подверг наказанию в качестве справедливого возмездия нашего Посредника и Поручителя, был одновременно и Тем, Кто помог Голгофскому Страдальцу вынести всю тяжесть гнева, который должен был обрушиться на грешный мир. Христос претерпел смерть, которая была приготовлена для нарушителей Божия закона». {5БК 1103.2}
«Страдания Христа были столь мучительны из-за ужасного чувства потери благоволения Отца. Когда душа Его находилась в агонии, «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Луки 22:44). Его ужасное страдание, вызванное сознанием того, что в этот критический момент Бог оставил Его, изображает агонию, которую будет чувствовать грешник, когда он поймет – слишком поздно, поймёт, когда он поймёт, что Святой Дух оставил его». (Рукопись 134, 1905 г.). {2РХЛ 464.4}
«Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти. Зримо Он не представлял, как выйдет из могилы Победителем. Ничто не говорило о том, что Отец принимает Его жертву. Зная, насколько грех отвратителен Богу, Христос опасался, что будет навечно разделен с Отцом. Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род. Именно сознание греха, который Он взял на Свои плечи и который навлек на Него Отчий гнев, сделало такой горькой чашу Его страданий, сокрушив Его сердце». {ЖВ 753.2}
Сегодня служители церкви адвентистов седьмого дня часто говорят о том, что на кресте Христос испытал мучения «второй смерти». Эта идея содержится, в частности, в известной книге Роберта Виланда и Дональда Шорта «1888 RE-EXAMINED». В первом официальном издании 1987 года мы читаем: «There are outstanding books on agape by Evangelical scholars, such as Agape and Eros by Anders Nygren, Testaments of Love by Leon Morris, and The Love Affair by Michael Harper. Но в каждом из них чего-то не хватает: они не понимают, как любовь, которая привела Христа к его кресту, является любовью, которая пережила эквивалент второй смерти, как мы видим так ясно в желании веков p. 753" -" ... …»
Христос умер не от физических страданий, но «сознание греха сокрушило Его сердце». Нам также говорится, что смерть нечестивых будет очень похожа на агонию Христа. На самом деле, с точки зрения того, что грешники будут убиты тяжестью собственных грехов, которые полностью обнаружатся во свете Божьего Закона и Божьей славы, их смерть абсолютно идентична смерти Христа, Который был первым умершим от этого типа смерти. Радостная весть состоит в том, что Бог во Христе сделал всё возможное, чтобы ни один человек не испытал мучения «второй смерти», её агонию разделения и огонь осуждения.
Чтобы исключить путаницу в этом вопросе, необходимо подчеркнуть, что смерть Христа на кресте можно сравнивать со «второй смертью», как это делает Елена Уайт и другие, в частности, Роберт Виланд, утверждающий, что «любовь Христа испытала эквивалент второй смерти». Но смерть Христа на кресте нельзя идентифицировать или определять как «вторую смерть»; «вторая смерть» не подразумевает воскресения, потому что является безвозвратным разделением с Богом. Путаница в этом вопросе устраняется, когда мы принимаем библейский взгляд на смерть Христа, которая является первой смертью, произошедшей во Вселенной. Отличие этой смерти от окончательной смерти грешников состоит в том, что Иисус умер не за Свои грехи, а за наши. Также на кресте умирающий Христос выдержал испытание благодаря Своей вере в любовь Отца, а при «второй смерти» нечестивые отвергнут веру Иисуса в Божье прощение, дарованное им во Христе. Ещё одно отличие: благодаря тому, что Иисус принял на Себя нашу человеческую природу и стал «вторым Адамом», в смерть Христа были вовлечены все люди.
Теперь снова перенесёмся в 1895 год и послушаем, как Алонзо Джоунс, один из вестников послания о праведности Христа, представляет Евангелие, говоря о смерти Христа и нашей смерти вместе со Христом.
«Когда Он отдал Себя мне вместе со всей Своей славой, со всем Своим достоинством, отдал Себя мне, который является никем и ничем, разве это не побуждает меня отдать себя Ему? Но мы узнаём ещё больше. Я читаю из того же текста в послании к Римлянам 6:6:
«зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху». (Рим.6:6) Слава Богу! В Нём мы имеем победу, победу от рабства греха. В осознании того факта, что мы распяты в Нём, сокрыта победа над рабством греха.
Теперь я хотел бы сказать, что этот благословенный факт, который мы открываем в Нём, возвышает нас именно до той высоты. И этот факт удерживает нас на этой высоте. Это правда. В этом факте заключена сила. И этот факт является непреложным фактом. Мы все сегодня будем иметь возможность убедиться в этом сполна. Когда Он был распят, что за этим последовало? Он был пригвождён ко кресту, и что случилось после этого? Он умер. А теперь прочтём 8-й стих в той же главе послания к Римлянам: «Если же мы умерли со Христом...» Что ещё произошло тогда? Тот факт, что я мёртв с Ним, является таким же несомненным, что и тот факт, что я был распят с Ним. Будучи распятым с Ним, мы будем также и мёртвыми с Ним. Мертвыми с Ним? Знаем ли мы об этом? Взглянем на 4-й стих этой же главы и ответим на вопрос: когда мы были распяты с Ним, и умерли с Ним, что за этим последовало? Он был погребён. За этим последовало погребение мёртвых. А как насчёт нас? «мы погреблись с Ним». Мы были похоронены с Ним! И ещё раз я спрошу: были ли мы распяты с Ним? Умерли ли мы с Ним? Произвёл ли Бог Отец и Христос в нашей человеческой природе смерть греховного «я»? Да. Чьё это было греховное «я»? Моё.
Следовательно, разве мы не видим, что всё это является даром веры, который должен быть принят вместе со всеми остальными дарами, которые Бог даёт через веру? Смерть ветхого человека находится во Христе, и в Нём мы имеем эту смерть. Слава Богу за это. С Ним наш ветхий человек был распят; с Ним этот ветхий человек умер, и когда Он был погребён, также был погребён и этот ветхий человек. Моё человеческое, ветхое, греховное «я» было распято, умерло, и было погребено с Ним. И с Ним оно всё ещё и остаётся погребёным, когда я в Нём. За пределами Него я, конечно же, ничего этого не имею. Никто, находящийся вне Христа, не имеет никакое из этих благословений. Всё это в Нём. И мы принимаем всё это в Нём верой.
Мы сейчас просто изучаем те факты, которые мы имеем в Нём, те факты, которые даны нам в Нём, и которые должны быть приняты верой. Эти факты являются фактами веры.
Мы благодарны Господу, что данный факт является буквальным фактом, - что наш ветхий человек распят, умер и погребён с Ним, и что в Нём мы имеем этот дар. В Нём мы имеем этот дар, и имеем этот факт, факт смерти ветхого человека, смерти человеческой греховной природы, и её погребения. И убедившись, что это «ветхое я» распято, умерло и погребено, мы можем читать седьмой текст: «Умерший освободился от греха».
В таком случае, зная, что «ветхий наш человек распят с Ним», чтобы нам уже не быть рабами греху, мы свободны от рабства греха.
Братья, мне достаточно знать, что наша роль заключается в том, чтобы ежедневно благодарить Бога за свободу от рабства греха, что также естественно как дышать для того, чтобы жить. Скажу об этом по-другому. Нашей ролью, нашей привилегией и нашим преимуществом во Христе, и только в Нём, когда мы верим в Него, нашей ролью вместе с этой верой является возможность благодарить Бога за свободу от рабства греха, и это подобно тому, как мы дышим, когда спим, или когда пробуждаемся. Как я могу иметь благословения и преимущества, заключающиеся в каком-то даре, если я не принимаю этого дара? Если я всегда колеблюсь, и опасаюсь того, что я не свободен от рабства греха, как долго я буду ждать этой свободы от рабства греха? Да ведь само это колебание, сам этот страх и опасение и сомнения, и являются неверием в своей сути, и поэтому являются сами по себе грехом. Но в Нём, когда Бог действительно дал нам свободу от служения греху, мы имеем право благодарить Бога за эту свободу, и как только мы осознаем эту свободу, и возблагодарим Его за неё, мы на самом деле начинаем ею пользоваться.
«Умерший освободился от греха» (другой перевод: «умерший оправдался от греха») И это всё в Нём. И мы имеем всё это, пока мы верой в Нём. А теперь прочитаем первые стихи 6-й главы послания к Римлянам. «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим.6:1,2)
Может ли человек жить тем, от чего он умер? Нет. В таком случае, когда человек умер от греха, может ли он жить в грехе? Может ли он жить с грехом? Предположим, что человек умирает в бреду и в тифозной горячке. Может ли он жить в этом бреду и в этой горячке, даже если бы его жизнь была подарена ему снова, и он осознаёт, что с ним происходит? Сама мысль о такой жизни будет смертельной для него, потому что эта горячка уже убила его однажды. Точно также и с человеком, который умирает от греха. Сам вид греха, само воспоминание о нём является смертью для него. И если он имеет достаточно восприятия действительности и трезвый ум, чтобы осознать присутствие этого греха снова, то он снова умрёт от этого греха. Он не может жить с тем, от чего он умер. Но большой проблемой многих людей является тот факт, что они не заболевают достаточно жестоко от греха, чтобы умереть. В этом вся трудность. Возможно, они болеют от какого-то определённого греха, и они желают прекратить это, и даже «желают умереть» для этого греха, и думают, что оставили его. Но потом они становятся больными от какого-то другого греха, о наличии которого они не подозревали раньше, и они страдают от того, что они теряют уважение людей и их высокое мнение о себе, когда этот грех становится открытым, и они пытаются оставить и этот грех. Но такие люди не становятся больными от самого греха, от греха в его глубинном смысле, от греха как сущности, каким бы образом эта сущность не проявлялась. Они не достаточно больны от греха, чтобы умереть для греха. Когда же человек становится достаточно больным, - не от грехов, а от греха, от самой сущности греха, и от греховных мыслей, то вы больше уже не сможете заставить его жить в этом грехе. Он не может жить в нём. Ведь этот грех уже убил его однажды. И он не может жить в том, что убило его.
Мы всегда имеем возможности для греха. Эти возможности всегда нас сопровождают. Возможности грешить и жить в грехе присутствуют в нашей жизни каждый день. Но написано: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса»., и «я каждый день умираю». И поскольку я умер для греха, то соблазн греха для меня равносилен смерти. Грех есть смерть для меня в Нём.
Поэтому мы и читаем следующее высказывание в форме удивления и изумления, в форме вопроса: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:2,3) Крещение означает крещение в Его смерть. «Поэтому мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». (Рим.6:4)
Откроем послание к Колоссянам 2:20: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира (речь идёт о мирском, о том, что от мира сего, об этой вражде, о которой мы уже говорили), то для чего вы, как живущие в мире, подчиняетесь этому миру?( англ. перевод)». Здесь говорится о нашем освобождении от рабства греха. Это то же самое, что и сказано в послании к Римлянам 6:6: «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» Другими словами, «Неужели нам жить так, как будто мы не в Нём?» Конечно, нет. Римлянам 6:14: «Грех не должен над вами господствовать». Человек, освобождённый от власти греха, освобождён также и от рабства греху. В Иисусе Христе это также является фактом. Поэтому мы снова прочтём из послания к Римлянам 6-й главы: «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим.6:6-8)
Жив ли Иисус? Да. Слава Богу! Кто умер? Иисус умер, и мы умерли с Ним. Но Он жив, и мы, верующие в Него, также живы с Ним. Об этом мы будем говорить подробнее в последствии.
«зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога». (Рим.6:9,10)
Давайте будем держаться этих истин. Давайте благодарить Бога отныне и всегда, каждый день, каждой своей мыслью, повторяя: «Я распят со Христом». И поскольку Он распят, я также распят, и поскольку Он умер, я также умер с Ним. Поскольку Он погребён, я погребён с Ним. Поскольку Он воскрес, я воскрес с Ним. И поэтому я не раб греху. В Нём я свободен от власти греха, и от рабства греху. Слава Богу за неизречённый дар Его!»